|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Повесть о начале царствующего града Москвы <…> Почему бы Московскому государству царством быть и кто то знал, что Москве государством слыть? Были на этом месте по Москве-реке села красные, хорошие боярина Стефана Ивановича Кучки [1]. И были у Кучки дна сына красы удивительной; не было столь красивых юношей по всей Российской земле. И узнал про них князь Даниил Суздальский [2]. И стал просить у боярина Кучки князь Даниил сыновей его к своему двору с большим упорством. И сказал ему: “Если не отдашь мне сыновей своих к моему двору, то я приду на тебя с войском и велю тебя мечу, а села твои красные огню предать”. И боярин Стефан Иванович Кучка, испугавшись угроз князя Даниила Александровича, отдал обоих сыновей своих князю в Суздаль. И те братья князю Даниилу полюбились, и стал их князь Даниил любить и жаловать, одного пожаловал он в стольники, а другого — в чашники [3]. Те же два брата полюбились и жене князя Даниила княгине Улите Юрьевне [4]. И уязвил ее враг любовной страстью к тем юношам. Возлюбила она красоту лиц их и, разжигаемая дьяволом, вступила с ними в связь. И задумали они с княгинею, как бы им предать князя Даниила смерти. Тогда стали они звать князя Даниила в поле посмотреть на заячью охоту, как то бывает обычно для потехи. И когда был он на охоте и заехал в дебри, напали те Кучковичи на князя, чтобы предать его злой смерти. А князь Даниил ускакал от них на своем коне в чащу лесную, ибо густы были здесь леса. И бежал он от них вдоль Оки-реки, бросив коня своего. Злые же убийцы, словно волки лютые, тщетно пытались захватить его. Разъяренные, долго искали они его и не нашли, только набрели на коня его.Князь же добежал до перевоза, и, не имея , что дать перевозчику, кроме золотого перстня, бывшего у него на руке, обещается он тот перстень отдать за перевоз. А перевозчик говорит ему: “Лихие-де вы, люди, обманчивые. Как-де перевезешь вас через реку, так вы, не отдав за перевоз, и уйдете”. А перевозчик узнал, что был то князь Даниил Александрович. Князь же обещался, что отдаст перстень золотой перевозчику, если перевезет его через Оку-реку. Перевозчик, с другой стороны Оки-реки подъехав близко к берегу, протянул весло к князю и говорит: “Подай мне перстень на весло вперед за перевоз, и я тебя перевезу через Оку-реку”. Князь Даниил, приняв его за человека правдивого, что не обманет, положил на весло до перевоза перстень свой золотой. А перевозчик, получив на весле от князя перстень, оттолкнулся от берега и переехал на другую сторону Оки-реки, не перевезя князя.Князь же Даниил побежал вдоль по Оке-реке, страшась гнавшихся за ним людей его. И клонился день уже к вечеру. А ночи были тогда уже темные, осенние. И не находил места князь, где бы укрыться в пустынной дебри. Случаем набрел лишь князь на стоявший в той дебри небольшой сруб, под которым погребено было в прежние времена некое мертвое тело. Князь забрался в этот сруб и закрылся в нем, позабыв страх перед мертвецом. И проспал там темную осеннюю ночь до утра. А сыновья боярина Стефана Кучки были в большой печали, что упустили из своих рук князя Даниила живым, раненного. И стали они каяться, говоря друг другу: “Лучше бы нам не замышлять и не сотворить над князем такого смертного дела, затем что ушел от нас князь Даниил раненым в город Владимир к брату своему, князю Андрею Александровичу [5]. Придет к нам в злобе князь Андрей с войском, и придется нам принять от них злую смертную казнь, лютую, с разными муками. А княгине Улите быть от него повешенной на воротах и убитой стрелами или живой в землю по плечи быть ей закопанной за то, что жестоко задумали мы зло против князя неправедное”.А злая княгиня Улита, в сердце коей вложил дьявол злые замыслы против мужа ее, князя Даниила Александровича, стала словно лютая змея ядовитая оттого, что распалил ее сатана вожделением страстной той похоти, оттого, что полюбила она, окаянная, недобрых наложников тех, детей Кучки, а своих любовников, и передала она им все тайны мужа своего. Сказала она им: “Есть-де у мужа моего пес-выжлец. И как-де он, князь Даниил, ездит против врагов своих на грозные побоища, на татар или на крымских людей, приказывает мне, выезжая на брань: “Коли буду я татарами или крымскими людьми убит, или от иного какого случая придет мне смерть безвестная, или на поле боя средь трупов человеческих невозможно будет сыскать и опознать меня, иль живым в плен буду взят я татарами или крымскими людьми, и каким бы путем, в какую бы землю ни увели меня, ты пошли разыскивать меня дворян моих с тем псом и вели им пустить его тайно впереди себя без привязи, а самим ехать за ним. И где бы я, живой, ни оказался, дойдет тот пес дорогою до меня, а коли на поле буду мертв лежать безвестно или в бою убитый среди многих трупов человеческих, и вид мой от кровавых ран переменится, и не узнают меня, то пес найдет меня без ошибки, и начнет радоваться мне, мертвому, и тело мое начнет лизать он радостно”.