|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Внешняя политика России 60-90 гг. XIX в. Страница [1], [2]
Документы, включенные в главу, раскрывают основные направления внешней политики России второй половины XIX в.: деятельность российской дипломатии по пересмотру условий Парижского трактата, политику России на Балканах, складывание империалистических блоков в Европе, образование русско-французского союза. [213] После Крымской войны внешнеполитический курс правительства самым тесным образом был связан с внутриполитическим развитием страны. Министр иностранных дел А. М. Горчаков 3 сентября 1865 г. писал Александру II: “При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче” [1]. Главным направлением во внешней политике России в первые десятилетия после Крымской войны были борьба за пересмотр условий Парижского трактата, борьба за отмену статей, нарушающих суверенитет, права России на Черном море. По Парижскому трактату Россия лишалась права держать военный флот на Черном море. В разгар франко-прусской войны, приковавшей внимание держав, Россия заявила об отмене ограничительных статей Парижского договора. В циркуляре А. М. Горчакова от 19 (31) октября 1870 г., разосланного правительствам всех государств, подписавших Парижский трактат, сообщалось о решении отменить нейтрализацию Черного моря. Лондонская конференция, созванная в 1871 г. по поводу циркуляра Горчакова, признала права России на Черном море. Отмена ограничительных статей Парижского трактата способствовала укреплению обороны Черноморского побережья России, содействовала экономическому развитию юга России и расширению внешней торговли. Крупным событием во внешней политике России второй половины XIX в. явилась русско-турецкая война 1877—1878 гг. Эта война была вызвана подъемом национально-освободительного движения балканских народов против османского владычества и обострением противоречий между великими державами на Ближнем Востоке. Хотя царское правительство не стремилось к войне, оно вынуждено было начать ее под влиянием общественного мнения России. Объективно война носила прогрессивный характер. Она способствовала освобождению балканских народов от турецкого гнета, развитию капитализма на Балканах. Результаты войны отражает текст Берлинского трактата от 1 (13) июля 1878 г. Франко-прусская война 1870—1871 гг. способствовала австро-германскому сближению и оформлению союза трех императоров. Последствия войны учитывались и в Петербурге. В правящих кругах России усиление Германии вызвало страх за положение на западных границах, заставляло более внимательно следить за политикой Германии. Опасаясь изоляции и стремясь нейтрализовать политику Австро-Венгрии и Германии на Балканах и в Европе, правительство России пошло на заключение соглашения с Веной и Берлином. Таким путем петербургский кабинет рассчитывал укрепить свои позиции в Европе и заручиться поддержкой в противодействии английским планам на Востоке. В 1873 г. между Россией и Германией, между Россией и Австро-Венгрией были подписаны военные конвенции. Три империи оказались связанными общими соглашениями. Это объединение и вошло в историю под названием “союза трех императоров”. Несмотря на наличие противоречий между членами союза, несмотря на его непрочность, российское правительство строго придерживалось принятых на себя обязательств по союзу и считало, что союз укрепляет позиции России в Европе и на Востоке, ослабляет противоречия с Германией и Австро-Венгрией. В 1881 г. союз трех императоров был возобновлен. Но он уже не был военным союзом, а являлся договором о нейтралитете. В 1884 г. союз трех императоров был продлен еще на три года. Подписанный в марте 1884 г. в Берлине договор повторял основные положения соглашений 1881 г. В 1887 г. кончился срок действия договора трех императоров. Обострение русско-австрийских противоречий на Балканах исключило продление союза трех императоров на новый срок. Однако в условиях резкого обострения международных отношений в Европе, после некоторых колебаний и сомнений, германское и российское правительства сочли целесообразным заключить двухсторонний русско-германский договор. В июне 1887 г. в Берлине был подписан секретный русско-германский договор, который вошел в историю под названием “договора перестраховки”. Срок действия договора перестраховки истек в 1890 г. Обострение русско-германских, русско-австрийских и франко-германских противоречий делало невозможным продление союза двух императоров. [214] При изучении текстов договора “Союза трех императоров” и “Союза двух императоров” надо учитывать особую воинственность, агрессивность Германии, приведшую к подписанию в 1879 г. военного австро-германского союза, направленного против России и положившего начало образованию империалистических блоков в Европе. В 1882 г. к австро-германскому союзу присоединилась Италия и был оформлен военно-политический Тройственный союз, возглавляемый Германией. Этот союз был направлен против России и Франции. В ответ на образование Тройственного союза в 1891—1894 гг. оформился русско-французский военный союз.
