• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    В. Ф. Семенов

    Арабы в VI-XI вв.

    Из учебника "История средних веков". М., 1975.

     

    Три периода в истории арабов

    История арабов обычно делится на три периода:

    1) мекко-мединский период - домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI-VII вв.);

    2) дамасский (сирийский) период - правление династии Омейядов (661-750) и

    3) багдадский (ирано-месопотамский) период - правление династии Аббасидов (750-1055), закончившийся завоеванием Арабского государства турками.

    Этим трем хронологическим периодам, связанным с различными политическими центрами Арабского халифата, соответствует в основном и развитие арабского феодализма.

    Первый период обнаруживает лишь начало процесса феодализации в арабском обществе. Во втором и особенно в третьем периоде сложились характерные черты арабского феодализма, имевшего ряд значительных отличий от европейского.

    Домусульманская Аравия

    Громадный Аравийский полуостров, равняющийся по площади четверти Европы, в большей своей части состоит из сухих степей и пустынь. Лишь незначительные территории его удобны для земледелия. Поэтому население Аравии только в сравнительно ничтожной доле жило оседло и занималось земледелием. Большинство же арабов составляли кочевники-бедуины, разводившие овец, коз и верблюдов. Наиболее земледельческим краем Аравии была юго-западная область - Йемен, или "счастливая Аравия", где уже в древности существовало несколько довольно значительных рабовладельческих государств, последовательно сменявших одно другое. В Хиджазе (длинная полоса полуострова вдоль Красного моря) земледелие было возможно лишь в отдельных оазисах. Самая большая часть полуострова - Неджд - представляла собой огромное, слабо орошенное плоскогорье, пригодное лишь для скотоводства.

    Общественный строй арабов в VI-VII вв. характеризовался еще яркими родовыми чертами. Арабы, кочевые (бедуины) и оседлые делились на множество племён и родов. Существовала кровная месть. Более зажиточные родичи обязаны были поддерживать экономически более слабых родственников. У каждого племени был свой религиозный культ. Стоявшие во главе племен и родов шейхи и саиды являлись единственными представителями власти. Однако разложение родового строя уже сказывалось. Родоплеменная знать захватывала лучшие пастбищные земли и немногие удобные для земледелия участки - оазисы. Знатные семьи имели много скота, а также рабов. Из этих семей выходили обычно шейхи и саиды. Им выделялась при дележе большая часть военной добычи. Кроме этой родоплеменной знати, у арабов развивалась еще другая знать - городская торгово-ростовщическая верхушка, которая также входила в определенные племена и роды и была обычно тесно связана с главами бедуинских племен. Аравия издавна была важным торговым путем из Средиземноморья в Индию. Черед Хиджаз проходил большой торговый путь с севера на юг. На нем рано возникли крупные торговые пункты: Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имел город Мекка. В нем находился пользовавшийся большим почитанием среди арабов храм Кааба с его фетишем - черным камнем; здесь ежегодно вокруг святилища происходили крупные ярмарки. Купеческо-ростовщическая верхушка Мекки извлекала из торговли большие прибыли. Она же эксплуатировала рабов и торговала ими. В экономической зависимости от нее находились мелкие городские ремесленники, являвшиеся ее постоянными должниками.

    В конце VI-начале VII в. арабы переживали острый экономический и социальный кризис. Возросшее численно население полуострова испытывало недостаток в земле. Караванная торговля, бывшая большим подспорьем для рядовых арабов, приходила также в упадок. Вследствие длительных войн между персами и абиссинцами, происходивших в течение VI в. Йемен был почти полностью разорен и опустошен. Поток товаров с севера на юг и обратно резко сократился.

    Персы покровительствовали развитию другого выгодного для них пути в Индию - по Тигру и Евфрату, к берегам Персидского залива.

    В этих условиях процесс классообразования у арабов происходил ускоренным образом. Недовольство городских низов арабских городов своим положением, их ненависть к ростовщикам-богачам находили отзыв в рядовой массе оседлых земледельческих и кочевых скотоводческих племен, нуждавшихся в земле и уже чувствовавших на себе гнет своей собственной родоплеменной, начавшей феодализироваться знати.

    Общественное недовольство арабских народных масс нашло выражение в идеологической форме, в создании новой религии - ислама.

