• На главную страницу
  • Православные праздники
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    С. В. Булгаков

    Праздник Богоявления, 6 января (19 января н. с.)

    Из "Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники"

     

    Историко-экзегетическое содержание праздника

    Под именем Богоявления понимается праздник, в котором вспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане (Мф. 3:13-17; Мр. 1:9-11; Лук. 3:21-22). Богоявлением называется этот праздник потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя; это объяснение праздника дает святая Церковь в тропаре: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”.

    (Праздник установлен в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также — и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос в день Своего крещения “бе яко лет тридесять” (Лук. 3:23), следовательно, крестился около дня Своего рождества.)

    Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить "сидящих в стране и тени смертной” (Мф. 4:16), и спасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя (2 Тим. 1:9-10), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

    Кроме того, древняя Церковь в этот день воспоминала и другие события, в которых выразилось божественное достоинство и посольство Иисуса Христа как при рождении Его, так и при вступлении Его на общественную проповедь после крещения, именно:

    1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; от этого воспоминания и самый праздник Крещения в церкви западной получил название праздника трех царей (Festum trium regum); в церкви восточной оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось.

    2) Явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской, когда Господь “сотворил начаток знамениям”, и

    3) (в церкви африканской) явление Иисусом Христом Божественной силы в чудесном насыщении Им более 5000 человек пятью хлебами в пустыне.

    Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в апостольских постановлениях, а от 2 века сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания. В 3-м веке о событии Богоявления беседовали при богослужении этого праздника священномученик Ипполит и Григорий Неокесарийский Чудотворец, в 4-м веке святые отцы Церкви: Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие. Отцы Церкви: 5-го века — Анатолий Константинопольский, 7-го — Андрей, Софроний Иерусалимские, 8-го — Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, 9-го — Иосиф Студит, Феофан — изложили многие песнопения на этот праздник, доселе поемые Церковью.

    Господь, по учению святого Иоанна Дамаскина, крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, приняв на Себя наше очищение, сокрушить в воде главы змиев, “водами погребсти человеческий грех” и всего ветхого Адама, исполнить закон, открыть таинство Троицы и, наконец, освятить “водное естество” и подать нам образ и пример крещения. Поэтому святая Церковь, празднуя крещение Господне, утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц единого Божества и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, как-то: патрипассиан или патропассиан, ариан, македониан и других, которые отвергали троичность Лиц единого Божества, а также и тех лжеучителей, которые человеческое естество Сына Божия называли призраком; показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство беспредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества, поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно только силой благодати Святого Духа, и, указывая на необходимость достойного пользования благодатными дарами крещения и сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой нам напоминается в праздник Крещения словами: “во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3:27), — заповедует нам очищение душ и сердец наших, дабы удостоиться нам жизни блаженной.

     

    Молитвословия дня

    Тропарь, гл. 1

    Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

    Кондак, гл. 4

    Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

    Величание

    Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

     

    Утреннее Евангелие: Мар. 1:9-11; 2 зач.

    Апостол: Тит. 2:11-14, 3:4-7, 302 зач.

    Евангелие: Матф. 3:13-17; 6 зач.

     

    Богослужебные указания

    Праздник Богоявления — дванадесятый праздник; он имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства; отдание — 14 (27) января; он празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова. Всенощное бдение на праздник Крещения всегда начинается великим повечерием (см. о нем ниже), ибо в тот день великая вечерня совершается особо, прежде.

    После 50 псалма, вместо “Молитвами Апостолов” и “Молитвами Богородицы”, поется на “Слава” “Всяческая днесь”, на “И ныне” — тоже.

    На 9-й песни “Честнейшую” не поем, но поем припевы праздника (см. Ирмол.). “В сей день литургия бывает порану, труда ради бденного”. Если праздник случится в воскресенье или понедельник, то полагается литургия святого Василия Великого; если же в прочие дни недели, то литургия святого Иоанна Златоустого. На (той и другой) литургии вместо “Трисвятаго” поется “Елицы во Христа крестистеся” (в воспоминание древнего обычая совершать в этот праздник торжественное крещение оглашенных); вместо “Достойно” (а также и вместо “О Тебе радуется”, если совершается литургия святого Василия Великого) поется ирмос 9 песни канона с припевом (см. ниже, примеч. к литургии).

    Отпуст служб — особый.

    6 (19) января после литургии совершается, в воспоминание Крещения Господа, обыкновенно, на источниках, реках и озерах, или прудах и колодцах “Последование великого освящения святых Богоявлений”, т. е. великое освящение воды —тоже самое, что и в навечерие праздника.

