• На главную страницу
  • История
  •  

     

     

     

     

     

     

     

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    А. Дегтярев, доктор исторических наук

    О Государственном флаге России

     

    В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно — «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла» среди многих необходимых для его сооружения материалов упомянуты и ткани для изготовления морских знамен и вымпелов-яловчиков, «для воинского ходу потребных». О цветах этих знамен в одном из документов есть следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но тако бывает — какого государства корабль, того государства и знамя». Рассуждение это отмечено морской четкостью и однозначным убеждением: военный корабль должен нести государственные цвета державы, которой он принадлежит и которую защищает.

    Древние документы донесли до нас сведения о том, какие цвета были указаны для флагов «Орла». Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (это сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю! Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени уходит далеко в допетровские времена. Конечно, расположение цветов на флаге «Орла» было не таким, как много позднее собственноручно начертал Петр Великий, законный и единственный изобретатель трехполосного российского флага. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части — крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий — красные (рис. 1). По рисунку своему первый военно-морской флаг был похож на знамена стрелецких полков того времени.

    А. Шхонебек. Корабль «Готопредестинация» («Божье предвидение»), построенный Петром I в 1700 году. Гравюра. 1701. Сочетания цветов флага уже определились.

    А. Шхонебек. Корабль «Готопредестинация» («Божье предвидение»), построенный Петром I в 1700 году. Гравюра. 1701. Сочетания цветов флага уже определились.

     

    Ну а как же появился знакомый каждому бело-сине-красный флаг, вновь ставший недавно Государственным флагом России?

    ...Летом 1693 года молодой царь Петр Алексеевич направился из Москвы в далекий Архангельск, намереваясь посетить Соловецкий монастырь. Но скоро цель, ради которой благословила его в неблизкий путь мать-царица, была оставлена. Впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всем.

    Несколько груженных русским товаром английских и голландских парусников как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море. Плаванье-проводы длились шесть дней, Петр, знавший до этого лишь тихие пресные воды Переяславского озера, был потрясен и навсегда покорен морской стихией. Но еще больше поразили его огромные суда, разрезавшие мощными форштевнями седые валы Студеного моря. Ветер хлопал парусами и большими красивыми флагами, поднятыми на мачтах и крепких кормовых флагштоках. Флаги были просты по рисунку, не утяжелены надписями и картинами, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

    Почти сразу после проводов Петр принял решение — строить два корабля для своего флота. Один тут же заложили на верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии. Только в середине сентября, с началом холодной северной осени, Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь он пожаловал архангельскому архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы и позднее попали в кафедральный собор Архангельска три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой— его называли «флаг царя Московского» — и два поменьше.

    «Флаг царя московского» был сшит из специальной флажной материи — флагдуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальных полосы: верхняя — белая, средняя—синяя и нижняя — красная. В центре флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона (рис. 2).

    Флаг царя московского. XVII век.

    Рис. 1.

    Флаги царя московского. XVII век.

    Рис. 2.

    Флаг царя московского. XVII век.

    Андреевский флаг.

    Андреевский флаг.

    Государственный флаг России.

    Государственный флаг России.

     

    Создавая новый флаг, Петр проявил глубокую приверженность к российской геральдической традиции. Что касается цветовой гаммы, он сохранил прямую преемственность со старым крестовым флагом, который почти за полвека до этого развевался на «Орле».

    Многих людей издавна занимал и занимает вопрос — какой сокрытый смысл несет в себе бело-сине-красная гамма? Почему именно она, а не другое сочетание цветов, стала российским национальным символом?

    На эти вопросы давались разные ответы, порой наивные, порой запутанно-научные. Но наиболее убедительное предположение было высказано известным ученым-флаговедом Н. Семеновичем. «Пожалуй, можно предположить,— писал он полвека назад,— следующие соображения: синий цвет—так как мантия Св. Георгия Победоносца в гербе города Москвы синяя; белый и красный—так как поле московского герба красное, а конь Св. Георгия Победоносца белый».

    Белый конь, синий плащ, красное поле! Похоже, именно здесь лежит разгадка российской национальной цветовой гаммы. Корнями своими она уходит в седую древность, поскольку Святой Георгий считался покровителем московских князей уже в XI-XII веках.

    Бело-сине-красный флаг стал, пожалуй, самым знаменитым геральдическим изобретением Петра Великого. Гениальность найденного рисунка, в котором глубинная цветовая традиция России сочеталась с самым современным по тем временам флаговым рисунком, сделала этот стяг уникальным в европейской геральдике, прочно закрепила его в сознании народов за Россией.

     

    Текст и иллюстрации приводятся по изданию: А. Дегтярев, доктор исторических наук. О Государственном флаге России // Юный художник. 1995. № 3. С. 6-7

     

    StudLance.ru

     

     

    Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Rambler's Top100