    Возникновение ислама. Мухаммед и его община

    Мухаммед (570-632) принадлежал к обедневшей семье корейшитов - племени, господствовавшего в Мекке. Вначале он был пастухом, затем, разбогатев путем выгодной женитьбы, стал купцом. Но сохранившееся у него отрицательное отношение к ростовщичеству явилось одним из стимулов его сближения с демократическими элементами. Как религиозный проповедник ("пророк") Мухаммед выступил около 610 г. Кроме обличения ростовщичества Мухаммед настаивал на помощи бедным, предлагая, чтобы каждый отчислял на их содержание десятину своих доходов. Одновременно он выступал за прекращение родовых усобиц, против родовой мести и замыкания родов и племен в их узкие кровно-родственные рамки. Выражением этой борьбы с узостью родового строя, который уже тормозил развитие арабского общества, было основное религиозное требование Мухаммеда: отказ от многобожия и вера в единого бога - Аллаха. ("Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед - пророк его" - такова главная религиозная формула ислама). Аллах - название главного божества у племени корейшитов. Мухаммед придал ему черты космического, всемирного бога. Правоверные мусульмане обязаны были беспрекословно повиноваться "истинному пророку" Аллаха, каким объявил себя Мухаммед. Влияние на новую веру иудейской и христианской религий, последователей которых встречалось тогда немало в самой Мекке, сказалось на учении Мухаммеда очень ярко. Моисей и Иисус признавались исламом как "пророки” - предшественники Мухаммеда. Иерусалим считался мусульманами священным городом, как это было у евреев и христиан. Регулярные праздничные дни (по пятницам) соответствовали религиозным дням недели евреев и христиан (суббота и воскресенье).

    В пяти основных положениях новой религии Мухаммеда:

    1) вера в единого Аллаха,

    2) обязательная ежедневная молитва,

    3) пост - рамазан - один месяц в году,

    4) милостыня (десятина для бедных) и

    5) паломничество в Мекку - не заключалось какой-либо социальной реформы. Мухаммед признавал законность рабства, санкционировал многоженство, покровительствовал торговле и частной собственности. Вместе с тем новая религия Мухаммеда на первых порах все же должна была считаться с настроением народных масс. Обязательная милостыня и некоторое ограничение ростовщичества как раз об этом и свидетельствовали.

    На первых порах корейшитская мекканская аристократия отнеслась к Мухаммеду весьма враждебно. Мухаммед, казалось, подрывал основу старого мекканского культа, ставил под сомнение значение самой Каабы. Корейшиты угрожали убить "пророка" и истребить всех его приверженцев. Мухаммед был вынужден бежать из Мекки в соседний, соперничавший с Меккой город Ятриб. Это было в 622 г.

    В истории мусульманства бегство-переселение 622 г. ("хиджра" по-арабски) Мухаммеда в Ятриб стало эрой, с которой мусульмане ведут свое летоисчисление. Ятриб после этого был переименован в Медина аль-Наби, т.е. "город пророка". В Медине Мухаммед организовал большую общину правоверных - "покорных Аллаху" (слово "ислам" значит покорность). Отношения его с Меккой продолжали оставаться крайне враждебными и в мединский период. Опираясь на Медину, а также на союзные бедуинские племена, "пророк" силой оружия принудил мекканцев подчиниться своей власти. В конце концов мекканская аристократия пошла на компромисс. Она признала ислам и авторитет Мухаммеда. Но и Мухаммед со своей стороны должен был признать религиозное первенство Мекки, святость Каабы и ее священного черного камня, объявив обязательное религиозное паломничество в Мекку для каждого мусульманина. Тем самым новая религиозная организация Мухаммеда признавала и политическое влияние за корейшитской знатью. Фактически в религиозной, теократической форме у арабов оформлялось государство, сплачивавшее различные арабские племена в одно целое. Мекканская знать и вожди бедуинских племен получали возможность в новом государстве закрепить свое господствующее положение в более широком, всеарабском масштабе. Вскоре после смерти Мухаммеда, объединившиеся под флагом ислама арабские племена вышли за пределы Аравийского полуострова и начали завоевание соседних византийских и иранских земель.

    Завоевание арабов при первых халифах

    Ближайшие приемники Мухаммеда - халифы - были выборными вождями арабской военной общины и сосредоточили в своих руках религиозную, военную и гражданскую власть. Местопребыванием их был г. Медина.

