• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Об одном крещенском суеверии

     

    В православных изданиях не раз говорилось о суеверных представлениях, связанных со святой водой, освящаемой в праздник Крещения Господня [1]. Гораздо реже говорится о народном обычае рисовать мелом кресты в домах над дверями и окнами накануне Крещения, хотя этот обычай довольно распространен, и иногда называется даже благочестивой традицией.

    Далее мы рассмотрим происхождение этого обычая, чтобы понять, можно ли найти в церковном предании основания считать его благочестивым.

     

    * * *

    Рассматриваемый обычай связан с тем комплексом представлений о празднике Крещения Господня, который сложился в восточнославянской народной традиции. В этом комплексе мы встречаем многие элементы, истоки которых уходят в дохристианскую древность.

    Праздник Крещения завершает период святок. Святки в народном календаре имели особое мифологическое значение, определявшееся "“пограничным” характером этого периода, когда солнце поворачивается с зимы на лето, когда заканчивается старый и начинается новый год, когда отмечается один из главных праздников христианской Церкви - Рождество Христово. Чрезвычайная насыщенность обычаями, обрядами, магическими действиями, гаданиями, запретами, приметами выделяет святки из всего календарного комплекса" [2]. Вместе с тем святки считались в народе опасным периодом, временем, когда демонические существа активно вторгаются в мир людей. По восточнославянским поверьям, Бог, радуясь рождению Сына, выпускает нечистую силу с "того света" на волю [3]. До самого праздника Крещения бесы "свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ" [4]. Этим объясняется негативная трактовка святочного времени как "бесовского", "нечистого", "злого", "страшного" и "вредного", как времени разгула нечистой силы [5].

    Крещение воспринималось как переломное время и завершение святок, то есть как переход от "нечистого" святочного времени к новому периоду, когда земное пространство освобождается от вредоносных духов. "Полночь накануне Крещения считалась именно тем моментом, когда происходит смена времени, а в природе совершаются какие-то чудеса: “открываются” небеса, и у человека, увидевшего это, исполняется любое желание; перестает дуть ветер; животные способны говорить; сны оказываются вещими" [6]. По народному представлению, в ночь на Крещение "в реке купается Сам Иисус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода “колышется”, и чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только придти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока “пройдет волна” (признак, что Христос погрузился в воду)" [7].

    Различными суеверными обычаями и представлениями было окружено водоосвящение, совершающееся в праздник Богоявления на реке или другом источнике под открытым небом.

    Так, в тот момент, когда священник опускал крест в воду, мужчины стреляли из ружей, чтобы "отогнать нечистую силу". На Украине это называлось "розстрiлювати коляду". В белорусских селах тоже принято было стрелять из ружей в том убеждении, что дьявол после водосвятия выскакивает из воды, и надо выстрелами отогнать его от села [8]. В Сибири дорога для крестного хода на "иордань" устилалась соломой, а по бокам украшалась вершинками молодых елочек; по окончании водоосвящения крестьяне уносили с собой и солому, и елочки, веря, что с их помощью можно предохранить скот от болезней и воздействия "волхиток" (колдуний) [9].

    Считалось грехом стирать белье "ранее истечения недели со дня праздника на реке, на которой происходило крещенское водоосвящение, так как вода эта, по народному убеждению, в течение семи дней сохраняет свою святость. Некоторые в подтверждение этого обычая приводят следующее соображение: известно, говорят, что когда погружается в воду крест, то и нечистая сила бежит от него. Но если будут в проруби полоскать белье, то нечистая сила схватится за белье и выйдет наверх, так как белье несвяченое" [10]. (Суеверие, гласящее, что нельзя стирать и даже мыться в течение недели после праздника Крещения, бытует и в современной городской среде, хотя его первоначальная мотивировка, по-видимому, утрачена.)

