• На главную страницу
  • История
  •  

     

     

     

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Афины при Перикле

     

    Пятый век до нашей эры - это самая блистательная эпоха в истории античной Греции, время ее экономического и политического расцвета. На этот период пришелся наивысший расцвет греческой культуры. Тогда создавали свои произведения трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, скульпторы Фидий, Поликлет, Мирон, учили философы Анаксагор, Демокрит и Сократ. Самым знаменитым греческим городом были Афины - крупнейший экономический и культурный центр. Своим процветанием Афины в большой степени были обязаны развитию полисной демократии: политические изменения, укреплявшие демократические порядки, значительно смягчили социальную напряженность в гражданском коллективе, создали предпосылки для экономического процветания и способствовали развитию богатой и разнообразной духовной культуры. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла.

    Перикл родился в 492 или 490 году до н.э. (точная дата неизвестна). Он происходил «как с отцовской, так и с материнской стороны из дома и рода, занимавших первое место» (Плутарх. Перикл, 3). По линии матери Перикл вел свое происхождение из древнего аристократического рода Алкмеонидов, о которых Геродот писал: «В Афинах не было знатнее и более уважаемых людей, чем они» (Геродот. История VI 124). Отцом Перикла был Ксантипп (из благородного рода Бусигов), победитель персов в битве при Микале в 479 году. В числе основателей афинской демократии был и предок Перикла - Клисфен, в результате реформ которого Афины стали сильным демократическим государством.

    Уже при жизни Перикла о нем складывались легенды. Одну из них передает Геродот: когда мать Перикла «ожидала ребенка, то имела видение: во сне ей представилось, что она родит льва. Несколько дней спустя она произвела на свет Перикла» (Геродот. История VI 131).

    В числе учителей Перикла были выдающиеся люди. Музыке его обучал Дамон, который «был композитором и теоретиком музыки; он настолько серьезно относился к своему искусству, что заявлял: "Нельзя коснуться музыкальных правил без того, чтобы не произвести одновременно переворот в основных законах государства…"» (Боннар, т. 1, с. 244). Риторике и философии Перикл обучался у знаменитых философов Зенона Элейского и Анаксагора, долгие годы бывшего близким другом Перикла. Считали, что «высокий образ мыслей и возвышенность речи» ему привил именно Анаксагор, относившийся к тем, кого в Греции называли физиками - исследователями природы. В частности, ему принадлежит объяснение причины лунных и солнечных затмений. Рассказывали, что однажды, когда афинские триеры готовились к походу, произошло солнечное затмение. «Перикл, видя ужас и полную растерянность кормчего, поднял свой плащ перед его глазами и, накрыв его, спросил, неужели в этом есть какое-нибудь несчастие… Тот ответил, что нет. "Так чем же то явление отлично от этого, - сказал Перикл, - как не тем, что предмет, который был причиной темноты, больше плаща?"» (Плутарх. Перикл, 35). Когда Перикл уже управлял Афинами, среди его друзей, помимо Анаксагора, были Фидий, Софокл, Протагор, Геродот.

    Незадолго до начала Пелопоннесской войны противники Перикла, стремившиеся отстранить его от власти, решили очернить его в глазах народа и организовали процессы против близких ему людей. К суду привлекли Анаксагора, обвиняя его в безбожии и нечестии, в том, что он считает солнце — Гелиоса огненной глыбой, по величине большей Пелопоннеса. От смертного приговора философа спас Перикл. Выступив перед народом, он спросил, дает ли его, Перикла, жизнь какой-нибудь повод к нареканиям? И услышав, что нет, сказал: «А между тем, я ученик этого человека. Так не поддавайтесь клевете и не казните его, а послушайтесь меня и отпустите» (Диоген Лаэртский. II 13). Философа приговорили к штрафу и изгнанию.

    Перикл был знаменит своим красноречием, в этом, как писал Плутарх, «он далеко превзошел всех ораторов» (Плутарх. Перикл, 8). В речи, как и в музыке, должна быть гармония, поэтому говорили, что Перикл настраивал речь, как музыкальный инструмент и, идя к ораторской трибуне, «молил богов, чтобы у него против его воли не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу» (Плутарх. Перикл, 8). Он умел убедить слушателей в своей правоте. Рассказывали, что один из противников Перикла на вопрос спартанского царя, кто из них сильнее в борьбе - он или Перикл, ответил: «Когда я в борьбе повалю его,.. то он говорит, что не упал… и убеждает в этом тех, кто это видел» (Плутарх. Перикл, 8). Современники говорили, что на устах Перикла обитает богиня Пейто («Убеждение»).

