• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Н. И. Павленко, доктор исторических наук

    Феофан Прокопович

     

    Переломные эпохи всегда выдвигали выдающихся деятелей, стоявших на гребне движения. Те, в свою очередь, умели находить под стать себе талантливых соратников. Величие Петра I в том и состоит, что он был одарен способностью открывать таланты и создавать условия для их проявления. Эпоха Петра выдвинула плеяду замечательных государственных деятелей, дипломатов, военачальников: Меншикова и Шереметева, Брюса и Прокоповича, Куракина и Матвеева, Долгорукого и Татищева, Ягужинского и Голицына — таков далеко не полный перечень знаменитых “птенцов гнезда Петрова”.

    Среди сподвижников Петра Великого Феофан Прокопович занимает особое место. Прославился он не шпагой, а пером. Вместо кафтана или генеральского мундира этот талантливый пропагандист петровских преобразований и главный помощник царя в осуществлении церковной реформы носил монашескую одежду.

    Родился Феофан Прокопович 8 июня 1681 года в Киеве в семье купца. Отец умер рано, овдовевшая мать, оставшаяся в нищете, ненадолго пережила мужа. Малолетний сын перешел на попечение родного дяди.

    Нет точных сведений о том, как жил Феофан вплоть до 1705 года. Известно только, что образование он получил в Киевской академии, где штудировал русскую грамоту и латинский язык, а затем в Риме изучал красноречие, философию и поэзию. Любопытная деталь: живя в Италии, Феофан принял униатство. Но, возвратясь в 1705 году в Киев, вновь вернулся в лоно православия, принял имя Феофан Прокопович (в честь дяди). Под этим именем он и вошел в историю.

    Быть может, Феофан Прокопович так и остался бы учителем академии или проповедником провинциального масштаба, если бы судьба не свела его с Петром. В 1706 году царь прибыл в Киев, где он услышал запомнившуюся ему проповедь киевской знаменитости. А говорилось в проповеди о делах и таланте молодого царя, уже успевшего приобрести опыт и мудрость. Второй раз Феофан встретился с царем спустя три года, после Полтавской победы. И вновь проповедник блеснул красноречием, выражая восторг по поводу великого события.

    Царю многократно доводилось слушать проповеди с амвонов. Плавно текли витиеватые, мало понятные слушающим слова церковных иерархов. Традиции схоластических, оторванных от жизни поучений в духе общих сентенций о добре и зле складывались веками. Именно поэтому так поразила царя панегирическая проповедь, которую он слушал в Софийском соборе. Уже само ее начало было необычным, проповедник обращался к нему, живому человеку, и говорил о живом деле: “Пресветлейший и великодержавнейший всероссийский монарх и преславный свейских войск победитель! Кое иное дать тебе приветствие и что большее в дар гостинный имамы принести тебе?” - патетически вопрошал оратор. Далее следовал рассказ о Полтавской битве, об измене Мазепы, о пленении шведов у Переволочны. Ласкали слух царя обращенные к нему слова: “Ты не тольк посылал полки на брань, но сам твоим лице с супостату стал еси, на первые мечи, и копии, и огни устремился еси”.

    Проповедь префекта Киевской академии Феофана Прокоповича настолько понравилась царю, что он велел се немедленно напечатать на русском и латинском языках. Петр увидел в монахе не столько симпатии к себе, сколько горячую приверженность своим делам. Это в конце концов и решило судьбу киевского проповедника. Правда, еще долгих семь лет пришлось ему коснеть в стенах Киевской академии, пока в 1716 году он не был вызван в столицу.

    Переезд Прокоповича в Петербург отметил качало нового этапа в его жизни. В свою очередь и этот двадцатилетний период почти на две равные части расчленяется смертью Петра Великого. Но до 1725 года еще почти десять лет. Пользуясь безоговорочной поддержкой царя, Прокопович отдает весь свой талант преобразовательным начинаниям Петра: он выступает публицистом, творцом законодательных актов, автором исторического сочинения и богословских трактатов против старообрядчества. Он становится в это время фактическим руководителем духовного ведомства России.