И наутро та окаянная княгиня Улита, тайно дав своим любовникам пса , жестоко приказывает им: “Где вы его с этим псом ни найдете, там его немедля и смерти предайте без милости”. А злые убийцы, исполнившись злой волей злодейки-княгини Улиты, взяли поспешно пса и приехали на место, где князя Даниила ранили. И от того места пустили вперед себя пса. А пес побежал перед ними. Они же за ним поехали. И бежал быстро тот пес по берегу Оки-реки и набежал на сруб, где укрылся князь Даниил. Увидев князя Даниила, начал он хвостом своим махать, обрадовавшись ему. А убийцы, искавшие его, увидев, что пес радуется и машет хвостом, быстро соскочили с коней и, разобрав крышу сруба, нашли тут князя Даниила Александровича. И поспешно предали князя они смерти лютой. Мечами и копьями пронзили грудь его, отсекли голову ему и опять в сруб спрятали тело его.Благоверный тот князь Даниил стал четвертым новым мучеником, приняв мученическую смерть от прелюбодеев жены своей. Первыми же мучениками были Борис и Глеб, убитые братом своим, окаянным Святополком, названным Поганополком. Дети же Кучки, приехав в город Суздаль, привезли одежду окровавленную великого князя Даниила Александровича и отдали ее княгине Улите, жене князя Даниила. И стали жить с нею убийцы в том же любострастном беззаконии по-прежнему.Многое же время спустя доходит во Владимир-город весть к князю Андрею Александровичу, что совершилось такое убийство брата его князя Даниила Александровича. Сын его, Иоанн Данилович [6], внук Александра Невского, остался после него ребенком, только пяти лет и трех месяцев от рождения. Охранял его и уберег верный раб отца его Давыд Тярдемив.По смерти Даниила прошло уже два месяца. И сжалился тот верный слуга Давыд над княжеским сыном Иоанном Даниловичем: взял его тайно в ночь, вскочил на коня и помчался быстро с ним к городу Владимиру, к князю Андрею Александровичу, дяде его. И рассказал тому подробно слуга Давыд, как совершилось в городе Суздале над братом его князем Даниилом злое убийство.Князь же Андрей опечалился о брате своем, как князь Ярослав Владимирович [7] по братьям своим Борису и Глебу, и ожесточился против убийцы, как тот против окаянного злого Святополка, нареченного Поганополком. Собрав войско из новгородцев и призвав Бога в помощь себе, пошел ратью Ярослав мстить за кровь праведных братьев своих Бориса и Глеба и победил окаянного Святополка. Так и теперь, новый Ярослав, великий князь Андрей Александрович прослезился горько о брате своем князе Данииле Суздальском и, воздев руки свои к небу, сказал со слезами: “Господи, Владыка и Творец всего, создатель наш, Ты помог князю Ярославу отмстить окаянному Святополку за кровь праведных Бориса и Глеба. Так отмсти теперь, Господи и Владыка, за кровь неповинную брата моего князя Даниила этим развратникам и наложникам блудницы, оскверненным грязною похотью ненасытного разврата и приверженным по закону сатанинскому к делу, бесам угодному. Святополк окаянный затем братоубийство совершил, что очи злые его прельстились, ненасытные, на приобретение во множестве серебра и золота, чтобы властью и царством на этом свете в один день насладиться, а от Царствия Небесного навеки отпасть и на дне адском вечное мучение приобрести. Так и эта скверная ненасытная блудница, княгини Улита, не могла насытиться похотливой скверною разврата. На один час насладилась она в скверне своей и не только Небесного Царства лишилась, но отвергла и земную власть, и золото, и серебро, и одежды драгоценные, возлюбив скверну злой развратной похоти и готовясь стать невестой дьявола”.И, собрав в городе Владимире пять тысяч войска своего, пошел князь Андрей к городу Суздалю. И услышали в Суздале дети боярина Стефана Кучки, что идет на них из Владимира-города князь Андрей Александрович с войском своим для отмщения за неповинную кровь брата своего, великого князя Даниила Александровича. И объял тех убийц страх и ужас, что жестоко пролили они кровь неповинную, убили господина своего князя Даниила. И не смогли противостоять они в ратном поле князю Андрею и побежали к отцу своему, боярину Стефану Кучке. Князь Андрей с войском своим вошел в Суздаль-город. Горожане же суздальские ни в чем князю Андрею не противились, покорились, говоря ему, государю: “Князь Андрей Александрович! Мы тем убийцам советчиками не были на смерть брата твоего, а нашего государя, великого князя Даниила Александровича. И не причастны сговору их. Но знаем мы, что злую ту смерть задумала ему жена с любовниками своими Кучковичами. И мы тебе, государь, будем помогать против тех злых изменников, в отмщение великого государя князя Даниила”.