• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    В. Ф. Семенов

    Глава XI. Иран в III-VII веках

    Из учебника “История средних веков”. М., 1975

     

    Начало правления Сасанидов.

    В 226 г. в Иране (Персии) к власти пришла династия Сасанидов, с именем которой связано новое возвышение Ирана, в частности многочисленные и ожесточенные войны иранцев с Византией. Основателем династии Сасанидов был Ардашир (226-241), один из князей области Фарса (на юге Ирана), свергший правившую до этого парфянскую династию Аршакидов. Ардашир пришел к власти при помощи влиятельного жречества религии Заратуштры (зороастризм). Давший новой династии название Сасан, дед Ардашира был магом (жрецом) этого культа. Самому Ардаширу приписывается характерная фраза: "Престол паря - опора алтаря, алтарь - опора царского престола". Борясь с крупной знатью, Сасаниды пытались опереться также на средних и мелких землевладельцев. Многоплеменное, оставшееся еще свободным крестьянство южной и восточной части Ирана долгое время поставляло Сасанидам военные силы.

    В противоположность раздробленному Парфянскому царству, в котором правители отдельных областей были наследственными владельцами своих провинций, связанными с царем лишь вассальными отношениями, новоперсидское царство Сасанидов было более централизованным государством. Страна при них была разделена на 18 сатрапий, во главе которых стояли губернаторы, назначаемые царем и находившиеся полностью в его власти. Сасаниды уделяли много внимания государственным финансам. Они получали с населения большие земельные и подушные налоги; для сбора этих налогов был организован многочисленный штат чиновников. Ведя постоянные войны (на западе с Византией, на востоке с различными кочевыми среднеазиатскими племенами), Сасаниды имели большое войско, состоявшее частью из конницы, частью из многочисленной пехоты, вербовавшейся из крестьян. Сопротивление отдельных представителей знати подавлялось Сасанидами с чрезвычайной жестокостью, но нередко были и обратные случаи, когда объединившаяся знать и жречество свергали и убивали царей, если политика последних недостаточно отвечала их интересам.

    Столицей новой династии официально был город Персеполь - одна из столиц древних Ахеменидов. Но в связи с почти не прекращавшимися в Месопотамии войнами царской резиденцией был пограничный город Ктесифон на р.Тигр. Этот город и был фактически столицей шахиншаха (царя царей).

    Экономический и социальный строй сасанидского Ирана.

    Иран в эпоху Сасанидов был экономически развитой страной. Он находился в оживленных торговых отношениях с Византией, Индией, Центральной Азией. В его старых городах, хранивших древнеперсидские и позднейшие эллинистические традиции, имелась разнообразная и весьма высокая по качеству изделий ремесленная промышленность. Иран славился шелковыми, парчовыми и шерстяными тканями, ковровым производством, выделкой оружия, всякого рода металлической и керамической утвари, ювелирными изделиями и т.д. В стране было довольно сильно распространено рабовладение. Рабы использовались для работ на ирригационных сооружениях и в земледелии - в поместьях царя и знати. Много рабынь содержалось в качестве домашней прислуги и в гаремах. Работорговля была одной из наиболее выгодных отраслей торговли. Но в то же время при Сасанидах заметно рос и укреплялся феодализм, происходило закрепощение крестьян-общинников. В начале правления Сасанидов подавляющая масса крестьян была еще лично свободной. Но Сасаниды широко раздавали земли знати и зороастрийскому жречеству, чтобы заручиться их поддержкой. Крупные землевладельцы в качестве рабочей силы для обработки своих земель использовали рабов. Особенно много рабов было в Месопотамии, входившей в державу Сасанидов. Но в самом Иране основную массу населения составляли крестьяне-общинники, частью входившие еще в отдельные племена и не совсем порвавшие с родовым строем. Однако чем дальше, тем больше крупные землевладельцы закабаляли соседних свободных крестьян-общинников, превращая их в объект своей феодальной эксплуатации.

    С течением времени положение крестьян стало особенно тяжелым. Все возраставшая зависимость их от феодальных землевладельцев сочеталось со все увеличивавшимся государственным налоговым гнетом. Кроме того, бичом иранской деревни являлось ростовщичество, развившееся вследствие постоянной нужды крестьян в деньгах для уплаты налогов, взимавшихся частью натурой, частью деньгами. Последние два бедствия - налоговый гнет и ростовщичество - ложилось тяжким бременем и на массы городского населения, положение которого было, в общем, также бесправным. Налоги с горожан чиновники выколачивали не менее жестоко, чем с крестьян в деревнях.