    (Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII в. и, затем, под влиянием Иерусалимского устава, уступила двукратному водоосвящения, в силу которого освящение воды совершалось и накануне и в самый день Богоявления. Последний обычай, постепенно усиливаясь, с течением времени приобрел положительное значение в греческих типиках Иерусалимской отрасли и служебных книгах того же происхождения. В уставах славянских иерусалимской редакции говорится то о двукратном, то об однократном водоосвящении. Максим Грек, живший на Афоне, свидетельствовал, что в его время на Востоке и, в частности, на Афоне был обычай двукратного водоосвящения и даже написал особое письмо в защиту этого обычая. Вопрос об этом обычае был предложен Арсением Сухановым (совершившим в 1651-1652 г. путешествие по Востоку) для разрешения патриарху, и был решен положительно (см. подр. Церковный Устав. И. Мансветова, 156-9 стр.). Патр. Никон, введенный в заблуждение одной греческой книгой (где он нашел свидетельство будто бы Еводия, патр. Константинопольского, о том, что освящение воды на Богоявление должно совершать только однажды, и именно в навечерие праздника, и не в церкви, а на реке), несмотря на то, что дотоле и у нас и на востоке было в обычае совершать водоосвящение дважды (в навечерие — в церкви и в самый день праздника — на реке), а также несмотря на все убеждения Антиохийского патриарха Макария не отступать от этого обычая, — решился отступить, и на небольшом соборе, созванном им в 1655 г., было постановлено: “в самый день Богоявления к крестильнице не исходить и водоосвящения не совершать” (История Рус. Церкви Макария, Митр. Московского, том XII, 199-200 стр.). Но Большой Московский Собор 1666-1667 г. постановил: “Повеление и клятву, еже нерассудно ю положи Никон, бывший патриарх, о действе освящения воды на святых Богоявлений, еже действовали единощи, точию в навечерии, разрешаем и разрушаем и в ничтоже вменяем. Повелеваем же и благословляем творити по древнему обычаю святыя восточныя церкви и по преданию святых и богоносных отцев: в навечерии действовати освящение святых вод в церквах, а по утрени — на реке, яко же повелевают и вси церковные уставы, теже молитвы глаголати и действо творити” (Матер. для истории раскола, т. 2, ч. 2, стр. 237-8; см. там же 362 стр.). В прежнее время в наших печатных уставах (напр., 1695 г., 1733 г., 1791 г.) помещалась особая статья о двукратном великом водоосвящении. Изданный Синодальной типографией в 1795 г. “Чин священноcлужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе” (в Москве), предписывает архиереям совершать великое водоосвящение дважды: в навечерие и в самый день Богоявления; при этом относительно времени совершения водоосвящения говорится: в 190 г. (т. е. 1681 г.) великий господин святейший Иоаким, патриарх Московский и всея России указал сему действу быть после литургии, а литургию служить порану, посоветовав с сыновы своими, с преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы” (5 стр.). Современный Устав, предписывая совершать великое водоосвящепие накануне Богоявления, проходит молчанием о совершении этого водоосвящения в самый день Богоявления. Что же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городам, 6 (19) января, после литургии, из соборных храмов, при участии городского приходского духовенства, бывает торжественный крестный ход на так называемую “Иордань”, устраиваемую, обыкновенно, на реке, для совершения здесь великого водоосвящения. В селах тоже, насколько это нам известно, в указанное время бывает крестный ход на реку и др. водовместилища, для совершения здесь великого водоосвящения; не бывает крестного хода именно на реку и др. водовместилища там, где эти водовместилища находятся в слишком далеком расстоянии от приходского храма, но все-таки ж в таких местностях, обыкновенно, близ храма совершается и именно великое освящение воды, нарочито приготовленной в кадках или чанах и т. п. Впрочем, быть может, где-нибудь в указанное время вовсе не совершают водоосвящения или совершают, вместо великого, малое водоосвящение, но это — неправильно, так как, по вышеприведенным данным, в день Богоявления, как и в навечерие этого праздника, должно быть совершаемо и именно великое водоосвящение.)

    Для этого водоосвящения бывает торжественное шествие к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря: “Глас Господень на водах”... и др. Обратное шествие совершается при пении: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”...; при самом же входе в храм поется самогласен: “Воcпоим, вернии”.

    “На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яйца, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пятницу” (Уст., 6 января).

     

    Источник: www.holytrinitymission.org

     

     

    Рекомендуем также:

    Иоанн Креститель
    Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение I в неделю по Богоявлении. О покаянии
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Крещение Господне
    Иеромонах Мефодий. Крещение Господне

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100