    Выступал Перикл редко, поэтому его сравнивали со священным кораблем «Саламиния», выплывавшим лишь случае самых важных событий и торжеств. Каждое выступление Перикла становилось событием. Говорили, что выступая перед народом, он гремел и метал молнии. Поэтому за свой дар слова Перикл получил прозвище «Олимпиец».

    Большое впечатление на людей производили манеры Перикла. Он всегда был серьезен, спокоен, ровен в обращении со всеми. Однажды какой-то враг Перикла бранил и оскорблял его целый день - и на площади, и когда он вечером возвращался домой. Перикл молча терпел брань, и «перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его дома» (Плутарх. Перикл, 5). Он был бескорыстен и неподкупен, «ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец» (Плутарх. Перикл, 15).

    Несмотря на все свои достоинства, признававшиеся современниками, Перикл всю жизнь был предметом шуток из-за своего физического недостатка: у него «голова была продолговатая и несоразмерно большая». Современные Периклу поэты-комики состязались в остроумии, называя его то «схинокефалом» (т. е. с головой в форме морской луковицы), то «кефалегеретом» («собирателем голов»).

    Первая, законная жена Перикла происходила из знатного рода, она родила Периклу двух сыновей - Ксантиппа и Парала. К разводу с ней Перикла побудило знакомство с красавицей гетерой Аспасией. Аспасия была одной из самих образованных женщин того времени, славилась своим умом и ученостью, «и даже философы говорили о ней как о женщине незаурядной... Многие в Афинах искали ее общества ради ее ораторского таланта» (Плутарх. Перикл, 24).

     

    * * *

    Согласно Плутарху, Перикл вначале опасался посвящать себя политической деятельности. Старики, помнившие тирана Писистрата, говорили, что внешне Перикл имеет с ним сходство. «А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и… не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей» (Плутарх. Перикл, 7). Но в 461 году, после гибели Эфиальта, возглавлявшего демократическую «партию» в Афинах, Перикл, бывший его другом, решил продолжить демократические преобразования, стать «на сторону демократии и бедных».

    Самым опасным противником демократии был аристократ Кимон, сын Мильтиада, отважный победитель персов. В 462 году в борьбе с ним выдвинулся Эфиальт. Стремясь укрепить власть демоса, Эфиальт реформировал ареопаг. Были уничтожены важнейшие контрольные и судебные полномочия этого органа власти: из его ведения были изъяты все преступления, кроме святотатства и умышленного убийства. Единственной привилегией ареопагитов оставалось то, что их решения не подлежали обжалованию в Народном собрании. Это был серьезный удар по родовой аристократии. Но в 461 году Эфиальт был убит.

    «Гибель Эфиальта оставила Перикла один на один с противниками демократических нововведений, - пишет А. И. Немировский, - и от его политической гибкости и умения заручиться поддержкой народа зависел выбор путей дальнейшего развития Афин» (Немировский, с. 253). Начавшаяся борьба Перикла с Кимоном не была простой: стремясь заручиться поддержкой бедных граждан города, Кимон действовал демагогическими методами: он «приглашал каждый день нуждающихся граждан обедать, одевал престарелых, снял загородки со своих усадеб, чтобы кто захочет, пользовался их плодами» (Плутарх. Перикл, 9). Перикл противопоставил такой политике идею о том, что «не милость богача, а неоспоримое право граждан на участие в богатстве полиса должно изгнать из Афин нищету» (Немировский, с. 253). Демос поддержал Перикла, и в 461 году Кимон был изгнан посредством остракизма как сторонник спартанцев и враг демократии. Перикл был избран первым стратегом (т.е. на важнейшую в Афинах должность) только через 17 лет, в 444 году, но и до избрания фактически руководил Афинами, что дало повод историку Фукидиду, говоря о том времени, заметить: «По имени это была демократия, на деле власть принадлежала первому гражданину».