    По положению это были или родственники Мухаммеда, или его близкие друзья. В период 632-661 гг. один за другим правили Абу-Бекр, Омар, Осман и Али. Из них наибольшее значение имело правление второго халифа Омара (634-644). Именно при нем арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Иран. Арабы одержали в это время ряд блестящих побед. Они разбили византийцев на р. Ярмуке в Сирии (636 г.) и под Иерусалимом (638 г.), иранцев - при городах Кадисии (637 г.) и Нехавенде (642 г.), близ древних Экбатанов. Победам арабов много способствовало истощение обоих крупных государств того времени - Византии и Ирана - в результате их длительных войн друг с другом, а также острые социальные противоречия в той и другой стране.

    Арабы имели ряд преимуществ в военном деле. В массе они состояли из свободных людей, сохранявших еще до известной степени родовые связи, но одновременно уже объединенных в громадную всеарабскую политическую организацию. Бедуинские кочевые племена дали первоклассную легкую конницу, наводившую своей стремительностью ужас на пехоту противника и с успехом атаковавшую неприятельские менее подвижные кавалерийские части. Арабы выступали на основе объединяющей их идеологии. Война за землю и другую добычу, облеченная в форму священной войны "во имя Аллаха", была весьма популярна среди арабов.

    Большие успехи арабов, достигнутые в первых же столкновениях с Византией и Ираном, воодушевляли их и толкали на новые завоевания. Часть угнетенных масс Сирии, Египта и других стран видела в арабах освободителей от религиозного, крепостнического и финансового гнета. Обычно при завоевании арабы захватывали имущество главным образом местных богачей. Налоговый гнет на первых порах их господства несколько ослаблялся. Арабы предоставляли религиозную свободу покоренному населению и некоторые формы политической автономии, часто поручая функции управления главам местных религиозных общин. Но одновременно они разными льготами поощряли переход населения в мусульманство. Принявшие ислам, как и сами арабы, освобождались от налогов.

    В завоеванных странах арабы держались обособленно и жили отдельно военными колониями (поселениями). У них на некоторое время сохранялась еще военно-патриархальная простота жизни.

    Наиболее обширные военные поселения были созданы арабами в Месопотамии - Куфа, Басра и другие, а также в Египте - Фустат (в дальнейшем Каир).

    Начало раскола

    Однако часть арабской знати, находившаяся в наиболее развитых в экономическом и социальном отношении странах, завоеванных арабами, вскоре подверглась влиянию со стороны местной аристократии. Особенно это влияние замечалось в богатой и торговой Сирии. Арабские военачальники и высшая администрация, проживая здесь, быстро переняли роскошный образ жизни сирийских богачей. По примеру сирийских крупных землевладельцев и рабовладельцев они захватывали землю в свою собственность, приобретали рабов, создавали сады и поместья, строили дворцы. Таким арабам патриархальная простота мединских “стариков” казалась скучной и старомодной. Со своей стороны военная демократия Медины и месопотамско-египетских колоний также косо смотрела на арабско-сирийских аристократов, так легко менявших старые обычаи отцов на новые порядки "неверных".

    Третий из приемников Мухаммеда - халиф Осман (644-656), дряхлый и безвольный старик, стал ставленником мекканской знати и одновременно пользовался поддержкой арабов Сирии. Эмир Муавия - наместник Сирии - был его близким родственником. Непопулярный в Медине, Осман был убит заговорщиками. Его место занял Али, зять Мухаммеда, женатый на дочери "пророка" Фатиме. Али пытался (хотя и не совсем последовательно) опираться на демократические элементы Медины и арабскую военную колонию в Месопотамии. Муавия и поддерживавшие его круги сирийско-арабской знати восстали против нового халифа. Когда Али в 661 г. был убит одним хариджитом (хариджиты - ранняя мусульманская секта, требовавшая сохранения строя военной демократии, и в частности избрания халифа военной общиной), Муавия объявил себя халифом, но не поехал жить ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске. Так начался новый период в истории Халифата. Центр политической жизни арабов был перенесен из арабских городов в Сирию.

    Халифат Омейядов.