    Необходимо отметить, что в церковной традиции богоявленская, или крещенская, святая вода (называемая также великой агиасмой), "является великой святыней. В сам день Богоявления она используется для окропления домов, домашнего скота, различных предметов с целью их благословения. В дальнейшем богоявленская вода хранится с подобающим благоговением. Многократно отмечено ее чудесное свойство не терять свежести в течение года или даже более, а также различные чудеса, связанные с ее вкушением или помазанием ею" [11].

    Однако в народе всегда существовало множество ложных представлений о святой воде. Святая вода часто понималась как некое магическое средство. Повсеместно было распространено "суеверное убеждение, что в верхних слоях освященной в чанах воды заключается наиболее благодатной силы, устраняющей недуги и врачующей болезни". Иначе говоря, чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она якобы "святее" [12]... Верили также, что если заморозить богоявленскую воду в любом сосуде, то на льду получится явственное изображение креста [13]. С целью защитить скот от болезней и "порчи" крестьяне некоторых губерний (например, Орловской) считали необходимым "непременно приезжать, а не приходить на крещенские богослужения. На вопрос одного из наших корреспондентов, чем вызывается такой обычай, один крестьянин ответил так: “Да как же, в церкви на иконе написан Егорий на белом коне; значит, конь этот не простой, а вроде как святой будет, потому в церквах он стоит. Притом же сам Егорий, перед тем, как убить ему змею огненную, что людей жрала, освятил в речке воду и заехал в ту воду на коне, чтобы, стало быть, коня своего освятить, и чтобы змея уже никакой вреды - ни жалом, ни огнем - лошади его не сделала. Вот теперича и мы также: в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и освятится малость - святая ведь вода-то на Крещенье”" [14].

    На Крещение у восточных и западных славян почти повсеместно соблюдался обычай рисовать кресты (у славян-католиков - также и начальные буквы имен "трех королей", то есть волхвов, приходивших поклониться Младенцу Христу). Это делали мелом либо чесноком, углем, дымом на дверях, окнах, воротах и заборах, чтобы оградить жилье от бесов, змей и всякой нечисти [15]. У восточных славян необходимость этого обычая объяснялась, как правило, тем, что перед погружением креста в воду злые духи, обитающие в водах рек, озер и т. д., "в ужасе покидают эти свои убежища и особенно охотно укрываются в человеческих жилищах. Оградив свой дом изображениями креста, православный простолюдин считает его огражденным от бесовского нашествия" [16].

    Обычай изображать кресты не был приурочен только к празднику Крещения. Например, в Великий Четверг также было принято рисовать над дверями и окнами кресты дымом от свечи, с которой стояли на службе 12-ти Евангелий вечером этого дня. Эта свеча называлась в народе "четверговой" и наделялась свойствами оберега [17]. В Сибири накануне Нового года домашних животных обычно запирали в хлевах и во дворах, на дверях же смолой выводили крест для защиты от колдовства, а затем, в канун Крещения, крест рисовали мелом или углем (если изба была беленой) [18].

    Кресты рисовали и в других случаях - тогда, когда видели необходимость оградить жилье от нечистой силы. Кресты в доме и на хозяйственных постройках изображали теми веществами, которым приписывалась защитная сила: мелом, дымом, чесноком, тестом, дегтем, кровью животных [19].

    Этот обычай является, таким образом, частью народных очистительных обрядов, цель которых - отогнать нечистую силу.

     

    * * *

    В рассматриваемом обычае отразились народные верования, касающиеся "нечистой силы".

    В народе названия бесы, нечистая сила, нечисть (а также черти, дьяволы и т. д.) применялись к разного рода демоническим существам. К нечисти относились не только падшие ангелы, но и мифологические персонажи вроде демонов болезней (лихорадки, оспы, чумы), водяных, леших, домовых. По народным верованиям, в чертей могут превратиться дети, умершие некрещеными, дети, проклятые родителями, люди, похищенные нечистой силой (лешим, водяным, русалками), дети, рожденные от плотской связи с нечистой силой. Вредоносными, опасными для людей духами становятся люди, умершие "не своей", то есть неестественной и преждевременной, смертью (погибшие в результате несчастного случая, самоубийцы и т. п.). Было широко распространено верование, что нечистая сила (дьявол, черт) может вылупиться из куриного яйца, носимого под мышкой в течение определенного времени. Выведенный таким способом дух будет приносить своему хозяину богатство, отобранное у других людей [20].

