|
Библиотека “Халкидон” ___________________ А. Дегтярев, доктор исторических наук О Государственном флаге России
В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно — «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла» среди многих необходимых для его сооружения материалов упомянуты и ткани для изготовления морских знамен и вымпелов-яловчиков, «для воинского ходу потребных». О цветах этих знамен в одном из документов есть следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но тако бывает — какого государства корабль, того государства и знамя». Рассуждение это отмечено морской четкостью и однозначным убеждением: военный корабль должен нести государственные цвета державы, которой он принадлежит и которую защищает. Древние документы донесли до нас сведения о том, какие цвета были указаны для флагов «Орла». Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (это сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю! Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени уходит далеко в допетровские времена. Конечно, расположение цветов на флаге «Орла» было не таким, как много позднее собственноручно начертал Петр Великий, законный и единственный изобретатель трехполосного российского флага. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части — крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий — красные (рис. 1). По рисунку своему первый военно-морской флаг был похож на знамена стрелецких полков того времени. А. Шхонебек. Корабль «Готопредестинация» («Божье предвидение»), построенный Петром I в 1700 году. Гравюра. 1701. Сочетания цветов флага уже определились. Ну а как же появился знакомый каждому бело-сине-красный флаг, вновь ставший недавно Государственным флагом России? ...Летом 1693 года молодой царь Петр Алексеевич направился из Москвы в далекий Архангельск, намереваясь посетить Соловецкий монастырь. Но скоро цель, ради которой благословила его в неблизкий путь мать-царица, была оставлена. Впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всем. Несколько груженных русским товаром английских и голландских парусников как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море. Плаванье-проводы длились шесть дней, Петр, знавший до этого лишь тихие пресные воды Переяславского озера, был потрясен и навсегда покорен морской стихией. Но еще больше поразили его огромные суда, разрезавшие мощными форштевнями седые валы Студеного моря. Ветер хлопал парусами и большими красивыми флагами, поднятыми на мачтах и крепких кормовых флагштоках. Флаги были просты по рисунку, не утяжелены надписями и картинами, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека. Почти сразу после проводов Петр принял решение — строить два корабля для своего флота. Один тут же заложили на верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии. Только в середине сентября, с началом холодной северной осени, Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь он пожаловал архангельскому архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы и позднее попали в кафедральный собор Архангельска три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой— его называли «флаг царя Московского» — и два поменьше. «Флаг царя московского» был сшит из специальной флажной материи — флагдуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальных полосы: верхняя — белая, средняя—синяя и нижняя — красная. В центре флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона (рис. 2).
Рис. 1. Флаги царя московского. XVII век. Рис. 2.
Андреевский флаг.
Государственный флаг России. Создавая новый флаг, Петр проявил глубокую приверженность к российской геральдической традиции. Что касается цветовой гаммы, он сохранил прямую преемственность со старым крестовым флагом, который почти за полвека до этого развевался на «Орле». Многих людей издавна занимал и занимает вопрос — какой сокрытый смысл несет в себе бело-сине-красная гамма? Почему именно она, а не другое сочетание цветов, стала российским национальным символом? На эти вопросы давались разные ответы, порой наивные, порой запутанно-научные. Но наиболее убедительное предположение было высказано известным ученым-флаговедом Н. Семеновичем. «Пожалуй, можно предположить,— писал он полвека назад,— следующие соображения: синий цвет—так как мантия Св. Георгия Победоносца в гербе города Москвы синяя; белый и красный—так как поле московского герба красное, а конь Св. Георгия Победоносца белый». Белый конь, синий плащ, красное поле! Похоже, именно здесь лежит разгадка российской национальной цветовой гаммы. Корнями своими она уходит в седую древность, поскольку Святой Георгий считался покровителем московских князей уже в XI-XII веках. Бело-сине-красный флаг стал, пожалуй, самым знаменитым геральдическим изобретением Петра Великого. Гениальность найденного рисунка, в котором глубинная цветовая традиция России сочеталась с самым современным по тем временам флаговым рисунком, сделала этот стяг уникальным в европейской геральдике, прочно закрепила его в сознании народов за Россией. Текст и иллюстрации приводятся по изданию: А. Дегтярев, доктор исторических наук. О Государственном флаге России // Юный художник. 1995. № 3. С. 6-7
Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон" |