    Дамасский халифат существовал около 90 лет (661-750). За это время халифат чрезвычайно расширил свои владения. К началу VIII в. было завоевано все побережье Северной Африки. В 711-714 гг. арабы завоевали Пиренейский полуостров. Сам Муавия дважды, в 669-680 гг. предпринимал походы на Константинополь. В 717-718 гг. арабы в третий раз подступили к Константинополю и держали его в осаде целый год. На востоке арабские полководцы продвинулись вглубь Средней Азии, овладев Хивой и Бухарой, завоевав Афганистан и северо-западную часть Индии до р. Инда. В состав халифата Омейядов входили Армения и Грузия. Границы халифата достигали Атлантического океана на западе и окраинных провинций Китая и Индии на востоке, превзойдя своими размерами, таким образом, территорию древних великих монархий - монархии Александра Македонского или Римской империи времён Августа и Траяна.

    Характерной особенностью Дамасского халифата било превращение его из своеобразной теократической республики с некоторыми чертами еще военной демократии (какой он был в мекко-мединский период) в наследственную типично восточную деспотическую монархию. Муавия основал династию Омейядов. Халифы этой династии жили в величайшей роскоши. Им подражала придворная знать, владевшая обширными землями и громадным количеством рабов. Халиф оставался по-прежнему главой мусульманской религиозной организации. Но религиозные черты его власти отступили явно на второй план перед чертами обычного восточного царя-владыки - деспота.

    При Омейядах аппарат управления стал значительно сложнее. Была организована широкая сеть финансовых чиновников, взимавших с населения земельную и подушную подать. Характерно, что теперь налоги должны были платить не только "неверные", но и мусульмане. Три налога были основными: I) харадж - поземельный налог, 2) джизия - подушный налог (взимавшийся вначале только с немусульман, а позднее и с мусульман) и 3) зякят - обязательная десятина, поступавшая теперь также непосредственно с распоряжение халифа. Особенно высокими были первые два налога.

    В судопроизводстве и прочей администрации был введен арабский язык. Создавался кодекс арабского права. В основу его была положена священная книга арабов - Коран, содержавшая изречения Мухаммеда, записанные его учениками и последователями, и добавления к Корану - так называемая Сунна. Не все арабы признавали новые порядки. Правоверный мусульманский мир при Омейядах раскололся на враждующие части. Официальным, господствующим течением в мусульманстве считалось то, которому покровительствовал халиф. Эти ортодоксальные мусульмане назывались суннитами, от слова "Сунна". Но часть арабов не признавала Сунны. Таких мусульман называли шиитами, т.е. отщепенцами, раскольниками (от слова “шьиия" – группировка, фракция). Шиитов было много в Египте, Иране и Месопотамии, им покровительствовали родственники убитого халифа Али.

    Наконец, продолжала существовать и демократическая секта хариджитов, которые не признавали ни суннитов, ни шиитов, ни Омейядов, ни Алидов (потомков Али). Хариджиты требовали равного раздела земель. В дальнейшем они в свою очередь раскололись на более мелкие секты.

    Социальный базис Омейядов не был достаточно широким даже с точки зрения интересов господствующего класса. Интересы Омейядов, связанных главным образом с сирийско-арабской знатью, были чужды восточным провинциям. Арабы Месопотамии всегда были настроены оппозиционно по отношению к Дамаску. Персидские (иранские) феодальные элементы также плохо подчинялись Омейядам. В 747 г. во главе восточноиранского, или хорасанского, крестьянства встал Абу-Муслим, поднявший восстание против Омейядов с целью улучшить положение местных крестьян-общинников. Восстание получило широкие масштабы и имело большие политические последствия. Объединенными усилиями иранских и месопотамских феодалов, использовавших народно-крестьянское движение Абу-Муслима, Омейяды были свергнуты в 750 г. Халифом стал Абу-Аббас Кровавый, глава одной военно-арабской месопотамской семьи, претендовавший на родство с самим Мухаммедом. По приказанию Аббаса были истреблены все принцы дома Омейядов. Лишь один из них - по имени Абдеррахман - спасся от гибели. Он бежал в далекую Испанию, где вскоре провозгласил себя независимым эмиром (756 г.)

    Абу-Муслим был также захвачен Аббасом и посажен в тюрьму, где спустя несколько лет погиб.