    Народные движения. Мани, маздакиды.

    Закрепощаемые крестьянские массы и городская беднота выражали глубокое недовольство своим положением. Это сказалось в ряде народных движений, принимавших обычно религиозную окраску. Еще во второй половине III века в Иране большой популярностью в народных массах пользовался проповедник Мани (род. около 215 г.), происходивший из Месопотамии. Исходя из учения зороастризма о борьбе в мире двух начал: доброго бога - Ормузда и злого - Аримана, Мани осуждал существовавшие порядки, считая их олицетворением зла. Мани отвергал государственную зороастрийскую религию, обряды и жертвы, выступал против богатств ее жрецов. Он призывал к полному аскетизму и рекомендовал своим последователям безбрачие как лучшее средство избежать всех тягот жизни.

    По требованию магов Мани был заключен в тюрьму и казнен (в 276 г.) шахом Бахрамом I, который приказал содрать с него, живого, кожу. Учение Мани - манихейство, однако продолжало распространяться и после смерти его основателя. Из Ирана оно перешло в соседнюю Византию, где манихеев позднее называли также павликианами.

    В начале VI в. социальное движение, также в религиозной оболочке, приняло еще более яркий и широкий характер. Во главе его встал бывший маг Маздак. В противоположность Мани, учение которого носило глубоко пессимистический характер (вплоть до желания прекращения жизни на земле, у Маздака учение отличалось оптимизмом и верой в возможность улучшения положения бедных людей. Маздак учил, что зло можно победить и что прямая обязанность человека - бороться со злом, причину которого он видел во все растущем общественном неравенстве. Маздак считал необходимым возвращение к общинному равенству, требовал захвата имущества богатых и раздела его среди бедняков:Да будут разделены блага между людьми, ибо все они (люди) - рабы великого бога, все дети Адама и все нуждаются в одном и том же..." - учил он.

    У Маздака нашлось много последователей и в деревнях и в городах. Крестьяне начали захватывать у знати земли и отказывались от уплаты налогов и выполнения повинностей. Начиная с 488 г. и до конца 20-х годов VI в. маздакиды широко распространили свое влияние почти во всех частях Ирана. Правительство вначале не решалось подавлять движение. Шах Кавад I, враждовавший со знатью, некоторое время даже оказывал покровительство секте. Но когда маздакидское движение приняло очень широкий характер, правительство резко изменило свое отношение. Сын шаха принц Хосров в 529 г. обрушил на маздакидов карательное войско и потопил народное движение в крови. Маздак и тысячи его приверженцев были казнены. Часть маздакидов бежала в страны Средней Азии.

    Правление Хосрова I Аношарвана.

    Подавивший движение маздакидов Хосров стал после смерти своего отца царем. Его длительное царствование (531-579) было одним из наиболее значительных в истории Сасанидов. Само прозвище его Аношарван - "Бессмертный" - свидетельствовало о его популярности среди господствующих классов Ирана, благодарных ему за подавление маздакидов.

    Со своей стороны Хосров вынес некоторые уроки из маздакидского движения. Он понял необходимость пересмотра земельно-налоговой системы с целью устранения ее наиболее вопиющих недостатков. По его приказанию были составлены новые поземельные описи - кадастры - с точным учетом качества почвы, орошения, засеваемых культур, древесных насаждений и количества рабочей силы. Финансовые чиновники - "писцы" - должны были непосредственно на полях проверять урожайность зерновых и прочих культур и определять в соответствии с урожаем количество налога с крестьян. Налог по-прежнему взимался частью натурой, частью деньгами. Одновременно было упорядочено взимание и подушной подати, которую стали брать раз в год в строго установленные сроки и в определенных размерах. Духовенство, воины и чиновники были освобождены от подушного обложения, но должны были уплачивать поземельные налоги.

    Хосров I покровительствовал развитию торговли. Он охотно брал на службу в государственные финансовые органы купцов и ростовщиков, используя их практический денежный опыт. При Хосрове I особенно усилилось строительство каналов, дамб, плотин и прочих ирригационных сооружений. В Ктесифоне им был построен великолепный дворец. Хосров оказывал покровительство различным ученым, между прочим и византийским философам-неоплатоникам, изгнанным из Византии Юстинианом I.