    И все же едва ли не самым главным средством пропаганды петровских дел были проповеди. Аудитория, внимавшая словам Прокоповича, не ограничивалась несколькими сотнями молящихся в Петербургской Троицкой церкви или в Успенском соборе Москвы, Печатный станок многократно расширял крут лиц, знакомившихся с блестящими сочинениями проповедника — почти все они были напечатаны.

    Основа всех проповедей — пропаганда реформ и прославление талантов человека, их осуществлявшего. Проповеди в большинстве своем посвящались не эпизодам из частной жизни царя, а событиям государственного значения — победам на театре военных действий, началу работы нового учреждения, заключению победоносного мира со Швецией и т. д. И еще одна особенность: проповеди Прокоповича — не грубая лесть и не традиционная хвалебная оценка несуществующих добродетелей, приходится только удивляться изобретательности проповедника, его способности не повторяться, а всякий раз в соответствии с темой сочинения обнаруживать у царя новые достоинства.

    Наконец, проповеди Прокоповича раскрывают перед нами широту взглядов самого проповедника, его образованность и умение определять место конкретного события в общем процессе. Если к этому прибавить образную речь, ее доходчивость, отказ от церковных оборотов, то огромное влияние Прокоповича на слушателей не вызывает сомнений. Проповедник обращался не только к разуму, но и к сердцу слушателей. Вспомним взволнованные слова, произнесенные им на погребении царя: “Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем”. Такой же эмоциональный накал обнаруживаем и в "Слове на похвалу”, произнесенном в день тезоименитства умершего императора — 29 июня 1725 года: “Скорбим и сетуем, но не яко окамененны; плачем и рыдаем, но не яко отчаянии; тужим от горести сердце, но не яко немии и чувств лишившиеся”.

    Не буду излагать содержание проповедей Феофана Прокоповича. После их общей характеристики достаточно несколько наиболее характерных примеров.

    “Слово похвальное о флоте” было произнесено 8 сентября 1720 года по случаю Гренгамской победы, когда русский флот одержал на Балтийском море победу над шведской эскадрой.

    К самой победе Ф. Прокопович подошел издалека. Он начал с обоснования необходимости для России иметь флот. Он начал с ботика Петра, положившего начало созданию флота. Сделал он это мастерски и в высшей степени убедительно: “Не слышим ни единой в свете деревни, которая над рекой или озером положена и не имела бы лодок. А толь славной и сильной монархии, полуденная и полунощная море обдержащей, не имети бы кораблей, хотя бы ни единой к тому не было нужды, однако же было бы то бесчастно и укорительно: стоим над водою и смотрим как гости к нам приходят и отходят, а сами того не умеем”.

    Лишь после экскурса в историю и рассуждений о необходимости иметь флот проповедник обратился к Гренгамскому сражению, подчеркивая при этом, что оно происходило при неблагоприятных для русских моряков условиях: день 27 июня был штормовым, следовательно, неудобным для действий галерами.

    В “Слове о мире со Швецией” Ф. Прокопович тоже использовал свой любимый прием — экскурс в прошлое, сопоставление сил соперников до начала Северной войны. Оно было не в пользу России. Правда, русские воины и прежде одерживали победы, но это были победы над татарами, “однако ж войны и виктории татарские не в пример”.

    Вслед за этим Прокопович перечисляет “Марсовы акции” продолжительной и суровой войны, начиная от “Нарвской язвы” 1700 года и кончая успехами на суше и на море, которые венчал почетный мир. Не забыл автор “Слова” и о тех испытаниях, что выпали на долю страны от внутренних неурядиц, - и “свирепый бунт донской, и жестокий мятеж астраханский”, и измену Мазепы. Поступок гетмана он уподобил тому, “кто на горящий дом солому и сено бросал или в лютейшем волнении скважины в корабле делал”.

    “Слова” и “Речи” — не единственная форма участия Прокоповича в общественно-политической жизни страны. Пожалуй, не менее заметный след он оставил сочинениями, в которых выступил теоретиком абсолютизма, установления в России неограниченной монархии. Речь идет о “Регламенте Духовной коллегии” и о трактате “Правда воли монаршей”. Оба сочинения Прокопович написал по заданию Петра.