№ 1 Циркулярная депеша министра иностранных дел России Царское Село, 19 (31) октября 1870 г.
Неоднократные нарушения, которым в последние годы подверглись договоры, почитаемые основанием европейского равновесия, поставили императорский кабинет в необходимость вникнуть в их значение по отношению к политическому положению России.В числе этих договоров к России наиболее непосредственно относится трактат 18-го/30-го марта 1856 года.В отдельной конвенции между обеими прибрежными державами Черного моря, составляющей приложение к трактату, заключается обязательство России ограничить свои морские силы до самых малых размеров.С другой стороны, трактат установил основное начало нейтрализации Черного моря. Державы, подписавшие трактат, полагали, что это начало должно было устранить всякую возможность столкновений как между прибрежными государствами, так равно и между последними и морскими державами. Оно долженствовало умножить число стран, пользующихся по единогласному уговору Европы благодеяниями нейтрализации, и, таким образом, ограждать и Россию от всякой опасности нападения.Пятнадцатилетний опыт доказал, что это начало, от которого зависит безопасность границы Российской империи с этой стороны во всем ее протяжении, имеет лишь теоретическое значение.В самом деле, в то время как Россия разоружалась в Черном море и даже, посредством декларации, включенной в протоколы конференции, прямодушно воспрещала самой себе принятие действительных мер морской обороны в прилежащих морях и портах, Турция сохраняла право содержать в Архипелаге и в проливах морские силы в неограниченном размере; Франция и Англия могли по-прежнему сосредоточивать свои эскадры в Средиземном море.Сверх того, по выражению трактата , вход в Черное море формально и навсегда воспрещен военному флагу как прибрежных, так и всех других держав; но в силу так называемой конвенции о проливах проход через эти проливы воспрещен военным флагам[215] лишь во время мира. Из этого противоречия проистекает то, что берега Российской империи открыты для всякого нападения, даже со стороны держав менее могущественных, если только они располагают морскими силами, против которых Россия могла бы выставить лишь несколько судов слабых размеров.Впрочем, трактат 18-го/30-го марта 1856 года не избежал нарушений, которым подверглась большая часть европейских договоров; ввиду этих нарушений трудно было бы утверждать, что опирающееся на уважение к трактатам (этим основам права международного и отношений между государствами) писанное право сохранило ту же нравственную силу, которую оно могло иметь в прежние времена.Все видели, как княжества Молдавия и Валахия, судьба которых, под ручательством великих держав, была определена трактатами и последующими протоколами, прошли через целый ряд переворотов, которые, будучи противны духу и букве договоров, привели их сперва к соединению, а потом к призванию иностранного принца. Эти события произошли с ведома Порты и были допущены великими державами, которые по крайней мере сочли нужным заставить уважать свои приговоры.Только один представитель России возвысил голос, чтобы указать кабинетам, что подобной терпимостью они становятся в противоречие с положительными постановлениями трактата. Разумеется, что если бы уступки, дарованные одной из христианских народностей Востока, были последствием всеобщего соглашения между кабинетами и Портой, основанного на начале, которое могло бы быть применено ко всему христианскому населению Турции, то императорский кабинет отнесся бы к ним с полным сочувствием. Но эти уступки были лишь исключением.Императорский кабинет не мог не быть поражен тем, что, таким образом, трактат 18-го/30-го марта 1856 года, лишь несколько лет по заключении, мог быть безнаказанно нарушен в одной из своих существенных частей перед лицом великих держав, собранных на Парижской конференции и представлявших в своей совокупности сонм высшей власти, на который опирался мир Востока.Это нарушение не было единственным. Неоднократно и под разными предлогами проход через проливы был открываем для иностранных военных судов и в Черное море были впускаемы целые эскадры, присутствие которых было посягательством против присвоенного этим водам полного нейтралитета.При постепенном, таким образом, ослаблении предоставленных трактатом ручательств, в особенности же залога действительной нейтрализации Черного моря — изобретение броненосных судов, неизвестных и не имевшихся в виду при заключении трактата 1856 года, увеличивало для России опасности в случае войны, значительно усиливая уже весьма явное неравенство относительно морских сил.