    Аббас основал новую династию - Аббасидов, правившую с 750 по 1055 г. Столицей нового халифата стал город Багдад, построенный в 762 г. при следующем халифе – Мансуре. Таким образом, центр политической жизни арабов был перенесен из Сирии в Месопотамию.

    Халифат Аббасидов

    Арабское государство достигло при Аббасидах наибольшего развития. Особенно сильным Багдадский халифат был в VIII-IX в. В это время правили такие могущественные халифы, как Мансур (754-775) - основатель Багдада, Харун-ар-Рашид (786-809) - современник Карла Великого, поддерживавший с ним дипломатические отношения, Аль-Мамун (813-833), бывший усердным покровителем арабской науки. Завершителем "золотого века" Аббасидов был Мутадид (892-902). С этих пор халифат начал уже клониться к упадку.

    В аббасидском государстве сильно сказывалось иранское влияние. Оно проявилось и в установлении везирата (великий везир - первый министр халифа), и в усвоении персидских приемов налогообложения (составление земельных кадастров по персидскому образцу), и в административном делении халифата на провинции с губернаторами - эмирами - во главе (напоминавшими полнотой своей власти древнеперсидских и раннесредневековых сасанидских сатрапов).

    Иранская феодализированная знать принимала активное участие в управлении халифатом. Самая должность великого везира обыкновенно замещалась персами и переходила по наследству (например, известная фамилия Бармакидов). Халиф содержал громадное постоянное войско (до 160 000 человек), большей частью состоявшее из различных варварских, со второй половины IX в. преимущественно тюркских отрядов. Большое политическое значение имела гвардия халифа, вербовавшаяся из рабов, натренированных в военном деле еще с детства.

    Халифат уделял большое внимание различным сторонам хозяйственной деятельности, используя и здесь отчасти иранские, отчасти месопотамские традиции. Так, специальное ведомство почты ведало почтой, состоянием больших дорог, которые мостились, снабжались водой, имели на определенном расстоянии особые гостиницы и караван-сараи. При Аббасидах весьма высоко стояла система искусственного орошения полей. Для этого было проведено много больших и мелких, надземных и подземных каналов. Ирригационное строительство происходило непрерывно и составляло предмет забот особого правительственного ведомства.

    Столица Аббасидов - Багдад - была громадным городом с многочисленными дворцами и садами халифа и его приближенных. Город имел концентрическую форму; его окружало двойное кольцо стен. Но это был не только город знати, резиденция халифа и его административная столица, но и обширный ремесленный и особенно торговый центр. На рынках Багдада встречались купцы, прибывшие из самых отдаленных стран мира, - византийцы, китайцы, индусы, малайцы, жители Северной, Западной и даже Центральной Африки.

    Экономический расцвет халифата

    Установившиеся при Аббасидах на известное время на огромной территории Передней и средней Азии, а также Северной Африки мир и безопасность имели своим следствием экономический расцвет халифата. Благодаря регулярно поддерживаемой центральным правительством ирригационной системе большие успехи в этот период сделало земледелие. Рис, хлопок, шафран были широко распространенными сельскохозяйственными культурами. Садоводство и цветоводство получили промышленное значение. Обширные плантации роз давали специальную эссенцию для парфюмерного производства (духи, помады и т.д.).

    Арабы разводили ценные породы лошадей и овец. Большой славой пользовались арабские ремесленные изделия. В стране халифата производились шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, высококачественная сталь и оружие (знаменитая дамасская сталь), стекольные и зеркальные изделия, ювелирные и парфюмерные товары. Обширная внутренняя и особенно внешняя международная торговля характеризует экономику халифата в IX и Х вв. Арабские купцы проникли далеко на север Европы до Верхней Волги и даже на побережье Балтийского моря. На Дальнем Востоке они торговали в Китае, Индии и Индонезии. Особенно оживленной была торговля арабов на Ближнем Востоке - Леванте (как потом стали его называть европейцы). Сирия, Египет, Малая Азия были главными районами торговли арабов, где они соперничали с византийскими купцами и откуда направляли свои товары в Европу. Большое место в арабской торговле занимала торговля рабами азиатского, африканского, частью европейского происхождения.

    Арабский феодализм.