    Главная мысль “Регламента Духовной коллегии” — преимущество коллегиальной формы правления над единоличной, Синода - над патриаршеством. С этой задачей Прокопович справился лучшим образом. Он обнаружил девять преимуществ Духовной коллегии или Синода над Патриархом. Вот некоторые из них: коллегиальное решение менее подвержено ошибкам, чем индивидуальное; коллегиальный указ, кроме того, к “повиновению приклоняет" больше, чем единоличный; более оперативно дела решаются коллегиально… Болезнь единоличного правителя, его отъезд приостанавливают рассмотрение дел, в то время как в коллегии отсутствие президента не исключало нормальной работы учреждения. Намекая на дело патриарха Никона, Прокопович отмечал, что коллегиальное управление духовным ведомством исключает возникновение мятежей и искоренит у народа представление о патриархе как втором государе.

    Духовный регламент, как и прочие регламенты коллегий, устанавливал круг попечений Синода. И главные среди прочих задач его — наблюдение за чистотой веры, контроль за приходами, возвращение раскольников в лоно официальной церкви.

    Составитель Регламента предстает перед нами горячим сторонником распространения в народе просвещения: суеверия, мятежи, отступление от догматов Православной церкви — все это от темноты и невежества. И Прокопович делает логический вывод: “учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкве, аки корень, и семя, и основание".

    В Духовный регламент Прокопович включил несколько педагогических рекомендаций. Например, он считает, что, набирая слушателей в Академию, ученика надлежит “отведать на память и остроумие. И если покажется весьма туп, не принимать в Академию, ибо лета потеряет и ничему не научится”. Другой совет: “Буде покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый, клеветник, непокорлив, и буде чрез годовое время ни увещании, ни жестокие наказания одолеть ему невозможно, хотя б и остроумен был — выслать из Академии, чтоб бешеному меча не дать”.

    При Академии, создаваемой в каждой епархии, должна быть учреждена семинария. Однако пункты Регламента, относившиеся к распространению просвещения, увы, остались всего лишь пожеланиями. В 1721 году в Новгороде была основана единственная в стране школа, причем Прокопович содержал ее на собственные средства. За 15 лет она выпустила 160 юношей, но после смерти Прокоповича прекратила существование.

    Другое поручение царя Прокоповичу носило весьма деликатный характер — оно касалось дела царевича Алексея. Автору надлежало обосновать опубликованный в 1722 году Устав о “наследии престола”, предоставивший царствующему монарху право назначать себе преемника, а затем в случае надобности изменять свое решение. Так появилась “книжица” (как называл свое сочинение Прокопович), озаглавленная “Правда воли монаршей”. Сочинение было обращено в прошлое, поскольку доказывало обоснованность лишения царевича Алексея права наследовать престол, но оно было обращено и в будущее, поскольку вместо обычая передавать корону по первородству устанавливало новый порядок, всецело зависевший от воли царствующего государя.

    “Правда воли монаршей" была написана всего год спустя после Духовного регламента. Это тем не менее нисколько не помешало автору излагать диаметрально противоположные идеи: там он изощрялся в доказательстве преимуществ коллегиальной формы правления над единоличной, здесь, напротив, отвергал такие “коллективные” формы верховной власти, как аристократия и демократия, и доказывал, что Россией может править только наследственная монархия. Приходится только отдать должное пропагандистскому мастерству Феофана Прокоповича, которым он владел в высшей степени искусно.

    Перу Прокоповича принадлежит еще одно сочинение светского содержания — “История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии”. В этом сочинении множество красочных подробностей, отсутствующих в прочих источниках, но в то же время немало неточностей, что дает основание для догадки — Прокопович пользовался но только письменными документами, но и рассказами участников событий, семейными преданиями и другими неподтвержденными документально источниками. Эпиграфом к “Истории” можно поместить слова из речи царя в канун Полтавской битвы, отредактированной Прокоповичем: “А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.