[216] В таком положении дел государь император должен был поставить себе вопрос: какие права и какие обязанности проистекают для России из этих перемен в общем политическом положении и из этих отступлений от обязательств, которые Россия не переставала строго соблюдать, хотя они и проникнуты духом недоверия к ней?По зрелом рассмотрении этого вопроса е. и. в. соизволил прийти к следующим заключениям, которые поручается вам довести до сведения правительства, при котором вы уполномочены.По отношению к праву наш августейший государь не может допустить, чтоб трактаты, нарушенные во многих существенных и общих статьях своих, оставались обязательными по тем статьям, которые касаются прямых интересов его империи.По отношению же к применению е. и. в. не может допустить, чтобы безопасность России была поставлена в зависимость от теории, не устоявшей перед опытом времени, и чтобы эта безопасность могла подвергаться нарушению вследствие уважения к обязательствам, которые не были соблюдены во всей их целости.Государь император, в доверии к чувству справедливости держав, подписавших трактат 1856 года, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить:что е. и. в. не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18-го/30-го марта 1856 года, насколько они ограничивают его верховные права в Черном море; что е. и . в. считает своим правом и своей обязанностью заявить е. в. султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к помянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые обе прибрежные державы предоставили себе содержать в Черном море;что государь император прямодушно уведомляет о том державы, подписавшие и гарантировавшие общий трактат, существенную часть которого составляет эта отдельная конвенция; что е . и. в. возвращает, в этом отношении, е. в. султану права его во всей полноте, точно так же, как восстановляет свои собственные.При исполнении этого поручения вы употребите старание точно определить, что наш августейший монарх имеет единственно в виду безопасность и достоинство своей империи. В мысли е. и. величества вовсе не входит возбуждение восточного вопроса. В этом деле, как и во всех других, он только желает сохранения и упрочения мира. Он не перестает по-прежнему вполне признавать главные начала трактата 1856 года, определившие положение Турции в ряду государств Европы. Он готов вступить в соглашение с державами, подписавшими этот договор: или же для подтверждения его общих постановлений, или для их возобновления, или для замены их каким-либо другим справедливым уговором, который был бы признан способным обеспечить спокойствие Востока и европейское равновесие.[217] Е. и. величество убежден в том, что это спокойствие и это равновесие приобретут еще новое ручательство, когда будут опираться на основаниях более справедливых и прочных, чем при том положении, которого не может принять за естественное условие своего существования ни одна великая держава.Приглашаю вас прочитать эту депешу и передать с нее копию г. министру иностранных дел.Горчаков Сборник договоров России с другими государствами. 1856—1917.—М. 1952. - С. 103—107.
№ 2 Лондонская конвенция Лондон, 1 (13) марта 1871 г.
Во имя Бога Всемогущего. Е. в. император всероссийский , е. в. император германский, король прусский, е. в. император австрийский, король богемский и пр. и апостолический король венгерский, глава исполнительной власти Французской республики, е. в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, е. в. король итальянский и е. в. император оттоманский почли необходимым собрать своих представителей на конференцию в Лондоне, дабы сговориться, в духе согласия, о пересмотре постановлений трактата, заключенного в Париже 30 марта 1856 года, относительно мореплавания на Черном море и судоходства по Дунаю; желая в то же время обеспечить в этих областях новые облегчения развитию коммерческой деятельности всех наций, высокие договаривающиеся стороны решили заключить трактат и назначили для сей цели своими уполномоченными: ...которые, по размене своих полномочий, найденных в надлежащем порядке, согласились о следующих статьях: Статья I Статьи XI, XIII и XIV Парижского трактата 30 марта 1856 года [2], равно специальная конвенция, заключенная между Блистательной Портой и Россией и приложенная к упомянутой XIV статье, отменяются и заменяются следующей статьей.Статья II Закрытие Дарданелльского и Босфорского проливов, как оно было установлено сепаратной конвенцией 30 марта 1856 г., сохраняет свою силу, с правом, предоставленным е. и. в. султану, открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в том случае, когда Блистательная Порта найдет это необходимым для обеспечения исполнения постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 года.[218] Статья III Черное море остается, как и в прежнее время, открытым для торгового флота всех наций . …Там же.—С. 107—108.