    По приказанию Хосрова велась официальная придворная летопись наиболее выдающихся политических событий, производились переводы литературных произведений с греческого, сирийского и индийского языков. Предполагают, что при нем появился персидский сборник "Тысяча сказок", легший в основу будущего знаменитого арабского сборника сказок "Тысяча и одна ночь”.

    Внешняя политика Хосрова I.

    Почти все царствование Хосрова I прошло в войнах с соседними народами. Особенно упорными были его войны с Византией.

    Вначале царствования Хосров, правда, заключил с Юстинианом I "вечный мир" (532 г.). Но обеспокоенный усилением Византии, он вскоре нарушил его. В 540 г. он предпринял крупное наступление на Сирию и захватил Антиохию, которую сжег и разграбил дотла. Жители Антиохии были отведены в плен и поселены в предместьях Ктесифона ("Хосроева Антиохия"). Он много содействовал перенесению в Иран различных греко-сирийских ремесел. Война продолжалась далее в Месопотамии и Закавказье. С перерывами она тянулась до 562 г., когда обе истощенные стороны, наконец, заключили мир на 50 лет, оставаясь в общем на прежних границах. Но в 570 г. Хосров захватил Йемен ( в Южной Аравии). Это послужило поводом к новой двадцатилетней войне с Византией, закончившейся уже после смерти Хосрова, при его сыне.

    На востоке Хосров вел войны с тюркскими кочевыми племенами, жившими на территории среднеазиатского Междуречья (район между реками Амударья и Сырдарья).

    Упадок государства Сасанидов в конце VI - начале VII в.

    После смерти Хосрова I власть Сасанидов стала клониться к упадку. Феодализирующаяся знать плохо подчинялась центру. Крупнейшие правители провинций поднимали постоянно восстания против Сасанидов. Примером наиболее крупного восстания одного из феодалов против шахиншаха было восстание Бахрама Чобина в 590 г. Восстание едва не закончилось низложением Сасанидов. Шах Хосров II (590-628) вынужден был обратиться за помощью к византийскому императору и был восстановлен на престоле лишь при помощи византийских войск. В 591г. между Ираном и Византией был заключен мир, по которому к Византии перешла пограничная полоса в Закавказье.

    Положение иранских народных масс в конце VI в. - начале VII в. резко ухудшилось. Феодальный и налоговый гнет приводил к разорению иранского крестьянства, которое теперь не могло уже сколько-нибудь удовлетворительно выполнять и военную службу. Сасаниды и их феодальное окружение по-прежнему искали выхода для разрешения внутренних противоречий во внешних войнах. В 602 г. снова возобновились воины с Византией. Используя кризис в Византии, Хосров II в первое время добился серьезных успехов. Он вторгся в Малую Азию и подходил уже к Халкидону - городу, расположенному на азиатском берегу Мраморного моря, против Константинополя, но затем вынужден был отступить. В 613-б20 г. Хосров II завоевал Сирию, Палестину, Египет. Но с 623 г. византийский император Ираклий сам перешел в наступление. В 628 г. византийцы были уже под Ктёсифоном и угрожали захватить столицу Сасанидов. В стране началось недовольство шахом. Воспользовавшись этим, знать организовала заговор. Выдвинутый знатью новый шах Кавад II, сын Хосрова II, пошел на старого шаха войной, взял отца в плен и приказал казнить его. С Византией был заключен мир, по которому византийцы вернули все свои утраченные территории.

    Завоевание Ирана арабами.

    Истощенный войнами с Византией и переживший глубокую внутреннюю феодальную анархию, Иран в середине VII в. был слабым государством, несмотря на свои еще обширные владения (собственно Иран, Армения, Месопотамия, различные тюркские вассальные племена на Амударье и др.). Последний Сасанид, шах Иездегерд III (632-652), не имел в стране никакого авторитета. Ряд областей повиновался ему лишь номинально.

    Когда арабы, объединившиеся к этому времени в сильное военное государство, начали свое наступление на Иран, они не встретили сколько-нибудь серьезного сопротивления со стороны персов и достигли быстрой победы. Иран был ими фактически завоеван уже в 642 г. Иездегерд, бежавший на восточные окраины, был убит в 652 г. около Мерва одним тюркским князьком, у которого он тщетно пытался найти себе приют.

    Иран на долгое время вошел в состав громадного арабского многонационального государства.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100