    Автор этого сочинения внедрял в сознание читателя две идеи, кстати, не противоречившие реалиям жизни. Первая - педагогическое назначение поступков царя, которыми он подавал пример ("приклад”) подданным. Не менее важна и другая мысль: царь не уклоняется от “кровавых трудов” и поэтому только “весьма бессовестные” подданные могут роптать на тяготы войны.

    Помимо этих трактатов Ф. Прокопович написал множество сочинений против ханжей и лицемеров, против старообрядцев и в защиту догматов православной церкви.

     

    Смерть Петра, судя по словам Прокоповича, была неожиданностью для современников. Проповедник, надо полагать, находился в состоянии растерянности не только потому, что лишился покровителя, поручения которого он блистательно выполнял, по и потому, что среди возможных преемников не видел достойного продолжателя начатого царем дела.

    На трон не без участия Ф. Прокоповича была возведена супруга покойного Екатерина Алексеевна. В ее честь Прокопович произнес три проповеди: одну еще при жизни Петра, в день ее коронации 7 мая 1724 года, другую — ровно через два года — в день воспоминания о коронации, третью — на погребении императрицы 16 мая 1727 года. Но это уже были совсем другие проповеди. Если в посвященных Петру I проповедник ярко и образно прославлял не столько личные достоинства царя, сколько результаты его титанических усилий, то палитра красок становится бледнее и бледнее, когда речь заходит о Екатерине I и Петре II. “Слова”, произнесенные в честь императрицы, можно назвать переходными: проповедник еще пытается не грешить против истины и уклоняется от восхваления несуществующих добродетелей. Если он и отмечает достоинства императрицы, то ограничивает их значение семейными делами. Заслуга ее состояла в том, что она “увеселяла” супруга, “угождала” ему, “здравыми услужила советами”, вносила согласие в царскую семью, “что хотя иным невестка, иным тетка, иным бабка была, однако же вси ю матерь свою нарицали”.

    Петр II сидел на троне в два раза дольше, чем Екатерина. За трехлетнее царствование юного императора Прокопович произнес пять проповедей. Ничего существенного в стране с 1727 по 1730 год не произошло, а потому “Речи” и “Слова” произносились то по случаю прибытия императора в Новгород и Москву, то по случаю дня рождения, то — коронации. В “Слове”, произнесенном в день святых апостолов Петра и Павла 29 июня 1728 года, Прокопович не удержался от соблазна отметить у Петра множество достоинств: “Видим в младенческом возрасте твоем, — раздавался голос проповедника в Успенском соборе, — мужеский разум, узнаем же в том твоем мужестве младенческую простоту; ощущаем воню благоухания Христова от незлобия, кротости и природной ко всем милости”.

    Таков был удел пропагандиста, обслуживавшего интересы трона. Если у занимавшего его отсутствовали таланты, то их надо было изобрести, если не было подвигов, то их надлежало аккуратно приписать, если худо обстояло дело по части милосердия, то об этом можно было и умолчать

    28 апреля 1730 года Прокопович произнес речь на коронации Анны Иоанновны. В ее царствование это было самым примечательным событием, и Прокопович еще трижды — в 1731, 1732 и 1734 годах — возвращается к нему, произнося “Слова в день воспоминания коронации”.

    В первые годы Прокопович уклонялся от оценок личных качеств императрицы, ее способностей к управлению огромной империей. Проповеди этих лет подчеркивали роль Анны Иоанновны в установлении в России самодержавия.

    Чем ближе к своей кончине, тем больше проповедник отступал от истины и рассыпался в похвалах императрице. По сути, хвалить было не за что. Единственное полезное новшество Анны Иоанновны — открытие шляхетского кадетского корпуса. Все остальное, привлеченное для доказательства заслуг императрицы, — факты повседневной жизни, настолько обыденные и неуловимые, что проповеднику приходилось прибегать к общим фразам. И тем не менее они дали Прокоповичу основание почитать Анну Иоанновну “достойной Петра наследницей”, которая “сама собою довольна, сама славна, сама видна, ясна и всем ведома”. Проповедник задает вопрос: “Хочем ли хвалити тебе всеавгустейшую монархиню нашу? — отвечает: — Если сие делаем, то в море каплю пускаем”.