№ 3 Берлинский трактат [3]Берлин, 1(13) июля 1878 г.
Во имя Бога Всемогущего . Е. в. император всероссийский, е. в. император германский, король прусский, е. в. император австрийский, король богемский и пр. и апостолический король Венгрии, президент Французской республики, е. в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, императрица Индии, е. в. король Италии и е. в. император оттоманов, желая разрешить, в смысле европейского строя, согласно постановлениям Парижского трактата 30-го марта 1956 года, вопросы, возбужденные на Востоке событиями последних лет и войной, окончившейся Сан-Стефанским прелиминарным договором, единодушно были того мнения, что созвание конгресса представляло бы наилучший способ для облегчения их соглашения.Вследствие сего вышепоименованные величества и президент Французской республики назначили своими уполномоченными: …кои, вследствие предложения австро-венгерского двора и по приглашению германского двора, собрались в Берлине, снабженные полномочиями, найденными в надлежащей и установленной форме.Вследствие счастливо установившегося между ними согласия они постановили нижеследующие условия:Статья I Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством е. и. в. султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию. ...Статья III Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов династий, царствующих в великих европейских державах, не может быть избираем князем Болгарии.В случае, если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме.Статья IV Собрание именитых людей Болгарии, созванное в Тырнове, выработает, до избрания князя, органический устав княжества. [219] В местностях, где болгары перемешаны с населениями турецким, румынским, греческим и другими , будут приняты во внимание права и интересы этих населений по отношению к выборам и выработке органического устава.Статья V В основу государственного права Болгарии будут приняты следующие начала: Различие в религиозных верованиях и исповедованиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то местности ни было.Всем болгарским уроженцам, а равно и иностранцам обеспечиваются свобода и внешнее отправление всякого богослужения; не могут быть также делаемы какие-либо стеснения в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с духовными главами.Статья VI Временное управление Болгарии, до окончательного составления органического устава Болгарии, будет находиться под руководством российского императорского комиссара. Для содействия ему, с целью наблюдения за ходом временного управления, будут призваны императорский оттоманский комиссар и консулы, для сего назначенные прочими державами, подписавшими настоящий трактат. В случае разногласия между консулами оно будет разрешаться большинством голосов, а при несогласии этого большинства с императорским российским комиссаром или с императорским оттоманским комиссаром представители в Константинополе держав, подписавших трактат, собравшись на конференцию, постановляют решение.Статья VII Временное управление не может быть продолжено более срока девяти месяцев от дня размена ратификации настоящего трактата.Когда органический устав будет окончен, немедленно после сего будет приступлено к избранию князя Болгарии. Как только князь будет водворен, новое управление будет введено в действие и княжество вступит в полное пользование своей автономией.Статья VIII Трактаты о торговле и судоходстве, а равно все конвенции и отдельные соглашения, заключенные между иностранными державами и Портой и ныне действующие, сохраняют свою силу в княжестве Болгарии, и в них не будет сделано никакого изменения по отношению к какой бы то ни было державе до тех пор, пока[220] не последует на то согласия с ее стороны. Никаких транзитных пошлин не будет взиматься в Болгарии с товаров, провозимых чрез княжество.Подданные и торговля всех держав будут пользоваться в ней совершенно одинаковыми правами.Льготы и привилегии иностранных подданных, равно как права консульской юрисдикции и покровительства, в той мере, как они были установлены капитуляциями и обычаями, останутся в полной силе до тех пор, пока они не будут изменены с согласия заинтересованных сторон.Статья IX Размер ежегодной дани, которую Болгарское княжество будет платить верховному правительству, внося ее в банк, имеющий быть указанным впоследствии времени Блистательной Портой, будет определен по соглашению между державами, подписавшими настоящий трактат, к концу первого года действия нового управления. Эта дань будет исчислена по расчету средней доходности княжества.Болгария, будучи обязана нести на себе часть государственного долга империи, державы, при определении дани, примут в расчет ту часть долга, которая должна будет пасть на долю княжества по справедливому распределению.Статья Х Болгария заступает императорское оттоманское правительство в его обязанностях и обязательствах по отношению к обществу Рущукско-Варнской железной дороги со времени обмена ратификаций настоящего трактата. Сведение прежних счетов предоставляется соглашению между Блистательной Портой, правительством княжества и управлением этого общества.Равным образом Болгарское княжество заступает, в соответственной доле , Блистательную Порту в обязательствах, принятых ею как относительно Австро-Венгрии, так и Общества эксплоатации железных дорог в Европейской Турции по окончанию, соединению и эксплоатации железнодорожных линий, находящихся на его территории.