     

    * * *

    Эпоху Перикла называют золотым веком афинской демократии. Преобразования, проведенные Периклом, позволили ему заявить: «У нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни». Всем гражданам Афин обеспечивался ничем не ограниченный доступ к занятию государственных должностей. Исчезло среднее звено солоновской конституции - зажиточные граждане как особая часть демоса, имеющая преимущественное право на участие во власти. Жребий обеспечивал любому гражданину Афин возможность реально участвовать в управлении полисом. Жребий решал, кому заседать в Совете пятисот, или буле (собиравшемся для принятия предложений, выносившихся на Народное собрание), кому - в ареопаге, кому вершить суд в суде присяжных - гелиэе. На должности стратега, начальника конницы и казначея избирались голосованием: ведь от кандидатов на две первые должности требовались необходимые качества, а казначей отвечал за сохранность казны своим имуществом. Таким образом, система участия граждан полиса в управлении позволяла достичь двух целей: равных возможностей для всех граждан и выбора на особо важные должности компетентных лиц. Должностные лица были выборны, сменяемы и подотчетны: по окончании срока работы должностное лицо представляло отчет, который должен был быть утвержден Народным собранием. Любой гражданин мог предъявить обвинение уволенному должностному лицу и возбудить против него преследование. Во время исполнения своих обязанностей должностное лицо находилось под контролем Народного собрания, которое могло отрешить его от должности и передать на суд - в гелиэю.

    Гелиэя была частью Народного собрания. Комиссии присяжных заседателей - гелиастов вершили суд как бы от имени Народного собрания. В гелиэе ежегодно заседало по шесть тысяч судей, избиравшихся по жребию из пришедших на собрание. Приговоры гелиэи в большинстве случаев не подлежали обжалованию. В важных случаях (антигосударственные деяния, покушение на демократический строй Афин, заговор, создание тайного общества) Народное собрание поручало рассмотрение обвинения комиссии из членов гелиэи, которая должна была состоять из не менее чем тысячи человек.

    Верховным органом власти в Афинах было Народное собрание (экклесия), обладавшее широкими полномочиями: принимать законы, решать вопросы войны и мира, заключать и расторгать договоры с другими полисами, избирать должностных лиц и проверять их работу. На Народном собрании (оно проводилось около сорока раз в год) тщательно обсуждались все вопросы, каждый гражданин имел право высказать свою точку зрения и внести на рассмотрение любой законопроект. Все граждане Афин имели право участвовать в Народном собрании. «Отсутствуют тут, - писал А. Боннар, - разве что крестьяне, неохотно покидающие свои деревни,.. но уж никак не городские рабочие и моряки из Пирея; именно это трудящееся население составляет большинство в собрании... Люди стекаются сюда толпами, чтобы увидеть увлекательное зрелище: состязание в красноречии» (Боннар, т. 1, с. 246).

    Чтобы во власть не проникли люди недостойные, была установлена специальная процедура контроля: прежде чем стать членами суда или Совета пятисот, граждане проходили проверку (докимасию). Ее осуществляли соответственно судьи или члены Совета предыдущего года; несправедливое решение можно было обжаловать в Народном собрании. По словам А. Боннара, «благодаря всем этим установлениям и многим другим афинская демократия создавала режим полной демократии, управление народом и для народа, представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» (Боннар, т. 1, с. 248).

    Согласно Фукидиду, Перикл так говорил об афинской демократии: «И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в честных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преимущество в общественных делах обусловливается той репутацией, какую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности». Действительно, реальное участие в управлении бедняков, людей с небольшими доходами было бы невозможно, пока человек, выбранный в Совет или суд, не избавится от заботы о средствах к существованию. Введенная Периклом система оплаты должностей снимала заботу о пропитании. Плата за участие в Совете или гелиэе называлась вознаграждением и являлась компенсацией за потерю рабочего времени при исполнении гражданских обязанностей.

    Практика оплаты должностей вовлекла в общественную жизнь афинских бедняков. Низший слой афинских граждан - феты (поденщики, бедняки) стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В 457 году появился первый архонт - крестьянин. Периклу предлагали ввести оплату и за участие в Народном собрании, но он не соглашался на это, рассматривая присутствие на собрании не только как право, но и как долг гражданина.