    Политическая нестабильность, сложившаяся в России после смерти Петра I, чехарда на троне вынуждали Прокоповича окунуться в водоворот политической борьбы. Сколь шатким было положение Прокоповича, явствует из того, что в 1727 году было велено изъять “Устав о наследии престола” из присутственных мест и у частных лиц. Можно представить, как неуютно чувствовал себя автор “Правды воли монаршей”, доказывавший справедливость норм, установленных “Уставом о наследии престола””. Теперь, после смерти Петра, Прокоповичу доводилось в полном одиночестве защищать не только свои дела, но и подчас — свою жизнь. Волна за волной накатывались на него доносы, каждый из которых мог стоить ему жизни.

    Чем объяснить появление доносов на Прокоповича?

    Известно, насколько враждебно относилось духовенство к петровским преобразованиям вообще и к церковной реформе, упразднившей патриаршество, — в особенности. А церковная реформа в глазах и рядового духовенства, и церковных иерархов связывалась с именем Феофана. Устранение его от дел, рассуждали они, откроет путь к восстановлению патриаршества. Не вызывали симпатий и личные качества Феофана. Честолюбивый и надменный, он подчеркивал (впрочем, не без оснований) свое превосходство над окружавшими его духовными иерархами.

    Главным оппонентом и обличителем Феофана выступал второй вице-президент Синода, новгородский архиерей Феодосий. Человек сварливый и честолюбивый, он втайне мечтал об изгнании из Синода Прокоповича, с которым не мог состязаться ни в образованности, ни в ораторском искусстве. Феодосию удалось через подставных лиц организовать донос, обвинявший Феофана в нечистоплотности: в подчиненном Прокоповичу Псково-Печерском монастыре валялось 70 икон с ободранными окладами, из которых пропали драгоценные камни.

    Именно этому человеку Феофан и решил нанести ответный удар. Это была акция, выражаясь военным языком, активной обороны. Невоздержанный на язык Феодосий предоставлял против себя обильный материал. То он сболтнул о Петре I, что его покарал Бог (“вот де только коснулся духовных дел и имений, Бог его взял”), то в ответ на действия караула, не пропускавшего его через дворцовый мост, размахивая с угрозой тростью, кричал: “Я де сам лучше святлейшего князя”, то предрекал гибель страны (“скоро гнев Божий снеидет на Россию”, и жестом показал, как будут отсекать головы). Высказывания Феодосия, а их было во много крат больше здесь приведенных, Феофан собрал воедино и выложил императрице, придав им политическую окраску: трону, дескать, грозит смертельная опасность, Феодосий замышляет бунт.

    Донос Феофана, изложенный устно, был своего рода опробованием способа его борьбы с противниками. Удар, нанесенный Феофаном, стал неотразимым и сокрушительным. 12 мая 1725 года с барабанным боем был оглашен составленный Прокоповичем приговор: Феодосий ссылался в монастырь, расположенный в устье Двины. А спустя некоторое время Феодосий был лишен сана.

    Победа Прокоповича оставила у современников неприятный осадок, ибо выходило, что победитель в награду за донос получил освободившуюся после ссылки Феодосия новгородскую кафедру, более богатую, чем кафедра псковская. Но победа к тому же оказалась неполной, она не обеспечивала прочного положения в Синоде, где стараниями Меншикова на вакантные места были определены два синодальных члена, принадлежавших к противникам Прокоповича.

    В следующем году последовал новый пространный донос из 47 пунктов, обвинявший Феофана в лютеранских симпатиях, в пренебрежении к иконам и т. д. Главное обвинение против новгородского епископа носило политический характер — ему приписывалось недоброжелательное отношение к императрице.

    Феофану и на этот раз удалось отвести от себя обвинения. Он вновь праздновал победу: доносителя объявили клеветником, и указом императрицы отправили в крепость.

    А доносы, подобно волнам, все накатывались и накатывались на Феофана, но фортуна оказалась к нему благосклонной, он устоял до наступления счастливых для него времен, связанных с воцарением Анны Иоанновны.