Князь же Андрей повелел княгиню Улиту взять и мучить ее разными муками лютыми, а затем предал ее злой смерти, ибо совершила она, злая княгиня Улита, бесстыдное дело и не устрашилась Бога и Создателя, вельмож и знатных людей не постеснялась, добрых жен укора и насмешки не устыдилась, мужа своего, великого князя Даниила, злой смерти предала. Зато и сама окаянная княгиня лютую смерть приняла.И собралось войску великого князя Андрея на помощь из суздальских граждан 3000. И пошел князь Андрей со всем своим войском на боярина Стефана Кучку и на убийц. А у боярина Стефана Кучки не было вокруг сел его красных ни ограды каменной, ни частокола деревянного, и не смог боярин Кучка против князя Андрея боем биться. И вскоре князь Андрей со всей своею силою захватывает приступом села и слободы красные. И самого боярина Стефана Кучку с детьми его в плен взял. И повелел князь Андрей заковать их в оковы крепкие, а потом приказал его, боярина Стефана, казнить, а детей его замучить лютыми разными муками. И тут боярин Кучка и сыновья его злейшую кончину приняли.Так в 6790 (1282) году в семнадцатый день марта месяца князь Андрей Александрович отмстил за кровь неповинную брата своего, великого князя Даниила Александровича Суздальского, победил боярина Стефана Кучку, а злых убийц, детей Стефана, замучил разными муками и все имение их, золото, серебро и прочее богатство, разграбив, отослал к себе; села же и слободы красные не велел разорять. И воздал он хвалу Христу-Богу, и Богородице, и всем святым за то, что помог ему Бог победить и отмстить за кровь брата своего боярину Кучке и детям его, убийцам и развратникам, и опочил тут. А наутро, встав, осмотрел красные села и слободы. И, по Божьему внушению, полюбились князю Андрею эти красные села и слободы. Осмотрев их, подумал он, как бы Бог помог ему еще и в том, чтобы город стал на том месте. И, вздохнув от глубины сердца своего, воздев руки к небу, молился он Богу со слезами, говоря: “Боже Вседержитель, Творец всего и создатель! Прославь, Господи, место это и помоги; исполни желание мое, чтобы устроить в этом мосте город и поставить святую церковь”. И с тех пор князь Андрей остался в тех красных селах и слободах жить, в городе же Суздале и во Владимире посадил править сына своего Георгия Андреевича, а племянника своего Иоанна Данииловича, сына брата, к себе взял и воспитал его до совершеннолетия его, добру наставляя.И воздвиг благоверный князь Андрей Александрович церковь небольшую деревянную, во имя Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения, призывая на помощь себе в том Бога и Пречистую Богоматерь. Также повелел он и город основать около тех красных сел по Москве-реке, и помогали ему и суздальцы, и владимирцы, и ростовцы, и окрестные села. И так построил он город помощию Бога, Богородицы и всех святых, закончив градостроительство в 6791 году в седьмой день июля. И с тех пор стал именоваться новосозданный город Москвою.
Перевод Т. А. Ивановой и Ю. С. Сорокина Образец исторической беллетристики XVII в. Эта "Повесть" сложилась между 1652 и 1681 гг. в составе летописца, но впоследствии стала распространяться как отдельное произведение. Излагаемая в ней история основана на фольклорных мотивах и устных преданиях и имеет мало общего с действительными событиями XIII в.; в повествовании своеобразно претворилась историческая и народная память об основании Москвы в XII в. Юрием Долгоруким, соединенная с преданием об убийстве Андрея Боголюбского. Сообщаемые сведения о князе Данииле, сыне Александра Невского, княжившем в Москве с 1272 по 1303 гг., очень далеки от реальных фактов его биографии. Автор сумел создать занимательное сочинение в форме исторического рассказа.[1] О Стефане Ивановиче Кучке не сохранилось никаких подлинных сведений, однако в летописях упоминаются Аким Кучкович и Петр - "Кучков зять", участвовавший в заговоре против Андрея Боголюбского. Имя Кучки долго сохранялось также в названиях местностей Суздальской и Московской земель. (Видимо, в легендарном рассказе об этом боярине отразилась историческая реальность.) [2] Скорее всего, имеется в виду князь Даниил Александрович (1261-1303), сын Александра Невского. Все рассказанное о нем ничего общего с его подлинной биографией не имеет [3] Чашник - “придворный виночерпий. У него напитки в ведении и чарочники под рукою” (Вл. Даль) [4] Княгиня Улита - очевидно, это лицо легендарного происхождения, ибо в исторических источниках оно не упоминается [5] Сын Александра Невского, брат Даниила Александровича. В действительности не имел никакого отношения к Москве, а будучи великим князем во Владимире (с 1282 по 1304 гг.), постоянно боролся за власть со своим братом Даниилом [6] Сыном князя Даниила Александровича был будущий великий князь московский Иван Данилович Калита (ум. 1341), но он не воспитывался у князя Андрея Александровича [7] Имеется в виду Ярослав Мудрый
Текст приводится по изданию: Повесть о начале царствующего града Москвы // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 295-300.
Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон" |