    Характерны также народные представления о чертенятах, которые служат колдунам. Заключив договор с нечистой силой, колдун получает в свое распоряжение несколько чертенят, которые выполняют его поручения. С помощью нечистой силы колдун будто бы может вызвать болезнь и смерть человека, разлад в семейных отношениях, неудачи в делах и т. д. [21]. После смерти колдуны и ведьмы и сами превращаются в демонических существ - в "нечистых" покойников, встающих по ночам из могилы и вредящих живым. Таким образом, согласно народным воззрениям, на земле происходит постоянное увеличение численности нечистой силы [22].

    По общераспространенным поверьям, черти наиболее опасны для людей в "нечистых" местах, таких как пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота. Нечистая сила обитает в пещерах и на перекрестках, на границах сел, полей. Как опасные и "нечистые", принадлежащие демоническим силам, воспринимались не только пространственные, но и временные границы. Это границы как в пределах суток (полночь, полдень, утренняя и вечерняя заря), так и в пределах года (между концом и началом года, между летом и зимой; середина летнего и зимнего периода). Отсюда представления об активизации нечистой силы на святки, в ночь на Ивана Купалу и т. п. [23].

    Чтобы защитить от вредоносных сил человеческое жилище, необходимо было оградить те его части, которые открыты внешнему миру и воздействию этих сил: дверь и порог, окна, печную трубу. Эти части дома защищали с помощью различных оберегов, которым приписывалась способность отгонять и отпугивать нечисть. Оберегами служили, например, колючие, жгучие или едкие растения с острым запахом (полынь, крапива, чеснок и др.). Их прикрепляли к окнам, дверям, крыше дома как охранительное средство от "порчи" и нечистой силы. В роли оберегов выступали также острые и режущие предметы из железа: нож, ножницы, иглы, топор, серп (железо, как и все металлы, причислялось к оберегам из-за своей твердости и прочности). Так, для ограждения от вредоносных сил прибивали к порогу или вешали у дверей подкову. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали нож в землю, стену или порог. Изнутри дома дверь магически защищали тем, что ставили рядом с нею ухват, топор, нож и другие металлические предметы [24].

    Вместе с различными оберегами использовали и изображение креста и крестное знамение. Печную трубу, двери и окна дома на ночь закрещивали рукой, ножом или другими предметами. Чтобы уберечься от сглаза или вторжения нечистой силы, втыкали в окна изломанные иглы, чертили на них кресты мелом или ножом. В Вятской губернии крестили окна и двери на ночь со словами: "Будьте святы и благословенны, мои окошечки, дырочки, щелочки, уголочки. Отгоните всех врагов от окошечек, уголочек, дырочек". Для избавления от бессонницы крестили на ночь окна и двери кочергой [25].

    Суеверный страх перед кознями нечистой силы побуждал людей не оставлять на ночь непокрытой посуду с водой и едой. Если посуду нечем было покрыть, то следовало хотя бы перекрестить ее или положить сверху две лучины крест-накрест, "чтобы черт не влез" и не осквернил ее [26]. Во время грозы следовало тщательно закрывать все входные отверстия в доме, чтобы бес, скрываясь от преследующих его ударов грома, не влетел в жилище [27].