    Политическое устройство Афин должно было стать, по мысли Перикла, примером для других государств, «школой Эллады». Но среди мероприятий Перикла было и такое, которое позволило А. Боннару писать об «ограничении афинской демократии» (Боннар, т. 1, с. 249). Это было принятое в 451-450 годах решение, согласно которому полноправными афинскими гражданами могут быть лишь те, у кого и отец и мать - афинские граждане. После издания этого закона стали проводить проверки списков граждан: как оказалось, многие из чужеземцев - метеков были зачислены в них незаконно. Когда в 445-444 годах «египетский царь прислал в подарок народу сорок тысяч медимнов пшеницы и надо было гражданам делить ее между собою, то на основании этого закона возникло множество судебных процессов против незаконнорожденных... На этом основании были признаны виновными и проданы в рабство... пять тысяч человек; а число сохранивших право гражданства и признанных настоящими афинянами оказалось равным 14 240» (Плутарх. Перикл, 37). Всего же население Афин составляло около четырехсот тысяч человек. Этот закон, по мнению А. Боннара, «закрывая гражданский список, закрывал одновременно и афинскую демократию. В силу этого гражданство становилось привилегией касты...» (Боннар, т. 2, с. 277).

     

    * * *

    Одним из следствий греко-персидских войн был массовый приток рабов. Распространение рабского труда привело к безработице среди свободных граждан. Поэтому Периклом был предпринят ряд мер для сглаживания социальной напряженности внутри полиса. Помимо платы за исполнение должностных обязанностей граждане могли получать доход от участия в общественных работах, военной службе, могли отправиться в качестве военного поселенца (клеруха) на союзные и подчиненные Афинам земли и своим присутствием обеспечивать верность союзников Афинам. Перикл заявлял: «У нас постыдна не бедность, но пусть будет стыдно тем, кто ничего не делает, чтобы от нее избавиться». Были введены раздачи «театральных денег» (теорикон), обеспечивавшие беднейшим гражданам прожиточный минимум в дни празднеств. Были предприняты большие работы по реконструкции акрополя, превратившие Афины в прекраснейший город Эллады. По рассказу Плутарха, так как «Перикл хотел, чтобы рабочая масса, не несущая военной службы, не была обездолена, но вместе с тем чтобы она не получала денег в бездействии и праздности», то он «представил народу множество грандиозных проектов сооружений и планов работ, требовавших применения разных ремесел» (Плутарх. Перикл, 12). Строительство давало работу всем: и квалифицированным мастерам (плотникам, каменотесам, живописцам, медникам), и «низшим рабочим, не знающим никакого ремесла». Руководителем всех работ на акрополе был друг Перикла скульптор Фидий, «хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники»: Иктин и Калликрат, Мнесикл, Полигнот. Так были созданы «проникнутые дыханием вечной юности» и «неподражаемые по красоте» Пропилеи, храм Ники, Парфенон. Ансамбль акрополя задумывался как величественный памятник мужеству греков, победивших огромную персидскую державу, а также должен был отражать превосходство Афин («Не погрешишь против истины, назвав афинян спасителями Эллады», - писал Геродот) и идею афинской гегемонии над Элладой.

    Средства на это грандиозное строительство брались из казны Делосского морского союза: по предложению Перикла в 450-449 годах было принято постановление, разрешающее черпать из союзной казны деньги для восстановления храмов, разрушенных персами. Это постановление вызвало негодование в самих Афинах. Противники Перикла указывали, что такое расходование союзных средств позорит Афины. «Эллины понимают, что они терпят страшное насилие и подвергаются открытой тирании, видя, что на вносимые ими по принуждению деньги, предназначенные для войны, мы золотим и наряжаем город, точно женщину-щеголиху, обвешивая его дорогим мрамором, статуями богов и храмами, стоящими тысячи талантов», - говорили враждебные Периклу ораторы. Однажды в Народном собрании после очередных обвинений Перикла в том, что он «растрачивает деньги и лишает государство доходов», Перикл обратился к присутствующим с вопросом, считают ли они, что на строительные работы истрачено много средств. «Ответ был, что очень много. "В таком случае, - сказал Перикл, - пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя". Народ... закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…» (Плутарх. Перикл, 14).

     

    * * *

    Делосский морской союз был создан в 477 году. Первоначально командование общеэллинским флотом принадлежало победителю при Платеях - спартанскому царю Павсанию. Возмущенные поведением Павсания, который вел себя как деспот, не считаясь с союзными государствами, союзники-ионийцы решили передать командование своим флотом афинянам и объединиться в союз во главе с Афинами. Местом собраний союзников и местом хранения союзной казны стал священный остров Делос.