Конвенции, необходимые для окончательного разрешения этих вопросов, будут заключены между Австро-Венгрией, Портой, Сербией и Болгарским княжеством немедленно после заключения мира.Статья XI Оттоманская армия не будет более пребывать в Болгарии; все старые крепости будут срыты на счет княжества по истечении года или раньше, если можно; местное правительство примет немедленно меры к их уничтожению и не может сооружать новых. …[221] Статья XIII На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование “Восточной Румелии” и которая останется под непосредственною политическою и военною властью е. и. в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина. … Статья XVII Генерал-губернатор Восточной Румелии будет назначен Блистательной Портой с согласия держав на пятигодичный срок. … Статья XXV Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией. Австро-венгерское правительство, не желая принять на себя управление Новобазарским санджаком, простирающимся между Сербией и Черногорией, по направлению на юго-восток за Митровицу, оттоманское управление останется в нем в действии по-прежнему. Но для того, чтобы обеспечить существование нового политического строя, а также свободу и безопасность путей сообщения, Австро-Венгрия предоставляет себе право содержать гарнизоны, а также иметь дороги военные и торговые на всем протяжении этой части прежнего Боснийского вилайета. С этой целью правительства Австро-Венгрии и Турции предоставляют себе условиться о подробностях. Статья XXVI Независимость Черногории признается Блистательной Портой и всеми теми высокими договаривающимися сторонами, которые еще ее не признавали. … Статья XXXIII Так как Черногория обязана нести на себе часть оттоманского государственного долга за новые территории, присужденные ей мирным трактатом, то представители держав в Константинополе определят, вместе с Оттоманской Портой, размер этой части на справедливом основании. Статья XXXIV Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Сербского княжества при условиях, изложенных в нижеследующей статье. Статья XXXV В Сербии различие в религиозных верованиях и исповедованиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или [222] до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то ни было местности. Свобода и внешнее отправление всякого богослужения обеспечиваются как за всеми сербскими уроженцами, так и за иностранцами, и никакие стеснения не могут быть делаемы в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами. … Статья XXXVIII Княжество Сербия заступает, в соответственной доле, Блистательную Порту в обязательствах, принятых ею как относительно Австро-Венгрии, так и относительно Общества эксплоатации железных дорог Европейской Турции по окончанию, соединению, а также по эксплуатации железнодорожных линий, имеющих быть проведенными на вновь приобретенной княжеством территории. Необходимые для разрешения этих вопросов конвенции будут заключены немедленно по подписании настоящего трактата между Австро-Венгрией, Сербией и княжеством Болгарии в границах его компетентности. … Статья XLII Так как Сербия обязана нести на себе часть оттоманского государственного долга за новые территории, присужденные ей настоящим трактатом, то представители держав в Константинополе, вместе с Блистательной Портой, определят размер этой части на справедливых основаниях. Статья XLIII Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Румынии при условиях, изложенных в двух нижеследующих статьях. Статья XLIV В Румынии различие религиозных верований и исповеданий не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то ни было местности. Свобода и внешнее отправление всякого богослужения обеспечиваются как за всеми уроженцами Румынского государства, так и за иностранцами, и никакие стеснения не могут быть делаемы в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами. Подданные всех держав, торгующие и другие, будут пользоваться в Румынии, без различия вероисповеданий, полным равенством. [223] Статья XLV Княжество Румынии уступает обратно е. в. императору всероссийскому часть Бессарабской территории, отошедшей от России по Парижскому трактату 1856 г., ограниченную с запада руслом Прута, с юга руслом Килийского рукава и устьем Старого Стамбула. … Статья LVIII Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территории Ардагона, Карса и Батума, с портом последнего… Статья LIX Е. в. император всероссийский объявляет, что его намерение - сделать Батум порто-франко по преимуществу коммерческим [4].Статья LX Долина Алашкерта и город Баязет, уступленные России статьей XIX Сан-Стефанского договора, возвращаются Турции. Блистательная Порта уступает Персии город и территорию Котур соответственно тому, как она была определена смешанной англо-русской комиссией по турецко-персидскому разграничению. … Статья LXIII Парижский трактат 30-го марта 1956 г., а также Лондонский договор 13-го марта 1871 г. сохраняют свою силу во всех тех постановлениях, которые не отменены или не изменены вышеприведенными статьями… Статья LXIV Настоящий трактат будет ратификован и обмен ратификацией последует в Берлине в трехнедельный срок, а буде возможно и ранее. В силу чего все уполномоченные подписали его, с приложением герба своих печатей. В Берлине, 13-го июля 1878 года. Там же. - С. 181—206.