    Необходимо было защитить уязвимые части не только жилища, но и человеческого тела. Согласно народным верованиям, рот как естественное отверстие делал человека уязвимым перед демоническими силами. Через открытый рот (во сне, а также во время чересчур громкого смеха, зевка или разговора) в человека проникают вредоносные духи, в том числе духи болезней. Вера в то, что рот открывает нечистым духам путь внутрь человека, породила повсеместно известные требования не разговаривать во время еды и крестить рот при зевании, чтобы нечистый не вошел в человека, а также требования держать рот закрытым (не говорить и не смеяться) во время грозы, когда черт прячется от ударов грома и может залететь в человека через рот [28]. Для фольклорных представлений вообще характерно убеждение, что черт легко проникает в человеческое тело. Достаточно съесть или выпить что-либо, не перекрестившись, или не перекреститься при ударе грома, чтобы черт вошел в тело человека. Через наговоренную вещь "посадить черта" в человека могут колдуны и ведьмы [29], и т. п.

    В целом, в народных представлениях о нечистой силе сохраняются дохристианские верования в различных демонических существ и духов.

     

    * * *

    Народные представления о нечистой силе отнюдь нетождественны церковным представлениям о падших ангелах.

    Как мы видели, в народной демонологии бесами называются вредоносные сверхъестественные существа самого различного происхождения. В церковном же словоупотреблении слово "бес" служит для обозначения падших ангелов.

    По учению Церкви, падшие духи имеют ту же природу, что и добрые ангелы. Изначально при творении Богом ангельского мира все духи были сотворены добрыми. "Злые духи не по самой сущности своей получили в удел противление добру (ибо в таком случае укоризна пала бы на Создателя), но по собственному произволу, через лишение добра, уклонились в грех" (свт. Василий Великий) [30]. Из сотворенных Богом ангельских сил, говорит преп. Иоанн Дамаскин, "тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, не родившись злым по природе, но быв добрым, и произойдя для благой цели, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, - не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того, что согласно с природою, в то, что против природы, и возгордился против сотворившего его Бога, восхотев воспротивиться Ему; и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть [что-либо] другое, кроме лишения блага, подобно тому, как и тьма - лишение света; ибо благо есть свет духовный; равным образом и зло есть тьма духовная. Итак, свет, созданный Творцом и происшедший хорошим, ибо виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1:31), по самовластному желанию сделался тьмою. Но вместе было увлечено, и последовало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью ангелов. Итак, будучи одной и той же природы с ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу" [31].

    Согласно народным верованиям, черти сожительствуют с женщинами, похищают людей, проникают в жилище через незакрытые двери или печные трубы, а в человека - через рот, "представляющий, по-видимому, наиболее удобный для них путь вселения в человеческое тело" [32]... Словом, в фольклоре отсутствуют представления о нематериальности, бестелесности нечистых духов.

    Здесь народная традиция снова расходится с церковной. В святоотеческих творениях злые духи, как и добрые, называются бесплотными. Свт. Василий Великий пишет: "Природа диавола бесплотна, по словам апостола, сказавшего: наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной" [33]. Преп. Антоний Великий говорит: "Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери" (свт. Афанасий Великий. Житие Антония, 28) [34]. Злые духи "чужды всякой вещественности и телесности" [35]; материальные предметы и закрытый рот не могут являться для них преградой.

    Как выше было сказано, народные верования приписывают людям, занимающимся колдовством, способность с помощью нечистой силы причинять по своему усмотрению какое угодно зло любому человеку, способность "испортить" человека, наслав на него болезни и несчастья, сделав его одержимым и т. д.

    Церковь же "не верит в то, что человека можно испортить. Человек может только сам себя испортить. Если он живет греховной жизнью, если он допускает смертные грехи, если он не борется со своими вредными привычками, он может испортить себя и испортить жизнь окружающих людей", - говорит митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) [36].

