• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    А. Борисов

    Заступник первопрестольного града

     

    Иконы святого великомученик Георгия и особенно та, что именуется «Чудо о змие», где небесный воин изображается в виде всадника, разящего копьем змия-дракона, украшали на Руси храмы и жилища мирян всех званий и чинов: князей и их дружинников, простых горожан и сельских пахарей. Имя Георгий, греческое по происхождению и в переводе означающее «земледелец», получило чисто русское обличье: Юрий, Егорий, Егор, стало одним из самых любимых и распространенных. Его в святом крещении имел великий князь киевский Ярослав Мудрый. И уже при нем святой «ездец» (всадник) обрел значение отличительного знака княжеской власти и стал изображаться на печатях и монетах. Могущество и славу Киева наследовали затем Суздаль и Владимир, а позже Москва: уже при святом благоверном князе Димитрии Донском Георгий Победоносец рассматривался москвичами как небесный заступник и покровитель.

    Государственная печать Ивана III. Лицевая и оборотная стороны

    Государственная печать Ивана III. Лицевая и оборотная стороны.

     

    Можно ли считать это время — вторую половину XIV века — началом истории московского герба в виде иконописного «Чуда о змие»? И да, и нет. Ибо не пришло еще тогда на Русь четкое осознание самого понятия о гербах как о чем-то определенном. Русским воинам-витязям, постоянно готовым к смертельной схватке с врагом, недоставало ни времени, ни охоты предаваться воинственным игрищам-турнирам, как то было в Западной Европе, огражденной подвигами русских ратей от степной чумы Батыевой и последующих орд. А гербы и наука о них — геральдика, ее создатели и служители — герольды — все это родилось именно на рыцарских турнирах. Гербы владетелей постепенно стали символами и эмблемами их королевств, герцогств и графств. Постоянными гербами обзавелись города.

    Всадник, поражающий копьем дракона,— символическое изображение, послужившее основой московского герба

    Всадник, поражающий копьем дракона,— символическое изображение, послужившее основой московского герба.

     

    После того как Куликовская битва надломила тяготевшее над Русью татарское иго, Московское княжество, объединившее Русь, стремительно возвысилось до положения великой державы, вошло в постоянные сношения с другими государствами. Сразу же явилась необходимость выбрать такое изображение символа, которое было бы неразрывно связано с представлением о Москве и ее государях. И тут после некоторых колебаний москвичи остановились на исстари привычном святом всаднике. Правда, некоторые исследователи силились доказать, что «ездец» — своего рода условный портрет московских государей, а вовсе не образ небесного заступника. Именно в этом смысле трактовались и печати, и оттиски на монетах, на которых уже с начала XV века — со времен правления сына Димитрия Донского великого князя Василия Димитриевича — все чаще можно видеть такой рисунок. Но если на крохотных, в ноготь размером, тогдашних монетах рисунок всадника можно толковать по-разному, то на печатях начертан именно святой Георгий — уже хотя бы потому, что и Василий Димитриевич, и его сын Василий Васильевич Темный, и тем более внук Иван III никак не подходили для прообраза «змиеборца». Да и воспринято такое их изображение было бы как кощунство. Есть и другие доводы для обоснования подобной мысли: рельефы святого Георгия в главной святыне Москвы — Успенском соборе Московского Кремля и над воротами кремлевской Спасской башни (его изваял знаменитый зодчий и скульптор второй половины XV века Василий Димитриевич Ермолин). Оба они, а особенно последний, мыслились именно как выражение эмблемы первопрестольного града — исторические источники не оставляют в том ни малейшего сомнения.

    Изразцовый барельеф «Георгий Победоносец». Дмитров. XVI век

    Изразцовый барельеф «Георгий Победоносец». Дмитров. XVI век.

     

    Сан московских самодержцев со времен Ивана III и вплоть до принятия Петром I императорского титула звучал так: государь Московский и всея Руси. Соответственно тому разделялся и герб: о Москве-городе говорило изображение Георгия Победоносца, а о всей Руси — двуглавый орел, усвоенный как наследие Византийской империи Московской державой после брака Ивана III с византийской царевной Софьей Палеолог. Поначалу — например, на сторонах государственных печатей 1497 и 1506 годов — эти изображения пребывали раздельно. Затем московский герб переходит в щит на груди двуглавого орла, как бы знаменуя то, что Москва была, есть и будет сердцем Российской державы. Рисунок орла несколько раз менялся. Изменялось и изображение святого Георгия: иногда он расположен слева направо — как на иконах «Чудо о змие», иногда наоборот — в соответствии с традициями западноевропейской геральдики, предписывающей именно так воспроизводить на гербах живые фигуры. И одет Победоносец по-разному: чаще в старинной чешуйчатой броне, какую носили в Византии и в раннюю пору истории Руси. В царствование Петра I, в 1728 году, древний доспех сменился пластинчатыми латами наподобие западных рыцарских. В начале XIX века вновь утвердился доспех первоначального вида.

    Герб Москвы XIX века

    Герб Москвы XIX века.

     

    Время вернуло нашей столице герб с изображением ее небесного заступника. И как сокрушило во времена оны его непобедимое копье смрадного змия, нашедшего приют возле финикийского града Берит близ Ливанских гор, так — будем надеяться! — поможет оно и жителям нынешней Москвы одолеть зло и нечестие.

     

    Текст и иллюстрации приводятся по изданию: А. Борисов. Заступник первопрестольного града. // Юный художник. № 7. 1995. С. 7.

     

     

    Рекомендуем также:

    Чтимая икона великомученика Георгия Победоносца (Владивосток)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100