• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    В. Ф. Семенов

    Индия в раннее средневековье

    Из учебника "История средних веков". М., 1975.

     

    Государство Гуптов

    В начале IV в. Индия состояла из многих десятков мелких и крупных государств, во главе которых находились царьки - раджи, опиравшиеся на господствующие касты брахманов (жречество) и кшатриев (военная знать). В 320 г. один из таких раджей Северной Индии - Чандрагупта I (320-340) покорил соседних царей и основал в бассейне р. Ганга довольно крупное государство, именуемое государством Гуптов и просуществовавшее до начала VI в. При приемниках Чандрагупты I - из них особенно выделялись своими завоеваниями Самудрагупта (340-380) и Чандрагупта II (380-414) - государство Гуптов включало в себя и нижнее течение Ганга вплоть до его устья, а также часть Деканского плоскогорья до р. Нарбады. Столицей государства Гуптов был г. Паталипутра.

    Цари Гуптов находились в оживленных торговых и культурных отношениях с сасанидским Ираном. Они обеспечили на долгое время безопасность северных индийских границ от вторжений среднеазиатских племен. Период Гуптов характеризуется большим экономическим и культурным подъемом Индии. С этой же эпохой связано возникновение индуизма - наиболее распространенной религии современной Индии.

    Общественный строй Индии в эпоху Гуптов

    Общественный строй Индии эпохи Гуптов сохранял в основном еще рабовладельческий характер. Рабы использовались широко на различных ирригационных и строительных работах в сельском хозяйстве и домашнем быту в качестве многочисленных слуг и домашней челяди. Продолжал существовать широкий рынок рабов. Рабы доставлялись не только из Азии, но и из Африки. Рабовладельческие черты индийского общества были видны и в кастовом строе, продолжавшем сохраняться и развиваться в эпоху Гуптов.

    Четыре основные древние касты:

    - брахманы (жрецы),

    - кшатрии (воины),

    - вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и

    - шудры (низшая каста бывших рабов, всякого рода зависимых людей, лиц, занимавшихся профессиями, считавшимися "позорными") -

    отражали различные ступени социальной структуры индийского общества, оформившиеся еще в глубокой древности. К началу средневековья индийские касты значительно эволюционировали. Брахманы и кшатрии превратились в жреческое и военное сословия, в руках которых была государственная власть и которые были крупнейшими землевладельцами, имевшими также большое количество рабов. Другие средние и низшие касты с течением времени все более дробились. В период Гуптов число всех каст исчислялось десятками. Некоторые наиболее низкостоящие в обществе касты из шудр назывались "неприкасаемыми", так как их прикосновение к представителям высших каст оскверняло последних. Бесправное, унизительное положение низших каст отражало в самой яркой форме идеологию рабовладельческого строя, резко делившего людей на полноправных, свободных рабовладельцев - господ с одной стороны, и на совершенно бесправных, униженных, забитых рабов или других близко стоящих к ним групп населения - с другой.

    Но в Индии рабовладельческий строй отличался еще одной характерной особенностью: рядом с развившимся рабовладением и рабовладельческой системой эксплуатации продолжало все время существовать и функционировать общинное крестьянство, которое имело громадное экономическое значение. Сельская община была той низовой социально-экономической ячейкой, на которой покоилось индийское общество в период рабовладельческого строя и позднее - в период феодализма.

    Маркс так характеризовал значение сельской общины в общественной жизни Индии: "... население Индии, рассеянное по всей территории страны, сосредоточивается в маленьких центрах благодаря патриархальной связи между земледельческим и ремесленным трудом. Каждое село имело определенное количество пахотной и пастбищной земли. Во главе его стояли староста и несколько других должностных лиц. Сельская община состояла из нескольких десятков, иногда нескольких сотен семей, образовавших первичную производственную ячейку, основанную на соединении ремесла с земледелием. "Эти организованные по-семейному общины покоились на домашней промышленности, на своеобразной комбинации ручного ткачества, ручного прядения и ручного способа обработки земли - комбинации, которая придавала им самодовлеющий характер" (Маркс К. Британское владычество в Индии). На эксплуатации бесчисленных крестьянских общин зиждилось экономическое могущество и царей Гуптов.

    Но период Гуптов характеризуется уже начавшимся упадком рабовладельческой системы. В недрах рабовладельческого общества формировались элементы феодального строя. Наличие многочисленного общинного крестьянства, являвшегося основой феодального общества (как это мы видели в странах Западной Европы и в странах Арабского халифата), облегчало переход индийского общества от рабовладельческого строя к феодальному. Ряд фактов свидетельствует о начавшемся изживании рабства и зарождении феодализма в период Гуптов. Рабов стали чаще отпускать на волю и наделять их небольшими участками земли за выполнение определенных повинностей. Земли, находившиеся в царском хозяйстве, не все обрабатывались рабами, значительная часть их сдавалась в аренду за уплату части урожая. В качестве мотивов перехода к мелкой аренде источники прямо указывают на недостаток рабов. В то же время внутри самой сельской общины происходили важные процессы. Рост производительных сил и усовершенствование орудий производства сделали возможным ведение хозяйства силами небольшой семьи. Большие семьи делились на более мелкие; большой семейный надел также подвергался дроблению; при этом старший сын обычно получал большую долю по сравнению с младшими. Часть рядовых общинников разорялась и попадала в зависимость от более состоятельных членов общины. Внутри общины выделялась эксплуататорская верхушка, владевшая большим количество скота и орудий и подвергавшая эксплуатации разоренных общинников. Все это в конечном итоге также вело к установлению феодальных зависимых отношений.

    Расцвет культуры

    Культура периода государства Гуптов характеризуется прежде всего развитием классической монументальной архитектуры, представленной многочисленными храмами и дворцами. Большинство строений периода Гуптов было разрушено при последующих иноземных нашествиях на Индию. Но все же некоторые сохранившиеся здания оставляют впечатление высокого строительного мастерства. Таковы, например, знаменитые пещерные храмы Эллоры и Аджанты, высеченные внутри огромных монолитных скал и каменных глыб. Внутри храмов были многочисленные скульптурные изображения на темы древнеиндийской и буддийской мифологии, поражающей красотой и грациозностью представленных в них человеческих фигур. Стены храмов были богато украшены фресками. Художники и мастера времени Гуптов достигли высокого искусства в обработке металлов. Сохранившаяся в Дели до настоящего времени колонна, сделанная из сварочного железа и относящаяся к концу IV - началу V в. до н.э. не подверглась ржавчине, несмотря на то, что в течение столетий находилась под воздействием солнца и дождя.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100