    Целью союза было продолжение на море военных действий против персов, освобождение от их власти греческих полисов и предотвращение нового вторжения в Грецию. В Делосский союз вошли около двухсот греческих городов Малой Азии, Кикладских островов, Эвбеи, Халкидики. Члены союза передали Афинам руководство войной и командование союзным флотом с правом набора вооруженных отрядов, команд для триер и размещения гарнизонов в наиболее уязвимых местах. Афины заведовали союзной казной и осуществляли раскладку денежных взносов (фороса) по отдельным городам. Решающим в Делосском союзе было слово Афин, чей флот был сильнее флотилий всех остальных полисов, вместе взятых. Союзники были обязаны поставлять оснащенные корабли для борьбы с Персией. Но вскоре было разрешено вместо строительства кораблей вносить средства для этого в союзную казну, возглавлявшуюся десятью афинскими казначеями-гелленотамами. В 454 году помимо Афин только три полиса поставляли корабли: Самос, Хиос и Лесбос. Так как Афины осуществляли командование военными операциями, то, следовательно, могли свободно черпать средства из союзной казны. «Не сразу поняли союзники, что не создавая собственных военных сил и укрепляя Афины ежегодными взносами..., они обрекали себя на почти полную потерю независимости, - пишет А. И. Немировский. - Впрочем, для основной массы вошедших в союз полисов это компенсировалось поддержкой, которую Афины оказывали демосу в его противостоянии аристократии» (Немировский, с. 235).

    Все попытки выйти из союза Афины решительно пресекали. В 470 году восстал остров Наксос, в 465 году — Фасос. После подавления восстаний полисы из союзников превращались в подданных.

    При Перикле афинское государство достигло апогея своего внешнего могущества. Делосский союз превратился в мощную централизованную Афинскую державу (Афинскую архе). В середине пятого века до н.э. Афинская морская держава включала почти половину греческого мира - около 250 полисов Эгеиды. Целостность афинских владений закрепил Каллиев мир 449 года, завершивший войну с персами. Персия отказалась от притязаний на островные и малоазийские греческие полисы, входящие в состав Делосского союза.

    В 456 году, когда Перикл уже прочно утвердился в качестве неоспоримого главы афинской демократии, Афинам был подчинен остров Эгина. «На Эгине, как и в большинстве греческих государств, шла борьба между демосом и аристократией. Воспользовавшись просьбой вождей демократии о поддержке, афиняне послали им на помощь флот из семидесяти кораблей, захватили остров и разрушили городские стены. Эгина была вынуждена сдать Афинам флот, войти в Афинский союз и вносить ежегодно по 30 талантов - больше, чем любой другой член союза» (Немировский, с. 254). В 454 году союзная казна была перевезена с Делоса в Афины и фактически стала афинской государственной казной.

    Некоторые полисы, поняв, что Делосский союз перестал быть добровольным, пытались выйти из него и раньше. При Перикле восстания союзников участились: восстал Милет, в 446 году восстали полисы острова Эвбеи. Восстание на Эвбее было особенно опасно, так как эвбейцам помогала Спарта. Как только Перикл отправился с войском на Эвбею, стало известно, что Афинам изменила Мегара, а у границ Аттики стоит с войском спартанский царь Плистонакт. Спешно вернувшись в Аттику, Перикл, как рассказывает Плутарх, начал тайные переговоры с советником спартанского царя, «в скором времени подкупил его и уговорил увести пелопоннесцев из Аттики» (Плутарх. Перикл, 22). Перикл, вторгнувшись на Эвбею «с пятью тысячами гоплитов, привел города к покорности. Из Халкиды он изгнал так называемых «гиппоботов», богачей,.. жителей Гестиэи заставил всех выселиться из своей области и на место их поселил афинян» (Плутарх. Перикл, 23). После кровавого подавления восстания жители Халкиды принесли афинянам клятву: «Я не восстану против афинского народа ни делом, ни помыслом, ни словом. Я не буду повиноваться тему, кто восстанет, а если кто-нибудь восстанет, сообщу о нем афинянам. Я буду платить форос афинянам по соглашению с ними. Я буду столь честным и преданным союзником, как только смогу быть, и буду помогать и защищать афинский народ, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться афинскому народу».