№ 4 Военная конвенция между Россией и Германией С.-Петербург, 24 апреля (6 мая) 1873 г.
Е. в. император всероссийский и е. в. император Германии, желая придать практический характер идее, которая руководит их сердечным согласием, т. е. упрочить господствующий ныне в Европе мир и отдалить возможность войны, которая могла бы его нарушить, уполномочили своих фельдмаршалов, графов Берга и Мольтке, к заключению нижеследующей военной конвенции: [224] 1. Если какая-либо европейская держава напала бы на одну из двух империй, то последняя, в возможно кратчайший срок, получит помощь в виде армии из двухсот тысяч человек наличного состава. 2. Эта военная конвенция заключена с целью, не имеющей в себе ничего враждебного ни к какой нации и ни к какому правительству. 3. Если одна из двух договаривающихся сторон пожелала бы денонсировать настоящую военную конвенцию, она обязуется изъявить таковое желание за два года (24 месяца) до того времени, с коего конвенция будет считаться уничтоженной, чтобы дать другой стороне время принять те меры, какие она сочтет уместными. Учинено в С.-Петербурге, сего 24 апреля/6 мая 1873 г. Гр. Берг_____________Гр. Мольтке Мы ратифицируем сего 24 апреля/6 мая 1873 г. Александр___________Вильгельм Там же.—С 124.
№ 5 Союз трех императоров. Конвенция между Россией и Австро-Венгрией Шенбрунн, 25 мая (6 июня) 1873 г.
Е. в. император всероссийский и е. в. император австрийский, король венгерский, желая осуществить на практике ту идею, которая руководит их сердечным согласием, имея целью упрочить мир, господствующий ныне в Европе, и стремясь отдалить возможность войны, которая могла бы его нарушить, убежденные, что эта цель наилучше может быть достигнута лишь прямым и личным соглашением между государями, соглашением, независимым от перемен, какие могли бы произойти в их правительствах, договорились о нижеследующих пунктах: I Их величества обещают друг другу, даже когда в требованиях интересов их государств окажется некоторое разногласие по поводу частных вопросов, сговориться так, чтобы эти разногласия не могли одержать верх над соображениями высшего порядка, какими они озабочены. Их величествами решено не допускать, чтобы кому-либо удалось разлучить их на почве принципов, считаемых ими за единственно способные обеспечить и, если нужно, принудительно поддержать европейский мир против всяких потрясений, откуда бы таковые не проистекали. [225] II На тот случай, если бы нападение со стороны третьей державы грозило нарушить европейский мир, их величества взаимно обязуются, не ища и не заключая новых союзов, сначала сговориться между собой, чтобы условиться относительно образа действий, какого следует держаться сообща. III Если бы вследствие сего соглашения явилась необходимость в военных действиях, таковые должны сообразоваться с особой конвенцией, которую предстоит заключить их величествам. IV Если бы одна из высоких договаривающихся сторон, стремясь вернуть себе полную независимость действий, пожелала денонсировать настоящий акт, то она обязана предупредить о том за два года, чтобы дать другой стороне время принять меры, какие она сочтет уместными. Александр_________Франц Иосиф Там же. - С 126—127.
Страница [1], [2]
Текст приводится по изданию: Глава 11. Внешняя политика России 60-90 гг. XIX в. // Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. Под ред. В. Г. Тюкавкина. М.: “Просвещение”, 1990. С. 213-236
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |