|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Иеромонах Мефодий Крещение Господне Крещение Господне Праздник Крещения Господня ... Не только одно историческое евангельское событие вспоминает Церковь в этот день великого откровения тайны Святой Троицы - созидающего Отца, искупляющего Сына и животворящего и освящающего Духа Святого. Потому и именуется праздник Крещения праздником Богоявления, потому и свидетельствует Святая Церковь в тропаре этого дня о том, что "Троическое явися поклонение". Но, как не раз беседовали мы уже с вами, братие, церковные праздники не могут быть оторваны от нашей жизни, не могут быть только одними воспоминаниями истории. Сила праздника в его влиянии на жизнь. О чем же напоминает нам праздник Крещения? Да о самом главном, что может быть в нашей жизни - о нашем крещении, о тех обетах, которыми связаны мы от святой купели. Для христианина, говорит отец Церкви первых веков - святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются "и гробом, и матерью". Гробом для всей его прежней жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение - дверь из царства тьмы в царство света. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся"... Кто крещен во Христа, тот и облечен в ризу Христовой правды, тот порвал связь с миром, лежащим во зле. Сила крещального обета в любви. Крещаемый любит. Во имя этой любви он Христа предпочитает миру, радость общения со Христом ставит безмерно выше мирских радостей и житейских утех. Тот кто любит, никогда не будет совещаться "с плотью и кровью", никогда не будет стараться сделать для любимого только часть, а не все, что он просит от него. В этом и заключается несчастье "половинчатых" христиан нашего времени, что они не любят Христа, но хотят служить и Ему и миру. И в этом весь ужас нарушения обета Святого Крещения, - в том, что мы не любим Его, неспособны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропотом и недовольством, а свободно, радостно, по своей доброй воле. Христианин не тот, кого надо заставлять исполнять Евангельский закон, а тот, кто сам стремится его исполнить, кто ищет случая быть не только слушателем, но и исполнителем Божественных заповедей. Итак, братие, празднуя нынешний наш торжественный праздник, вспомним об обетах нашего крещения, о нашей личной любви к спасающему нас Господу Иисусу Христу. Любовь не знает сомнений и противоречий, она не боится никаких "преткновенных камней", которые лежат на пути холодного и оторванного от жизни, "кричащего" разума. Любовь сама учит, но учит своим научением - научением мира, тишины, радости "о Дусе Святе". Подумаем же и мы о благодатном даре этой любви и "будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Иоан. 4:19). Крещение Господне "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая" (Исаии 35:1). Таинственный смысл этого пророчества раскрывается нам, братие, в торжественном чине крещенского водоосвящения, когда благодать Божия освящает водную стихию и чрез нее изливает это освящение на всю вселенную. Но не только очищение и освящение твари являет нам торжественный чин Богоявления. Здесь нечто большее. Здесь открытие источника воды живой для всякой жаждущей, ищущей Бога души человеческой. "Неспокойно сердце наше, доколе не успокоится в Господе", - говорил блаженный Августин. И вся жизнь вне Бога есть трагедия этого не могущего обрести покоя сердца. И вот ныне источник благодатной жизни, источник полноты Божественной жизни открывается для этого сердца. Кто жаждет, иди ко Мне и пей... (Иоан. 7:37), призывал Господь. Этот божественный призыв обращен к каждой христианской душе в дни ее земного делания. Земная жизнь - время купли, время духовной торговли. Время, когда за счет низших ценностей должны мы приобретать ценности высшие. И ответственность христианина на Страшном Христовом Суде будет обусловлена его умением или неумением по христиански поставить себя в своей жизни. "Еще на малое время свет есть с вами; ходите пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма" Иоан. 12:35. "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". Иоан. 4:14. Крещение Господне В тот день, когда Святая Церковь молитвенно вспоминает и прославляет крещение Христа Спасителя в водах Иорданских, наше сердце обращается к тем священным обетам, которые принесли мы Богу, вступая чрез двери собственного своего крещения в ограду вечной Церкви Его. По определению нашего православного катехизиса, в благодатных водах таинства крещения человек умирает для жизни плотской и греховной и возрождается в жизнь духовную и святую. В крещении подается второе рождение, - рождение свыше: "кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие" (Иоан. 3:5). В крещении человек очищается от первородного греха, от наследственной вины пред Богом, переходящей в роды родов естественного, не просветленного благодатью, человечества. По ту сторону дверей крещения открывается путь подвига, путь предельного напряжения сил для деятельного приближения к Богу. Христианин всю жизнь борется. Но если старается он хранить чистоту крещальной одежды - эта борьба не истощает, а обогащает его. Тяжело бороться если все позади, если впереди нет светлого идеала добра и радостного предчувствия грядущей победы. Христианин должен верить в то, что он победит, если только захочет, осознает и восчувствует личную свою немощь и к Богу воззовет из глубины. От нас сокрыты пути спасения. Мы знаем, что Бог кого хочет "милует" и кого хочет "ожесточает", но знаем и то: Он, Всеблагой, "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит", - "есть бо всех Спаситель, воскресение и живот, и Бог всех". Источник: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/sermons_ierom_methodij.htm
Рекомендуем также: Иоанн Креститель Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |