• На главную страницу
  • История
  •  

     

     

     

     

     

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Е. В. Анисимов

    Петр Первый: рождение империи

    Страница [1], [2]

     

    Петр последовательно стремился к созданию целой иерархии регламентов. Он пошел гораздо дальше европейских апологетов камерализма в обобщении и систематизации административного права. Обобщив опыт шведской государственности с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов своеобразный регламент регламентов - Генеральный регламент 1719—1724 гг., содержавший самые общие принципы работы бюрократического аппарата. Эти общие принципы применительно к отраслям развивались и детализировались в регламентах отдельных учреждений, а работа каждой категории чиновников, численность которых увеличилась в 3-4 раза за время реформ, определялась своей инструкцией. Петр создал образец регламента коллегии, разработав своеобразный образцовый регламент центрального учреждения — Адмиралтейской коллегии. Он включал в себя помимо общих положений регламенты 56 должностей чиновников, начиная с пространного регламента президента коллегии и кончая почти анекдотическим регламентом 46-м “О должности профоса”, гласившим: “Должен смотреть, чтоб мимо отхожих мест не испражнялись, и ловить, а если поймает, то бить кошками и велеть вычистить”.

    Новая система центральных учреждений была реформирована вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную прерогативу. Неофициальным главой Сената, состоящего из первейших сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский административный опыт. Прокуроры разных рангов осуществляли контроль за соблюдением законности и правильностью ведения дел практически во всех центральных и многих местных учреждениях. Пирамида явного государственного надзора, выведенная из-под контроля административных органов, дублировалась пирамидой тайного надзора - фискальского, имевшего подобную прокуратуре разветвленную и иерархическую структуру. Важно заметить, что, стремясь достичь своих целей, Петр освободил фискалов, профессия которых — донос, от ответственности за ложные обвинения, что расширяло для них возможности злоупотребления властью. С петровских времен в русском народе фискальство стало синонимом гнусного доносительства.

    Пристально рассматривая наш корабль — государство, мы, конечно, не можем не заметить, что это военное судно. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту — как к уставу, а к служащему — как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра или войнах, ставших привычными для царя, который из 36 лет царствования (1689—1725) провоевал 28 лет.

    Дело в другом. Петр был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущество этой военной модели. Воинская дисциплина — это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. (Вспоминается известная шутка Козьмы Пруткова: “При виде исправной амуниции сколь презрены все конституции”.) Простота воинского устава, его очевидная эффективность на поле боя сеяли соблазн распространить военное начало и на гражданское управление, и на общество в целом.

    Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявлялось в распространении военного законодательства на систему государственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. В 1716 г. основной военный закон—Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Так как не все нормы военного законодательства были применимы в гражданской сфере, то использовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные за преступления против присяги. В значительной степени поэтому ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности. В указе 1723 г. Петр разделил все преступления на две части: государственные и частные. Под государственными имелись в виду все преступления, совершаемые “по должности”, причем Петр считал, что преступление чиновника наносит государству даже больший ущерб, чем измена воина на поле боя, ибо это грозит подрывом основ государственности, разорением страны. Именно поэтому чиновников-воров, лихоимцев и мздоимцев предписывалось наказывать особенно сурово. Так, в указе 1711 г. Петр угрожал губернаторам, вовремя не поставившим рекрутов, что “ежели в две недели кто не исправится… то наказаны будут яко изменники и предатели отечества”. На эффективности такой борьбы со злоупотреблениями мы остановимся ниже, а теперь отметим, что именно в таком правовом определении обязанностей, долга чиновников отчетливо проявлялась характерная в целом для Петра-реформатора сознательная ориентация на военные образцы, желание придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

    Выпестованная великим реформатором, регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов с петровских времен заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Не является преувеличением высказанное В. В. Лапиным, специалистом по истории русской армии, утверждение, что в России XVIII-XIX вв. не армия была при государстве, а, наоборот, государство при армии, причем созданная Петром столица Петербург превратилась бы в пустырь, если бы из нее вдруг исчезли все памятники, здания, сооружения, так или иначе связанные с армией, воинским искусством, победами русского оружия. XVIII в. стал “веком дворцовых переворотов” во многом благодаря гипертрофированному значению военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Грубая военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти.

    Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, - естественный процесс. Бюрократия — необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха — единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной “бюрократической революцией”, в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения — мобильно и гибко откликаясь на изменения жизни. Все эти черты созданной петровским режимом бюрократии позволили ей успешно существовать вне зависимости от того, какой властитель сидел на троне — умный, глупый, деловой или бездеятельный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня. Достойно примечания, что в первые годы после смерти Петра некоторые государственные деятели с тоской вспоминали “золотые времена” приказов и их знаменитая “московская волокита” представлялась простой, как огурец, по сравнению с чудищем бюрократии, рожденной петровскими государственными реформами.

    Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распространением практики участия профессиональных военных в государственном управлении. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно — гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения своего срочного задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении как администрации, так и населения. Такое крупное и сложное мероприятие, как “ревизия” — перепись населения - было осуществлено также силами военных, причем на переписи была занята почти половина офицерского корпуса. К этой практике правительство прибегало не раз и впоследствии.

    Осуществление подушной переписи привело к введению нового порядка содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с “подушного числа” которых взималась подать на нужды этого полка. В итоге воинские части 200-тысячной армии размещались практически в каждом уезде страны (за исключением окраин), причем постойная повинность, ранее временная, становилась для большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой идеи Петра, заимствованной из практики “поселенной” системы Швеции и адаптированной к условиям России, стало тяжелым бременем для народа. Недаром впоследствии наиболее эффективным средством наказания непокорных крестьян было как раз размещение в их домах солдат и, напротив, освобождение от постоя рассматривалось как желаннейшая привилегия, которой за особые заслуги перед государством удостаивались редкие селяне и горожане.

    Изданные законы о поселении полков — “Плакат” 1724 г.—должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Однако они привели к тому, что власть командира полка стала более полной, чем власть местной гражданской администрации. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, в успехе чего оно было, естественно, заинтересовано, но исполняло функции “земской полиции”: пресекало побеги крестьян, подавляло вооруженной рукой сопротивление народа, а также осуществляло общий полицейский надзор за перемещением населения, согласно введенной тогда же системе паспортов. Это вытекало из той роли, которую придал военному элементу в жизни страны преобразователь России.

    В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Вершиной этой системы являлся трон, а если прибегнуть к заданному образу — мостик, на котором бессменно стоял царственный шкипер.

    Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание свода законов, закреплявших право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.

    Личность самодержца, конечно, накладывает особый оттенок на институт самодержавия в каждый период его существования. В этом смысле влияние личности Петра на устройство и оформление режима самодержавного правления оказалось значительным и конструктивным. Он реализовал как потенциально заложенные в этом институте идеи, так и привнес новые, оригинальные или заимствованные из других стран.

    Петровская эпоха примечательна попыткой теоретического обоснования власти одного над миллионами. Феофан Прокопович — теоретик самодержавия — развивал концепцию неограниченной власти русского царя, опираясь как на традицию московского царства, так и на теорию западноевропейских государствоведов с их учением о “естественном праве”. Произведения Феофана - это эклектическая компиляция из отрывков Священного Писания, выписок из трудов новейших философов-теоретиков “договорной” концепции образования государства, ставившая целью убедить русского читателя в праве самодержца повелевать на основе как Божественного, так и “естественного” права. Обращение к разуму, характерное для обоснования этого направления мысли, несомненно, новая черта в идеологии русского самодержавия.

    Важно отметить, что теоретические посылки разумного устройства не оставались на бумаге. Работа Петра на верфи, стройке, его участие в сражениях, руководство нижестоящими и послушное подчинение им же самим над собой поставленным начальникам — все должно было убедить подданных в преимуществе такого образа жизни. С годами была сформулирована целая концепция “образцовой” службы царя на троне, в которой царствование рассматривалось Петром как служение особого рода. Впервые в русской политической мысли были сформулированы понятия “долг”, “обязанность” монарха, были обозначены пределы (точнее - беспредельность) его власти - необходимейшее условие для эффективного исполнения “царской работы”. Идеи рационализма, о которых шла речь выше, питавшие эти поступки, во многом владели умом царя. Он жил и работал, исходя из начал “разума”, “порядка” — принципов, на которых должно было создаваться государство и строиться жизнь подданных. Восхищаясь демократизмом, работоспособностью, самоотверженностью великого реформатора России, нельзя забывать один принципиальный момент: “служба” царя и служба его подданных существенно различались — для последних это была служба государю, с которой сливалась служба государству. Иначе говоря, своим каждодневным трудом Петр показывал пример служения себе, российскому самодержцу.

    Было бы неправильно все излишне упрощать. Служение Отечеству, России — важнейший элемент политической культуры петровского времени. Его питали традиции патриотизма, примеров которого много в допетровской истории — достаточно вспомнить гражданский подвиг Минина и Пожарского, вставших на защиту “земли”. Именно “земская” традиция - одна из важнейших в истории России. Но в предпетровское и особенно петровское время все же основной, определяющей оказалась иная, также идущая из древности тенденция отождествления власти и личности самодержца с государством. Развитие этой тенденции привело к слиянию представлений о государственности, Отечестве — понятию, священному для каждого гражданина и символизирующему независимое национальное существование, - с представлением о носителе государственности — вполне реальном и далеко не безгрешном, смертном человеке, на которого в силу занимаемого им положения распространялись священные понятия и нормы государственности. В новейшей истории наиболее яркое отождествление личности правителя с государством, Родиной и даже народом проявилось в культе личности Сталина (“Сталин - воля и ум миллионов”).

    Для политической истории России в дальнейшем это, как известно, имело самые печальные последствия, ибо любое выступление против носителя власти, кто бы он ни был — верховный повелитель или мелкий чиновник, - трактовалось однозначно: как выступление против персонифицируемой в его личности государственности России, народа, а значит, могло привести к обвинению в измене, к признанию врагом Отечества, народа. Мысль о тождественной ответственности за оскорбление личности монарха и оскорбление государства прослеживается в Соборном уложении 1649 г., апофеоз же этой идеи наступил при Петре, когда понятие Отечества, не говоря уже о “земле”, исчезает из воинской и гражданской присяг, оставляя место лишь самодержцу, в личности которого и была персонифицирована государственность.

    Важнейшим элементом политической доктрины Петра была идея патернализма. В рамках этой идеи был сформулирован образ разумного, предвидящего будущее монарха - отца Отечества и народа. В “Правде воли монаршей” сформулирован парадоксальный на первый взгляд, но логичный в системе патернализма вывод о том, что если государь - сын своего отца, то он является “по высочайшей власти своей” своему отцу отец, ибо сын-государь уже этим самым всем своим подданным отец. Важно отметить, что идея патернализма смыкается с идеей “харизматического лидера”, выдвинутой Максом Вебером. Являясь промежуточным между традиционным и демократическим лидером, харизматический лидер — избранник выделяется и служит предметом особого почитания не на основе шкалы традиционных ценностей (характерных для восприятия царя как подобия Бога на земле), а как существо, наделенное исключительными способностями и дарованиями, которые, будучи “недоступны обыкновенному человеку, рассматриваются как исходящие от Божества или образцовые, и на их основании данный индивид считается лидером”. Он может быть демократичен в своем поведении, пренебрегать материальными интересами, отвергать прошлое и в этом смысле является “специфической революционной силой”. Важно отметить, что харизматический авторитет носит сугубо личный характер и титулы “Отец отечества”, “Отец нации”, “Лидер революции” не передаются как трон по наследству.

    Несомненно, Петру, носившему официальный титул “Отца отечества”, были присущи многие черты харизматического лидера, ибо его власть (по крайней мере в официальной идеологии) опиралась не столько на божественность происхождения ее, сколько на признание исключительности его качеств, демонстративно-педагогической “образцовости” в исполнении “должности”. Простота в личной жизни, демократизм в общении с людьми разных сословий сочетались с откровенным пренебрежением ко многим традиционным формам почитания самодержца, а его постоянная ориентированность на преобразования была несомненным свидетельством революционности, последовательного и глубокого стремления к коренной ломке общественных институтов и стереотипов. Правда, остается открытым вопрос о цели революционной ломки (вспомним недавнюю победу исламского фундаментализма в Иране). В случае с Россией такая ломка привела в конечном счете к закреплению и упрочению крепостнических и производных из системы крепостничества политических структур.

    Рассмотрим проявления патернализма в отношении народа. Реформы, труд воспринимались Петром как постоянная школа, учеба. Концепция жизни-учебы являлась составной частью рационалистического восприятия мира, характерного для Петра. Но в школе, в которую он превратил страну, себе он отводил место Учителя, знающего, что нужно его ученикам-подданным. В обстановке бурных перемен, нестабильности, общей неуверенно-сти (явлении, столь характерном для переломных, экстремальных моментов истории, какими и являются глубокие реформы и революции), когда цели преобразований, кроме самых общих, не были видны и понятны многим и даже встречали открытое, а чаще скрытое сопротивление, в сознании Петра укреплялась идея разумного Учителя и неразумных, часто упорствовавших в своей косности учеников-подданных, которых можно приучить к делу только с помощью насилия, палки.

    Мысль о насилии как универсальном и наиболее эффективном способе управления, как известно, не нова в истории России, да и других стран. Но, пожалуй, Петр первым с такой оптимальностью и систематичностью использовал принуждение для достижения блага, как он его понимал, и сформулировал идею “насильственного прогресса. Постоянно проводимая мысль о “педагогике дубинкой” зиждилась на уверенности в том, что он, царь, единственный, кто знает, что необходимо его народу, и, адекватно выражая это несомненное благо в своих указах, требует взамен беспрекословного подчинения. Современник вспоминает, как Петр сказал однажды своим приближенным: “Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами как невольниками. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству. Англинская вольность здесь не у места, как к стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять… Недоброхоты и злодеи мои и отечеству не могут быть довольны, узда им — закон. Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру”. Этот гимн режиму единовластия (а в сущности — завуалированной тирании) подкрепляется и симпатиями Петра к Ивану Грозному, и многочисленными высказываниями царя о том, что путь насилия — единственный, который в условиях России принесет успех. В указе Мануфактур-коллегии в 1723 г. по поводу трудностей в распространении мануфактурного производства в стране Петр писал: “Что мало охотников, и то правда, понеже наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, что явно из всех дел не все ль неволею сделано, и уже за многое благодарение слышится, от чего уже плод произошел”.

    Петровское царствование показало, что многочисленные призывы и угрозы не могли заставить людей делать так, как требовал Петр: точно, быстро, инициативно. Мало кто из сподвижников царя-реформатора чувствовал себя уверенно, когда ему приходилось действовать без указки Петра, на свой страх и риск. Это неизбежно, ибо Петр поставил перед собой невыполнимую задачу. Он, как писал В. О. Ключевский, “надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение, как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешимая”.

    Читая письма своих сподвижников, испытывавших ощущение беспомощности и даже отчаянья, когда они оставались без точных распоряжений, царь имел все основания полагать, что без него все дела встанут. Вместе с этим чувством исключительности Петром, далеким от самолюбования и пустого тщеславия, должно было владеть другое чувство — чувство одиночества, сознания того, что его боятся, но не понимают. Последние годы его жизни, вероятно, и были окрашены этим чувством.

     

    В Петровскую эпоху произошел распад некогда единого сословия “служилых людей”. Верхушка служилого сословия — служилые “по отечеству”, т. е. по происхождению, превратились в дворян, известных нам по позднейшей эпохе, а низы сословия служилых “по отечеству” (главным образом жившие на юге так называемые “однодворцы”), а также все служилые “по прибору”, т. е. по набору, стали государственными крестьянами.

    Образование сословия дворян, пользовавшихся впоследствии исключительными правами душе- и землевладения, было следствием не только издавна протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхней части служилого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым занимать сразу высокое место в обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

    Казалось бы, это было весьма демократичное начинание, открывавшее путь наверх наиболее способным людям, не имевшим за своей спиной поколений знатных предков. И действительно, новый принцип, отраженный в известной Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Табели о рангах (важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста) Петр стремился превратить довольно аморфную массу служилых “по отечеству” в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Конечно, оформление сословия дворянства следует рассматривать и как образование корпорации, наделенной особыми правами и привилегиями, с корпоративным сознанием, принципами и обычаями. Но вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие “дворянин” с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Он не только внушал, во и действовал: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались на учебу за границу; царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.

    В целом политика самодержавия в отношении дворянства была очень жесткой, и бюрократизированное, зарегламентированное дворянство, обязанное учиться, чтобы затем служить, служить и служить, лишь с большой натяжкой можно назвать господствующим классом. Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как главном источнике благосостояния, ввели майорат — запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что и бывало на практике. Трудно представить себе, каким бы было русское дворянство, если бы принципы Петра последовательно осуществлялись после его смерти. Подлинная эмансипация дворянства, развитие его дворянского (в европейском смысле этого слова) корпоративного сознания происходили по мере его “раскрепощения” в 30—60-е годы XVIII в., когда вначале был отменен майорат, ограничен срок службы, а затем последовал знаменитый манифест 1762 г., название которого говорит само за себя: “О даровании вольности и свободы российскому дворянству”. В петровское же время дворяне рассматривались прежде всего как бюрократическое и военное сословие, накрепко привязанное к государственной колеснице.

    Если сословие дворян оформилось во многом благодаря сознательной деятельности властей, то сословие государственных крестьян было просто-напросто впрямую организовано как какое-либо учреждение по задуманному царем плану. Суть плана состояла в объединении в одно юридическое и податное сословие разнообразных категорий некрепостного населения России. В число государственных крестьян вошли однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне — инородцы Поволжья, всего не менее 18% податного населения. Важнейшим, определяющим признаком однодворцев — вчерашних служилых “по отечеству” и “по прибору” — стало признание их тяглыми. Это навсегда закрыло им дорогу в дворянство, хотя часть из них имела крепостных, а землей владело согласно поместному праву. Вообще принадлежность к тяглым сословиям с тех пор означала непривилегированность, и политика Петра в отношении категорий, вошедших в сословие государственных крестьян, была ориентирована на ограничение их прав, сужение их возможностей в реализации тех преимуществ, которыми они располагали как люди, лично свободные от крепостной зависимости.

    Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Не преувеличивая, можно сказать, что ремесленники, купцы, горожане русских городов в одно прекрасное утро проснулись членами гильдий и цехов. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили “первостатейные”, куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

    Деление на гильдии оказалось чистейшей фикцией, ибо проводившие его военные ревизоры думали прежде всего об увеличении числа плательщиков подушной подати. Поэтому число членов гильдий стало увеличиваться за счет не только разночинцев, но даже нищих и деклассированных элементов. Почти сразу же фискальные цели городской реформы заслонили многие другие. Унификация сословного строя города не привела к установлению прогрессивных форм налогообложения, что в принципе могло бы способствовать активизации торгово-промышленной деятельности в них. Крайне важно, что Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по “животам”, когда наиболее состоятельные горожане были вынуждены платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым консервировались средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.

    Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов — действенными органами самоуправления. В сущности, в результате городской реформы был создан чисто бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах. Судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе - вот и все основные нрава, предоставленные магистратам.

    Социальные преобразования коснулись и той части населения России, с которой, казалось бы, все было ясно, - крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния. Этот процесс слияния усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество. Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а, кроме того, значительная часть их — кабальные холопы - имели, согласно традиции, право выхода на свободу по смерти своего господина.

    При Петре процесс сближения холопов и крестьян был резко усилен. Вначале были резко сужены возможности выхода холопов на свободу - они должны были, согласно указам, служить в армии.

    Окончательный удар холопству был нанесен переписью душ в 1719—1724 гг., причем холопы были вначале переписаны, а затем, согласно указу 1723 г., были навсегда внесены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.

    Тысячелетний институт холопства одним росчерком пера был уничтожен. Его ликвидация имела далеко идущие последствия: заметное усиление барщинных отработок крепостных крестьян России в середине XVIII в., отмеченное в литературе, в немалой степени связано с исчезновением холопства, чья основная функция в системе барского хозяйства состояла именно в работе на барском поле. Теперь, после уничтожения холопства, эта тяжесть полностью легла на плечи крепостных крестьян.

    То, что происходило в социальном строе России петровского времени (к описанным сюжетам следует прибавить введение штатов церковнослужителей, в результате чего не попавшие в штаты церковники признавались тяглыми; суровые разборы разночинцев с последующим распределением их в службы, оклады или богадельни; слияние монастырских, церковных и патриарших крестьян), свидетельствует о несомненной унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой реформатора, ставившего цель создания так называемого “регулярного государства”, которое можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое и полицейское.

    Последнее особенно отчетливо проявилось в создании такого внутреннего режима, при котором действовал ряд ограничений. Наиболее важных из них можно выделить три: ограничения в передвижении по стране, свободы в выборе занятий и, наконец, ограничения социальных перемещений, перехода из одного “чина” в другой. Все эти ограничения, особенно социальной направленности, были обусловлены традиционными принципами сословной и государственной политики и допетровского времени. В сохранении и упрочении сословных монополий, пресечении попыток представителей низших сословий приобрести привилегии высших власти видели основу правопорядка, справедливости и процветания народа.

    Но при этом нужно отметить, что в допетровское время сильно сказывалось влияние обычаев, сословные границы были размыты, пестрота средневекового общества давала его членам, особенно тем, кто не был связан службой, тяглом или крепостью, неизмеримо большие возможности реализации личности, чем регулярность общества Петра.

    Именно этим отличалось петровское время от предшествующего. Для законодательства Петра характерна более четкая регламентация прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому — более жесткая система запретов, касающихся вертикального перемещения.

    Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте, где его записали в оклад. Уже это само по себе затрудняло выход из платежной общины для перемены статуса. Чтобы не парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г. разрешило помещичьим крестьянам с уплатой огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком. Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостным. Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый “торгующий крестьянин”. Подобное же было сделано с крестьянами-отходниками, работавшими на мануфактурах. Социально-экономическое значение подобного “соломонова” решения было очевидно: эксплуатируемый капиталистическим способом на капиталистическом предприятии такой отходник, получив жалованье, превращал его в оброк, который отдавал своему помещику.

    Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724—1725 гг. армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.

    Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима (утеря, просрочка паспорта, выход за пределы территории, разрешенной для посещения) автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

    Безусловно, всевозможные ограничения были продиктованы не столько особой подозрительностью царя или его особо развитым классовым чувством, сколько своеобразным преломлением в сознании реформатора рационалистических идей, о которых шла речь выше. Развитие этих идей в конкретном приложении к России, по мысли реформатора, требовало усиления разнообразной опеки над обществом, расширения функций государства в жизни всего населения страны, сословий, каждого отдельного человека. Это все придавало государству Петра полицейский характер, если понимать под термином “полиция” не только некую репрессивную организацию, но главным образом организацию многосторонней “регулярной” жизни подданных, начиная с устройства их домов по утвержденному чертежу и кончая тщательным контролем за их нравственностью и даже душевными движениями.

    Здесь нет преувеличения или иронии. Петр осуществил, как известно, церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления Русской Церковью. Уничтожение Патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени “княжескую” систему церковной власти. Объявив себя фактически главой Церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты Церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Столь грубое вторжение государства в дела Церкви и веры самым пагубным образом отразилось на духовном развитии общества и на истории самой Церкви. Ведь нельзя забывать, что превращение Церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь с ее тысячелетними традициями защиты униженных и поверженных государством, Церковь, которая “печаловалась” за казнимых, публично осуждала тиранов, стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

    Таков был экипаж корабля Петра. Теперь наконец зададимся последним вопросом: куда же плывет этот корабль? Каковы же цели его царственного шкипера?

    Внешнеполитическая концепция России в ходе Северной войны претерпела существенные изменения. Война четко разделилась Полтавским сражением на два этапа: с 1700 по 1709 г. и с 1709 по 1721 г. На первом этапе, ставшем из-за поражения под Нарвой оборонительным, военная инициатива находилась у Швеции, чьи полки заняли Польшу, Саксонию, вторглись в Россию. Поэтому Петр прежде всего должен был решить проблему сохранения и преобразования армии, накопления оборонительного потенциала страны. Также предпринимались безуспешные попытки оживить парализованный победами Карла XII Северный союз (Дании, Саксонии и России). На первом этапе войны Петр сумел, воспользовавшись отсутствием крупных шведских сил в Восточной Прибалтике, занять крепости Ингрии и основать Петербург и Кронштадт.

    Полтавская победа позволила перехватить инициативу, которую Петр развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстляндию, а затем вступил в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. В 1716 г. со шведской империей было навсегда покончено. Но в ходе раздела ее владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.

    Во-первых, Петр отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Смуты начала XVII в., - Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710 г. были включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний.

    Во-вторых, Петр начиная с 1712 г. стал активно вмешиваться в германские дела. Поначалу это было связано с борьбой против шведов в Померании, Голштинии и Мекленбурге, а затем, после изгнания их из Германии, Петр стал поддерживать (в том числе вооруженной рукой) претендовавшего на абсолютистскую власть мекленбургского герцога Карла-Леопольда, вступил в активные переговоры с Голштинией — соседним и враждебным Дании государством. “Мекленбургский”, “голштинский”, а также “курляндский” вопросы стали источниками повышенной напряженности на заключительной стадии Северной войны и даже после ее окончания, ибо Петр, властно вмешиваясь в германские дела, борясь с чуждыми ему влияниями Англии, Франции и Дании, с 1709 г. повел своеобразное “брачное наступление” в Европе: в 1709 г. племянница Петра Анна Ивановна стала герцогиней Курляндской, а ее сестра Екатерина — герцогиней Мекленбургской, сын Алексей был женат на принцессе Шарлотте-Софии Волфенбюттельской, а старшая дочь Петра стала невестой, а после смерти Петра - женой Голштинского герцога Карла-Фридриха.

    Ништадтский мир 1721 г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, а также приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи - связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула прямая. Возросшую военную мощь русское правительство использовало для усиления влияния в районе Балтики. Несомненным успехом русской дипломатии стало заключение союзного договора со Швецией, а активное муссирование “голштинского вопроса” позволяло России влиять как на положение Швеции, чья королевская династия была связана с голштинскими владетелями, так и на Данию, от которой Россия добивалась отмены зундской пошлины при проходе кораблей через проливы. После смерти Петра продолжавшееся усиление притязаний России в Голштинии поставило ее на грань войны с Данией.

    Следует отметить, что Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономические интересы. Меркантилистские концепции, которые разделял Петр, требовали активизации торгового баланса, вынуждали добиваться превосходства вывоза над ввозом, расширять рынки сбыта отечественных товаров. Можно говорить о доминанте торговой политики в общей системе внешней политики России после Ништадтского мира.

    Следствием уродливого слияния военно-политических и торговых интересов Российской империи стала русско-персидская война 1722-1723 гг., сочетавшаяся с попытками проникновения в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры международной торговли убеждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось Петром отнюдь не как временная мера. Русско-персидский мир 1723 г. привел к присоединению значительных территорий Персии к России, строительству там крепостей. Петр вынашивал проекты депортации мусульманского населения из прикаспийских провинций и заселение их православными. Создание плацдарма на Каспии ставило цель подготовки похода на Индию. Своеобразный “индийский синдром”, владевший многими завоевателями (ибо нет подлинной империи без богатств Индии), не миновал и Петра. С той же целью была предпринята авантюристская попытка присоединить к империи остров Мадагаскар, для чего готовилась в 1723 г. секретная экспедиция адмирала Д. Вильстера.

    Суммируя вышесказанное, отметим, что в ходе петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики: от решения насущных задач национальной политики Россия перешла к постановке и решению типично имперских проблем.

    При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII—XIX вв., начали формироваться имперские стереотипы.

     

    Страница [1], [2]

     

    Текст приводится по изданию: Е. В. Анисимов. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX в. Сост.: С. В. Мироненко. М., 1991. С. 186-220

     

    StudLance.ru

     

     

     

    Рекомендуем также:

    Н. И. Павленко, доктор исторических наук. Феофан Прокопович
    А. Дегтярев, доктор исторических наук. О Государственном флаге России
    Полтавская битва и ее историческое значение
    А. Шумилов. Русские первопроходцы
    Афины при Перикле
    Повесть о начале царствующего града Москвы
    А. П. Богданов, кандидат исторических наук. Летописцы рассказывают. "И сели насмерть"
    С. О. Шмидт. "История государства Российского"
    Александр I: личность и политика
    Речь Александра II в Государственном совете 28 января 1861 г.
    Внешняя политика России 60-90 гг. XIX в. (документы, комментарии)
    Об усовершенствовании государственного порядка. Высочайший манифест от 17 октября 1905 г.

     

    Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Rambler's Top100