    "Вселение бесов или другие способы их воздействия на человека никогда не совершаются помимо Божественной воли (Иов. 1:12; 2:6), - пишет М. С. Иванов. - Поэтому народные поверья, признающие при наведении порчи безраздельную власть одного человека над другим, являются глубоко ошибочными" [37]. По слову преп. Иоанна Дамаскина, демоны "не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его домостроительства, подобно тому как [случилось] с Иовом (см.: Иов. 1:12), и таким образом, как написано в Евангелии о свиньях (см.: Мк. 5:12-13)" [38]. "Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: Повели нам ити в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию” (свт. Афанасий Великий. Житие Антония, 29) [39].

    Свт. Тихон Задонский писал: "Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый мне, но присутствием злых своих советов мне познаваемый, страшен; но без воли Божией, не токмо надо мной, человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (Мф. 8:31), как и всяк человек, враждующий мне... Когда Бог попустит на мене беду - уже ли я ее миную? Нападет она на мене, хотя бы я ее и боялся. Когда не хощет Он попустить, то, хотя вси диаволи и вси злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают. Понеже Он един сильнейший всех, отвратит злая врагам моим. Огнь не пожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога: яко все, как творение без повеления Творца своего ничего не сделает. Почто убо мне всего бояться, что есть кроме Бога? Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог все, и кроме Бога все ничто: и злоба всех диаволов и злых людей ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится" [40].

     

    * * *

    "Православная Церковь обладает многовековым опытом почитания креста и поклонения кресту" [41]. Крест – орудие смерти, сделавшееся орудием искупления и символом победы над смертью, – имеет для Церкви особое значение. Крест - вселенский символ спасения [42]. По слову свт. Иоанна Златоуста, "крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия; крест — изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение ангелов, утверждение Церкви,.. твердыня святых, свет всей вселенной" [43]. "Чудотворную, спасительную и целительную силу креста и крестного знамения Церковь знает по многовековому опыту" [44]. Крест Христов является источником исцелений, он прогоняет демонов, через него верующему подается благословение Божие. "Однако сила, которая действует через крест, не является какой-то автономной силой, присущей кресту как таковому. Через крест действует сила Божия,.. та же самая, что заключена в имени Божием... Крест почитается нами во имя Христа и ради Христа", из благоговейного трепета перед Христом, совершившим посредством креста наше спасение. Созерцая крест, христиане видят Самого Спасителя [45].

    Но в народных обычаях, о которых шла речь выше, отношение ко кресту и крестному знамению является суеверным. Мы видели, что крест использовался наряду с различными оберегами и сам нередко наделялся свойствами оберега. В народном сознании свойствами оберега наделяются также тексты молитв и псалмов ("Отче наш", псалом 90-й [46]), ладан [47], церковные свечи (например, "четверговые" или "сретенские" [48]).

    Очевидно, что далеко не каждый народный обычай, в котором используются крест, иконы, ладан, может быть назван благочестивым. Использование в тех или иных народных обычаях церковных святынь и церковной символики само по себе еще не говорит о благочестивости этих обычаев... Заметим также, что народное название креста чертогон свидетельствует об отношении ко кресту только как к "средству" от злых духов; все значение креста народная религиозность склонна сводить к его "функции" прогонять нечистую силу.

     

    Подводя итоги, отметим, что обычай изображать кресты в жилище мелом, дымом от свечи и т. п. (в канун ли праздника Крещения или в какой-либо другой день) проистекает из ложных, нецерковных представлений о бесах, а также из суеверного отношения ко кресту и крестному знамению. Рассматриваемый обычай не находит оснований в церковном предании, не имеет назидательного смысла и не может считаться благочестивой традицией.

     

    Примечания

    [1] См., напр.: Диакон Андрей Кураев. Крещение vs моржевание. [Электронный ресурс]. - URL: http://diak-kuraev.livejournal.com/159665.html; Он же. Физики замеряют гарантированную благодать. [Электронный ресурс]. - URL: http://diak-kuraev.livejournal.com/433955.html; Протодиакон Михаил Беликов. Сила Крещенской воды в литрах не измеряется! [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_7933; Екатерина Сысина. Вода святая, вода крещенская: мифы и суеверия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravmir.ru/voda-svyataya-voda-kreshhenskaya-mify-i-sueveriya/; ОРОИК предлагает настоятелям храмов информационные листовки для раздачи пришедшим за Крещенской водой. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-vestnik.ru/news/oroik_predlagaet_nastoyatelyam_4153/.