    Такова стала обычная политика Афин по отношению к своим союзникам, которые стали подданными, удерживаемыми в союзе силой. Афины вели великодержавную политику, нарушали принципы автаркии полисов, вмешиваясь в их внутренние дела. Широко использовалась практика поселения вооруженных афинских граждан (клерухов) на землях союзников. Как пишет Плутарх, Перикл «тысячу человек клерухов... послал в Херсонес, в Наксос пятьсот, в Андрос половину этого числа, во Фракию тысячу..., других в Италию» (Плутарх. Перикл, 11). Общее количество клерухов, расселенных на территориях союзников Афин, достигало 10 тысяч - значительная военная сила, которая должна была «держать союзников под страхом и наблюдением, чтобы предотвратить их попытки к восстанию» (Плутарх. Перикл, 11). Присутствие клерухов «стало особенно важным для Афин после завершения в 449 г. войны с Персией, поскольку исчезновение внешней опасности делало союзников все менее склонными к выплате фороса, из года в год возраставшего и шедшего на масштабное строительство в Афинах и оплату афинских должностных лиц. Естественное раздражение союзников вызывало и то, что афиняне требовали от вошедших в союз полисов отказа от собственной монеты… А требование являться для судебных разбирательств в Афины казалось самым бессовестным грабежом, потому что судили союзников не бесплатно» (Немировский, с. 256).

    В ряде полисов Афины силой устанавливали демократические порядки (которые могли и противоречить местным традициям), изгоняя олигархов, как из Халкиды - крупных землевладельцев-гиппоботов. В полисах располагалась афинская администрация, занимавшаяся сбором и доставкой дани. «Союзникам приходилось содержать до 700 афинских должностных лиц, находившихся на их территории постоянно, а также оплачивать деятельность периодически посылаемых к ним афинских послов», - пишет А. И. Немировский (Немировский, с. 256).

    Денежные раздачи гражданам Афин, оплата должностных лиц и монументальных сооружений, приводивших «весь свет в изумление» велись за счет бесконтрольно расходовавшейся дани союзников. Вскоре Афинское государство уже не могло существовать без ограбления союзных полисов. В речи, приведенной Фукидидом, Перикл говорит, обращаясь к афинскому народу: «Вы даже не можете теперь отказаться от этой империи, даже если бы вы из страха и любви к покою захотели совершить этот героический акт. Рассматривайте это как тиранию: завладеть ею может показаться несправедливостью, отказаться — представляет опасность».

     

    * * *

    Новым проявлением афинской тирании стала Самосская война. Среди членов Делосского союза остров Самос занимал особое положение: самосцы были инициаторами его создания и, в отличие от большинства других полисов, не вносили форос, а поставляли определенное количество кораблей. Война началась в 441-440 годах, после того, как возник спор Самоса с малоазийским городом Милетом. Жители Милета обратились к Афинам за посредничеством, а «самосцы одерживали победы и не хотели передать дело на решение третейского суда в Афинах» (Плутарх. Перикл, 25). Воспользовавшись этим как предлогом, Перикл «двинулся с флотом к Самосу, низложил бывшее там олигархическое правление». Но стоило Периклу отплыть в Афины, как на Самосе вспыхнуло восстание; поддержку восставшим готов был оказать персидский сатрап Малой Азии Писсуфн. «Тогда Перикл опять двинулся с флотом» на самосцев, «но они не унимались..., а решили ... оспаривать господство на море у афинян» (Плутарх. Перикл, 25). Высадившись на Самосе, афиняне осадили город. После осады, длившейся 8 месяцев, самосцы сдались. «Перикл разрушил их стены, отобрал корабли и наложил на них большую контрибуцию», составившую 1200 талантов (Плутарх. Перикл, 28).

    Держа под контролем союзников и не допуская с их стороны попыток добиться прежней независимости, Перикл не забывал и о главной своей цели - об установлении господства Афин над всей Элладой. «Поэтому его взор обратился и к Понту Эвксинскому... Большинство греческих полисов на берегах Понта были колониями входившего в Афинский союз Милета… Афинская демократия могла считать себя наследницей Милета в господстве над Понтом и обладала ключом к этому господству – проливами», - пишет А. И. Немировский (Немировский, с. 257).

    Одной из наиболее сильных в экономическом отношении и древних колоний Милета на берегах Понта была Синопа. Демократическая «партия» Синопы обратилась к Периклу за помощью в борьбе против тирана Тимесилея. «После изгнания последнего и его приверженцев... в Синопу было отправлено 600 человек афинян» (Плутарх. Перикл, 20). В Херсонес Перикл привез тысячу афинских колонистов, а также «провел поперек перешейка укрепления и заграждения от моря до моря и тем поставил препятствие набегам фракийцев» (Плутарх. Перикл, 19). Понтийский поход показал «великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые... все море держат в своей власти» (Плутарх. Перикл, 20) не только варварам понтийского побережья, но и государствам Пелопоннесского союза, чьим лидером была Спарта.

    В 446 году, «когда спартанцы стали смотреть с неудовольствием на возвышение Афин, Перикл... внес в Народное собрание предложение о том, чтобы все эллины, где бы они ни жили,... послали на общий съезд в Афины уполномоченных для совещания» (Плутарх. Перикл, 17). Послы от полисов должны были обсудить вопросы, связанные с восстановлением храмов, разрушенных персами, жертвами богам в благодарность за спасение Эллады, безопасностью морских путей и установлением мира между всеми греками. Усилия Перикла не увенчались успехом: «представители городов не собрались... ввиду противодействия спартанцев», так как такой съезд предполагал главенство Афин. К тому же политика Перикла по отношению к союзникам отталкивала полисы от Афин (в том же 446 году афинские гоплиты усмиряли Эвбею). Внимание многих греческих полисов привлекал Пелопонесский союз - мощное военно-политическое объединение, возглавлявшееся Спартой и строившееся на менее жестких принципах, чем Афинский морской союз.

     

    * * *

    Расширение сферы влияния Афин на Балканском полуострове, в Италии и Сицилии, на побережье Понта Эвксинского вызывало противодействие ряда греческих городов-государств, в первую очередь торгового конкурента Афин Коринфа и политического соперника - Спарты. Последним толчком к войне между двумя сильнейшими государствами Эллады - Афинами и Спартой - стал выход из Афинского морского союза в 432 году крупного торгового центра - города Мегары. Тогда Перикл объявил Мегаре торговую войну: мегарянам был «прегражден доступ на все рынки, на все пристани, находящиеся во владении афинян» (Плутарх. Перикл, 29). Всем городам Делосского союза запрещалось торговать с Мегарой. Это постановление нарушало условия 30-летнего перемирия между Афинами и Спартой, заключенного в 446 году. Пелопоннесские города потребовали от Афин отменить постановление, грозившее Мегаре экономическим крахом. Афиняне отвергли это требование. Началась война.

    Впоследствии, как пишет Плутарх, Перикл «считался единственным виновником войны» (Плутарх. Перикл, 29). Было распространено мнение, что, начиная войну, Перикл преследовал личные цели, желал отвлечь внимание недовольных: «Когда же его популярность пошатнулась, то он ... раздул медленно тлевшее пламя войны» (Плутарх. Перикл, 32). Однако выдающийся историк Фукидид, проанализировав причины войны, в итоге пришел к выводу, что «истиннейший повод» ее состоит в том, что «афиняне своим усилением стали внушать опасения лакедемонянам и тем вынудили их начать войну».

    Война началась после вторжения спартанских войск в Аттику в мае 431 года. Предвидя происки врагов, которые не упустили бы возможности очернить его в глазах афинян, Перикл, на дожидаясь вторжения спартанцев в Аттику, объявил, что если спартанский царь, «опустошая страну, не коснется его владений,... чтобы дать повод чернить его, то он жертвует государству и землю, и усадьбы» (Плутарх. Перикл, 33).

    Спартанцы, вторгнувшись в Аттику, ожидали, что афиняне вступят с ними в бой. Но Перикл, трезво оценив обстановку, решил, что раз преимущество Афин, подступы к которым охранял сильный флот, в более сильном, чем у Спарты, экономическом потенциале, то победить Афины могут только при ведении войны на истощение. Основной удар афиняне, по замыслу Перикла, должны были наносить противнику с моря. По распоряжению Перикла при появлении спартанцев окрестные сельские жители со своим скотом и имуществом должны были укрываться за «Длинными стенами» Афин. «Граждан, которые требовали сражения и не могли выносить происходившего опустошения страны, он старался успокоить: он указывал им, что деревья … скоро вырастают, а воротить назад убитых не так просто» (Плутарх. Перикл, 33). Фукидид писал: «Перикл утверждал, что афиняне выйдут из войны победителями, если будут держаться спокойно, заботиться о флоте, не стремиться в войне к расширению своего могущества, не подвергать город опасности».

    События Пелопоннесской войны постепенно развивались в пользу Афин. Афинский флот разорял прибрежные территории Пелопоннеса, а афинские гоплиты под руководством самого Перикла опустошили Мегарскую область. Возможно, что в дальнейшем все шло бы так, как того хотел Перикл, если бы Афины не охватила эпидемия неизвестной болезни (ее считали чумой). Распространению болезни способствовало «скопление деревенского населения в городе, когда множество народа в летнюю пору принуждено жить вместе,... в тесных хижинах и душных сараях» (Плутарх. Перикл, 34). Переживший эпидемию историк Фукидид рассказывает: «Столь свирепой чумы ... не было еще нигде... Всякое человеческое искусство было бессильно против болезни. Сколько люди ни молились в храмах, сколько ни обращались к оракулам и тому подобным средствам, все было бесполезно...» Покинуть город люди не могли: за его стенами находились спартанские войска.

    Болезнь не оставила Афины и на следующий год, когда население Аттики вновь спасалось от спартанцев за городскими стенами. «Эти несчастья вызывали сильное раздражение афинян против Перикла» (Плутарх. Перикл, 35); его лишили должности первого стратега, но вскоре, не найдя кандидата, достойного занять место Перикла, афиняне вновь выбрали его на эту должность. Таким образом, на третьем году войны, в 429 году, когда Периклу удалось восстановить свей авторитет, а эпидемия стала отступать, заболел он сам и вскоре умер. Рассказывали, что, когда Перикл был уже при смерти, окружавшие его друзья «рассуждали о его высоких качествах и политическом могуществе, перечисляли его подвиги... Так они говорили между собою, думая, что он уже ... не понимает их» (Плутарх. Перикл, 39). Но Перикл, прервав речи друзей, сказал, что они забыли главную, самую важную его заслугу: никто не одел из-за него черного плаща (символизировавшего траур и скорбь).

    Война длилась еще 24 года. Мир со Спартой, заключенный стратегом Никием в 421 году, был непрочным. Военные действия сопровождались ожесточенной борьбой демократии и олигархии внутри воюющих государств. Пелопоннесская война завершилась в 404 году полной победой Спарты. Афины потеряли статус независимого государства.

     

    * * *

    Пятидесятилетний период между созданием Делосского союза и началом Пелопоннесской войны был временем наивысшего внешнего могущества Афин и расцвета афинской демократии. Но пик этого «золотого века», связанный с деятельностью Перикла, был началом упадка. Мощь и богатство Афинского государства, позволявшие проводить политику, направленную на смягчение внутренних социальных противоречий за счет государственной благотворительности, а также на развитие культуры, основывались не в последнюю очередь на ограблении союзных полисов. Политика Афин неизбежно толкала их к военным столкновениям с политическими и экономическими конкурентами и в итоге вылилась в Пелопоннесскую войну. Это не было личной виной Перикла или «виной» демократии как таковой. Русский политический мыслитель П. Б. Струве писал: «Демократизм был могущественным, действенным течением эллинской культуры. Можно сказать ... вслед за Б. Констаном, что в древнем мире каждый гражданин чувствовал себя живым источником демократии» (Струве, Этика и свобода). Ряд принципов демократии, разработанных в Афинах - выборность должностных лиц и органов власти, их сменяемость и подотчетность, юридическое равноправие всех граждан, признание народа источником власти и законов, право граждан на участие в управлении государством, на свободное выражение своего мнения - остаются незыблемыми основами построения демократического, правового общества.

     

    Источники и литература:

    Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона. Т. 2. От Антигоны до Сократа. / Пер. с франц. О. В. Волкова. М.: Искусство, 1992.

    Геродот. История / Перев. Г. А. Стратановского. М., 1999.

    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1998.

    Немировский А. И. История Древнего мира. Античность: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 2000.

    Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 1. М., 1986.

    Струве П. Б. Этика и свобода // Новое время. 1994. № 49.

    Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998.

     

    © Е. М. Скитер, 2001

     

     

     

    Рекомендуем также:

    О. Р. Бородин. Византийская Италия в борьбе за независимость
    В. И. Исаева. Вергинская гробница: могила Филиппа II Македонского?
    Н. Морозов. Под знаком Кукулькана
    Н. Померанцева. Египетские фараоны: боги и люди. От додинастического периода до эпохи Древнего царства
    Самые первые поваренные книги
    В. Ф. Семенов

    Иран в III-VII веках

    Арабы в VI-XI вв.

    Индия в раннее средневековье. Государство Гуптов

     

    Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Rambler's Top100