    Во время бурных событий 1730 года симпатии Прокоповича были, разумеется, не на стороне “верховников” во главе с Артемием Волынским. Их попытку ограничить самодержавие Феофан окрестил пренебрежительным словом “затейка”. Его страстное сочинение, написанное талантливым пером публициста, внесло немалый вклад в провал “затейкиверховников.

    Императрица не забывала неоценимых услуг, оказанных ей Феофаном, и выказывала к нему благосклонность. Сумел он войти в доверие и к ее всесильному фавориту Бирону. Его поддерживал Остерман. Так что Феофан вскоре стал полновластным хозяином Синода, и теперь уже никто не осмеливался ему перечить — ни прямо, ни косвенно.

    Как распорядился Прокопович своим талантом и властью в новых условиях? И то и другое он мобилизовал на расправу со своими недругами. Начал он с чистки Синода. С его составом произошло то же самое, что и с составом упраздненного Верховного тайного совета: большинство членов обоих учреждений оказались в опале. Указом от 31 июля 1730 года из Синода вывели новых недоброжелателей: Феофилакта Лопатинского, Георгия Дашкова и Игнатия Смолу.

    Казалось бы, Прокопович мог этим ограничиться, его противники, лишенные власти, не представляли теперь угрозы. Но Феофану показалось этого мало. Жажда мести осталась неутоленной, и он продолжал преследования поверженных жертв: Георгий Дашков был лишен сана и простым монахом отправлен в монастырь Вологодской епархии; Игнатий Смола поплатился архиерейством и ссылкой в Свияжский Богородицкий монастырь. Прокопович зорко следил за режимом их содержания. Ему стало известно о вольготной жизни Игнатия, пользовавшегося сочувствием казанского митрополита Сильвестра. Началось следствие, а за ним — указ от 30 декабря 1731 года, в котором императрица, “милосердуя”, велела бывшего коломенского архиерея Смолу сослать в Никольский Корельский монастырь, где его надлежало содержать “под крепким караулом”.

    Завершило серию процессов, возбужденных Прокоповичем против своих недругов, дело Феофилакта Лопатинского, издавшего в 1728 году сочинение Стефана Яворского “Камень верь”. Оно было написано еще в 1715 году и направлено против протестантов. Петр 1, придерживавшийся политики веротерпимости, запретил его печатать. Против Лопатинского стараниями Феофана был возбужден политический процесс, закончившийся лишь после смерти Прокоповича. Лопатинского обвинили в злоумышленных, непристойных и предерзностных рассуждениях, высказанных в процессе полемики после публикации “Камня веры”, и приговорили к лишению архиерейства, "всего священства и монашеского чина”. Его надлежало бы казнить, но “милосердная" императрица повелела содержать под крепким караулом до смерти в замке Герман Выборгской крепости. Это была последняя жертва Феофана.

    Когда сопоставляешь Феофана Прокоповича времен царствования Петра Великого с Прокоповичем при его преемниках, то создается впечатление, что перед нами два разных человека. При Петре — это образованнейший и гуманный человек, радетель просвещения и горячий сторонник преобразований. Позже он предстает человеком жестоким и суровым, мстительным и злопамятным, мелочным и лишенным милосердия. В борьбе со своими противниками, далеко уступавшими ему в интеллекте, он опускался до их уровня и пользовался их приемами.

    И тем не менее имя Феофана Прокоповича прочно утвердилось в списке выдающихся деятелей, способствовавших преобразовательным начинаниям Петра Великого. Он был главным действующим лицом в утверждении церковной реформы Петра I. Он ревностно защищал реформы и после смерти преобразователя. Однако, защищая реформы, он действовал вопреки христианской морали и не гнушался, преследуя своих противников, опираться на Тайных розыскных дел канцелярию.

     

    Текст приводится по изданию: Павленко Н., доктор исторических наук. Феофан Прокопович // Наука и жизнь. № 4, 1995. С. 86-92.

     

     

    Рекомендуем также:

    Е. В. Анисимов. Петр Первый: рождение империи
    А. Борисов. Заступник первопрестольного града
    О. Р. Бородин. Византийская Италия в борьбе за независимость
    Полтавская битва и ее историческое значение

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100