    [2] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 427.

    [3] Там же.

    [4] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 172.

    [5] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 427; Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4. М., 2009. С. 585-586.

    [6] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 262.

    [7] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 179.

    [8] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 262.

    [9] Е. Л. Мадлевская. Водосвятие. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ethnomuseum.ru/vodosvyatie.

    [10] А. В. Балов. Очерки Пошехонья // Этнографическое обозрение. 1901. № 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 214.

    [11] Диакон Михаил Желтов. Водоосвящение. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/155063.html.

    [12] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 129, 179.

    [13] Там же. С. 179.

    [14] Там же. С. 181-182.

    [15] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 263.

    [16] Н. Ф. Высоцкий. Очерки нашей народной медицины // Записки Московского археологического института. Т. XI. М, 1911. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 214.

    [17] См.: Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга. [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/Narodnye_traditzii_Velikogo_Chetverga.htm.

    [18] В. Ф. Райан. Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России. М., 2006. С. 330-331.

    [19] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 260.

    [20] Там же. С. 319-320, 374, 149.

    [21] Там же. С. 485, 234, 429.

    [22] Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. М., 2012. С. 520.

    [23] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 320, 116.

    [24] Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4. М., 2009. С. 253; Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 328, 21, 326, 127.

    [25] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 340, 36.

    [26] Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4. М., 2009. С. 217; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 4.

    [27] Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 103.

    [28] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 411; Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4. М., 2009. С. 478.

    [29] Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. М., 2012. С. 525.

    [30] Цит. по: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О мире духовном. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm.

    [31] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 135-136.

    [32] Н. Ф. Высоцкий. Очерки нашей народной медицины // Записки Московского археологического института. Т. XI. М, 1911. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 214-215.

    [33] Цит. по: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О мире духовном. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm.

    [34] Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g63-all.shtml.

    [35] Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О мире духовном. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm.

    [36] Церковь и мир от 18 июня 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://vera.vesti.ru/doc.html?id=242932.

    [37] Бес. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/78216.html.

    [38] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 136-137.

    [39] Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g63-all.shtml.

    [40] Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. М., 1837. Т. 14. С. 121-123. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g63-all.shtml.

    [41] Крест Христов // Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_86-all.shtml.

    [42] Крест Христов // Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_86-all.shtml; Епископ Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное богословие. М.: Эксмо, 2008. С. 191-192.

    [43] Беседа о кладбище и о кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 2. Кн. 1. М.: Православное братство "Радонеж", 2005. (Репринт.) С. 441.

    [44] Епископ Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное богословие. М.: Эксмо, 2008. С. 192.

    [45] Крест Христов // Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_86-all.shtml.

    [46] См.: «Живые помощи». 90-й псалом и пояса с текстами молитв в русской народной традиции. [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/_Zhivye_pomoschi_90_psalom_i_poyasa.htm.

    [47] См.: Ладанка. [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Ladanka.htm; Что такое херувимский ладан? [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Chto_takoe_heruvimskiy_ladan.htm.

    [48] См.: "Сретенские" свечи и чин их освящения. [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/01128_Sretenskie_svechi.htm.

     

    © Е. М. Скитер, 2014

     

     

    Рекомендуем также:

    С. В. Булгаков. Праздник Богоявления, 6 января (19 января н. с.)
    Игумен Дионисий (Шлёнов). Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов
    Иеромонах Мефодий. Крещение Господне
    Иоанн Креститель
    На воду надейся… Что общего между крещенскими суевериями и жизнью по фэн-шую?
    Татьяна Нека. «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали…»
    Об «обмане с безумием», сглазе и порче

     

    Copyright © 2006-2015 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Rambler's Top100