    В период Багдадского халифата у арабов окончательно оформились феодальные отношения. Основным эксплуатируемым классом в странах халифата были зависимые крестьяне-общинники. Но арабский феодализм имел свои особенности. Большая часть крестьян-общинников жила на землях халифа и платила феодальную ренту непосредственно государству. По арабским законам вся земля принадлежала халифу, который лишь временно уступал те или иные части ее своим слугам. В связи с этим наследственность крупного землевладельца в халифате была менее обеспечена, чем в средневековой Европе. По смерти вельможи имущество его обыкновенно поступало в казну халифа. Исключительно от воли и расположения халифа зависело, передать землю наследнику (или наследникам) умершего или нет. С другой стороны, ни халиф, ни его знать не имели, как правило, поместий с барщиной, т.е. отработочной рентой, как это было в феодальной Европе. Если господское хозяйство здесь имело место, то рабочей силой в нем обыкновенно были рабы. Зависимые же крестьяне на барщине не работали, а должны были лишь уплачивать или продуктовую, или денежную ренту.

    Все же частная феодальная собственность заметно развивалась в период Багдадского халифата. Иктá - земельные наделы, даваемые за военную службу и соответствующие западно-европейским бенефициям, и мульки - пожалования, превращавшиеся постепенно в наследственное владение, хассы и другие привилегированные земли, которые освобождались от уплаты налогов в казну, были также формами растущего частного феодального землевладения. Известная часть земель - так называемые вакфы - предоставлялись мусульманским религиозным организациям. Рост частного крупного и среднего землевладения за счет сокращения государственной феодальной собственности халифа был одним из характерных явлений в развитии арабского феодализма и сыграл немалую роль в росте и усилении центробежных и сепаратистских настроений местной феодальной знати различных стран и краев, составляющих громадную территорию халифата.

    Характерной особенностью арабского феодализма было сохранение значительных элементов рабства. У арабов и в багдадскую эпоху было очень много рабов. Рабы применялись в большом количестве на наиболее тяжелых работах: возведении ирригационных сооружений, в каменоломнях и рудниках, на хлопковых плантациях и т.д. Особенно много было черных рабов, вывезенных из Африки. Черные рабы назывались у арабов зинджами, по имени о. Занзибар. Белые рабы и рабыни применялись в качестве домашней прислуги и одалисок гаремов, а также певцов и певиц, танцоров, танцовщиц, акробатов и т.п. Из белых рабов рекрутировалась также дворцовая гвардия халифов.

    Народные восстания.

    Положение трудящегося населения халифата, испытавшего некоторое облегчение в ранний период господства арабов, в дальнейшем довольно скоро ухудшилось. Высокие налоги, выплачивавшиеся крестьянами частью натурой (продуктами), частью деньгами, поглощали почти весь прибавочный продукт мелкого производителя - крестьянина или ремесленника, оставляя для них жалкий прожиточной минимум. Произвол и насилие чиновников, полное бесправие и беззащитность крестьян фактически превращали их в своего рода полурабов. Положение же рабов в халифате было совершенно невыносимым. Они подвергались самой неограниченной и зверской эксплуатации. Ответом на жестокую эксплуатацию трудящихся масс – крестьян, городской бедноты и рабов - были неоднократные восстания против феодалов и стоявшего на защите их интересов халифа.

    Народные восстания в период Багдадского халифата поражают своими грандиозными масштабами, превращаясь порой в восстания целых округов и даже провинций. Они также отличались необычной длительностью и упорством. Так, вскоре после смерти халифа Мансура вспыхнуло крупное крестьянское восстание в Средней Азии. Восстание началось в 776 г. и закончилось в 783 г. Во главе его стоял прачечник из окрестностей г. Мерва Хашим ибн-Хаким, по прозвищу Мукана ("человек под покрывалом"). На этом движении сказывалось сильное влияние секты маздакидов (в отличие от маздакидов VI в. (в Иране) маздакидов VIII-IX вв. обычно называют новомаздакидами), выступавшей с требованиями общности имущества и равенства в пользовании жизненными благами. В начале IX в. вспыхнуло другое крупное крестьянское восстание в Азербайджане, распространившееся затем на Иран и другие части Закавказья. Во главе его стоял вождь Бабек, требовавший также восстановления свободных общинных порядков. Восстание это продолжалось более 20 лет (815-837).

    В конце IX - начале Х в. на юге халифата происходило движение крестьян во главе с Карматом, выдававшим себя за “пророка". К Кармату стекались массами беглые крестьяне и рабы. Повстанцами была построена большая крепость, которую не смогли взять халифские войска. В конце концов карматам (так они назывались по имени своего предводителя) удалось создать на берегах Персидского залива своеобразную крестьянскую республику, просуществовавшую до конца Х в.

    Одновременно с карматским движением в окрестностях Басры происходило грандиозное восстание рабов - зинджей, продолжавшееся 14 лет (869-883). Во главе зинджей встал шиит Али ибн-Мухаммед, провозгласивший себя халифом. Чтобы подавить зинджей, правительство должно было послать против них очень большое войско.

    Распад халифата

    Широкие народные движения потрясли халифат и надолго нарушили его единство. Но халифат распадался и по другим причинам. Включая в себя разные страны, он представлял собой сложный конгломерат разных народностей, часть которых имела ранее свою длительную и яркую историю; ясно, что эти народности стремились к восстановлению своей независимости, особенно по мере того, как постепенно все более упрочивались связи в результате роста производительных сил. Между тем власть халифа с течением времени все более ослабевала. Процесс феодализации, несмотря на всё своеобразие его на Востоке, приводил и здесь к тем же последствиям, что и на Западе в ранний период развития феодализма. Местная земледельческая знать усиливалась в ущерб центральному правительству и обнаруживала обычные центробежные тенденции. Эмиры - губернаторы провинции опирались на местных феодалов-землевладельцев, создавали свои местные династии. Крестьянские восстания, поднимавшиеся против сбора чиновниками халифа централизованной земельной ренты, часто использовались местной знатью в ее сепаратистских целях.

    Распад халифата начался фактически еще в VIII в. Вслед за отделением в 756 г. Кордовского эмирата, превратившегося позднее в халифат (929г.), отпали Марокко и Тунис в конце VIII-начале IX в. В середине IX в. стал независимым Египет (здесь сначала правили Тулуниды, позднее, в Х в., стали править Фатимиды, потомки Али, превратившие Египет с 969 г. в самостоятельный Каирский халифат). В IX и Х вв. отделился Иран, сначала Восточный (Хорасан), а потом и Западный. За р. Амударьей, в так называемом Мавераннахре, образовалось государство Саманидов со столицей в г. Бухаре, существовавшее в течение почти всего Х в. На Евфрате образовалось самостоятельное государство - Моссульский султанат. Из владений Восточного Ирана и части Афганистана во второй половине Х в. сложилось сильное тюрко-иранское государство Газневидов со столицей в г. Газне. К середине Х в. у халифа оставались в подчинении лишь Аравия и часть Месопотамии вокруг Багдада. В 945 г. одна из западноиранских шиитских феодальных фамилий Буидов захватила Багдад и долгое время управляла оставшимися владениями халифата.

    В 1055 г. Багдад был завоеван турками-сельджуками. Предводитель турок Тогрул-бек был провозглашен султаном. После этого у халифов осталась только религиозная власть. В качестве таких своего рода "пап Востока" халифы существовали в Багдаде еще долго, до самого монгольского нашествия - 1258 г.

    Арабская культура

    Арабская, точнее арабоязычная культура, халифата была весьма высокой для своего времени и оказала большое влияние на западноевропейское средневековой общество. Арабская по названию, по языку и по той большой роли, которую сыграли арабы в ее создании, эта культура была в действительности делом многих народов, входивших в состав халифата. Греко-сирийское (византийское), иранское (персидское), закавказское (азербайджанское), среднеазиатское (таджики, хорезмийцы и др.), индийские влияния сказываются в различных областях арабской цивилизации.

    Характерно, что арабы, как и византийцы, продолжали античную традицию, усердно изучая и переводя на арабский произведения греческих классиков. Аристотель, Гиппократ, Птолемей, Евклид были хорошо известны арабским ученым. Европейцы первоначально знакомились с Аристотелем по переводам на латинский язык, сделанным с арабского языка. В столицах разных халифатов - в Багдаде, Кордове и Каире - существовали высшие школы наподобие средневековых европейских университетов, в которых наряду с Кораном и мусульманским богословием изучались и светские науки. Крупные библиотеки с сотнями тысяч книг (Кордова, Каир и др.) таили в себе великие сокровища знаний. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории. Арабские астрономы открыли много новых звезд и составили ценные карты звездного неба.

    Отличительной чертой арабской культуры являлось вообще значительное развитие точных наук. Арабы сделали большие успехи в медицине, прибегая в своих опытах к вивисекции и тщательно изучали анатомию. По арабским учебникам медицины в Западной Европе учились на протяжении всех средних веков. Особенно большую известность не только на Востоке, но и в Европе приобрел знаменитый врач и физиолог Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) [1], таджик по национальности, живший в государстве Саманидов. Авиценна написал около 100 книг по медицине, физике и философии. Главное его произведение "Канон врачебной науки" было переведено на латинский язык и являлось своего рода настольной книгой у врачей средневековой Европы почти до XVI в.

    В математике арабы развили геометрию и тригонометрию. Они много сделали для развития алгебры и усовершенствовали индийскую цифровую систему, введя в нее знак “0” (нуль), что дало возможность изображать цифрами любые самые большие числа.

    Арабы были выдающимися путешественниками. Наиболее крупным арабским путешественником, географом и историком был Масуди (умер в 956 г.), который объехал все провинции халифата, побывал в Иране, Сирии, а также в Индии и Китае. Результат своих путешествий Масуди описал в книгах под общим заглавием "Золотые луга"'. Многие арабские путешественники Ибн-Даст, Ибн-Фадлан и др. - посетили славянские страны и оставили интересные записи о славянах, в частности о восточных русских славянах IX и Х вв.

    Из арабских историков конца IX - начала Х в особенно выделился Тáбари (умер в 923 г.), написавший "Историю пророков и царей" (т.е. халифов), доведенную им до 915 г.

    Арабы создали известные образцы изящной литературы. Знаменитая книга "Тысяча и одна ночь" окончательно сложилась в XII в. Это произведение представляет собой грандиозное собрание сказок и новелл различных народов арабско-мусульманского мира, восходящее своими истоками частично к фольклору народов древнего мира (египетские сказки периода Среднего царства и т. д.). Но особенно большое значение в подготовке "Тысячи и одной ночи" имели иранские собрания сказок, объединенные в сборники еще с VI в.

    Крупнейшим памятником ирано-арабского эпоса является героическая поэма поэта Абул-Касима Фирдоуси (935-1020) - "Шах-намэ" (Книга царей), написанная в г. Газне около 1000 г. Поэма написана не на арабском, а на персидском языке. В ней 60 000 стихов; для ее написания Фирдоуси использовал богатейшее народное былинное творчество, подвергнув его чрезвычайно тонкой литературной обработке.

    Арабское искусство.

    Арабское искусство прежде всего было представлено архитектурой. Арабы ставили монументальные здания: мечети, дворцы, мавзолеи, бани и другие общественные постройки. Из наиболее древних памятников арабской архитектуры сохранилась мечеть в Иерусалиме - так называемая мечеть Омара, построенная при Омейядах в 688 г. Это большое восьмиугольное здание с высоким куполом, весьма тяжеловесное и массивное. На нем чувствуется влияние византийского монументального стиля. Но обычно арабы строили здания более легкого и стройного типа. Красивые, небольших сравнительно размеров башни и башенки, тонкие колонны, несложные капители были обычно характерны для этих построек. Большую прелесть арабским зданиям придавали арабески - причудливый орнамент на всевозможные мотивы из растительного, частью животного мира, а также из разнообразных, всевозможных геометрических линий и фигур.

    Подобный же орнамент, внешне чрезвычайно скромный, но по существу весьма богатый, поражающий своей тонкой ажурностью, был характерен и для арабской живописи. Им обычно украшались рукописи, переплеты книг, заставки, концовки, буквицы и т.п.

    Другим украшением рукописей были прекрасные миниатюры на темы самого разнообразного бытового характера. Крупная станковая живопись арабов была развита слабо. Одной из причин этого было религиозное запрещение Кораном изображать человека и животных из боязни возвращения мусульман к многобожию ("идолопоклонству").

     

    Примечания

    [1] Благодарим Воронина Сергея Анатольевича, указавшего нам уточненный год рождения Ибн-Сины (980). Ранее годом рождения Ибн-Сины считался 930. - Прим. редакции сайта halkidon2006.orthodoxy.ru.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100