• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    На воду надейся…
    Что общего между крещенскими суевериями и жизнью по фэн-шую?

     

    На будущей неделе у православных верующих праздник: Крещение Господне. 19 января сотни саратовцев по традиции потянутся в храмы за крещенской водой. В этот день в городских приходах обычно царит столпотворение: люди часами стоят в огромных очередях, мерзнут на январском морозе ради возможности запастись крещенской водой и принести ее в дом. Однако, как показывает практика, далеко не все "стояльцы" понимают, что крещенская вода — это не волшебное снадобье, и ни микстура, которая автоматически исцеляет от всех бед, а нечто совершенно иное, требующее от человека гораздо более глубокого погружения "в предмет". Чтобы оградить наших читателей от ошибок, мы вместе с клириком храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали", иеромонахом Дорофеем (Барановым) решили составить рейтинг самых распространенных крещенских заблуждений с их последующим разоблачением.

     

    Заблуждение № 1. Крещенская вода очищает от греха

    Самое дремучее и распространенное заблуждение. Заключается в отношении к святой воде как к некому универсальному лекарству, способному исцелить от всех болезней, как телесных, так и душевных.

    ***

    Обычно даже нецерковные люди, выросшие вне православной традиции, где-то на уровне подсознания считают, что болезнь дается человеку по грехам. Однако предпринять какой-то серьезный, глубокий шаг, чтобы с этим справиться, они не могут. Ежедневному кропотливому труду над своей душой и жизни по заповедям они предпочитают простой выход — раз в год испить крещенской воды. При этом зачастую надеяться не столько на чудо, сколько на некий магический механизм. Как игрок в казино бросает монету и ждет, получится у него или не получится, выпадут три семерки или нет, так и в случае с крещенской водой человек на "всякий пожарный" прощупывает почву — а вдруг сработает?

    — К сожалению, наш народ поражен духовной проказой — магическим отношением к жизни, — рассуждает отец Дорофей. — А магия — она невозможна без каких-то вещественных подтверждений: кумиров, идолов, разных фэншуйских штучек, которые сейчас очень популярны. И крещенская вода для людей нецерковных — это такой собирательный символ всего магического, таинственного, что есть в Церкви. При этом главный смысл церковной жизни — спасение души — они, как правило, упускают.

     

    Заблуждение № 2. Вода в крещенской купели "сильнее" той, что дают в церкви

    Особенно забавное заблуждение. Свойственно людям, "фанатеющим" здоровым образом жизни и моржеванием. Они полагают, что наиболее "гарантированное" очищение от греха можно получить, искупавшись в "иордани", или попросту проруби. Обычно она вырезается во льду в виде креста и освящается священником по специальному чину. Купание в такой купели считается даже более сильным средством, чем просто питие крещенской воды. Дескать, одно дело принять частицу святыни внутрь, и совсем другое погрузиться в нее целиком. Такое погружение не только "вымывает" из человека все накопившиеся за год грехи, но и дает ему некий антигреховный "иммунитет", своего рода духовную страховку от греха на весь последующий год. С этого момента что бы ни делал человек, как бы себя ни вел, грех к нему "не пристанет". И чем ледянее вода, тем "эффективнее" защита.

    ***

    — Это народное представление о чистоте душевной через чистоту телесную, через некое воздействие на тело было присуще человеку во все времена, — объясняет суть духовного парадокса отец Дорофей. — Во все эпохи в разных странах от Византии до России и в западных христианских странах человек искал какого-то внешнего источника или предмета, который без особых усилий погружал бы его во внутреннюю, мистическую жизнь христианства.

    Суеверие, в котором человека невозможно переубедить до тех пор, пока он не захочет разобраться в истинном смысле таких понятий как грех и очищение от греха. В знаменитом 50-м псалме царь Давид просит Бога: " …сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей…" (Пс. 50, 12). Отсюда мы видим, что от человека требуется чистота души и сердца, и никакой водой — ни наружным омовением, ни приемом внутрь, этого состояния достичь нельзя, поскольку к чистоте сердечной человек приходит только через исповедь и христианскую жизнь в целом.

     

    Заблуждение № 3. Крещенская вода заменяет причастие

    Часто встречается среди религиозно продвинутых, но еще до конца не воцерковленных людей. Такой человек знает, что такое причастие, понимает его исключительно важный смысл, сам когда-то причащался, помнит связанные с этим эмоции и переживания, но поскольку теперь это событие, как он сам считает, для него невероятно трудно, то стремится ограничиться крещенской водой.

    ***

    На самом деле употребление крещенской воды не имеет никакого отношения к причастию, которое совершается в церкви, и уж тем более его не заменяет. Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек соединяется с Божеством, что называется, напрямую. А крещенская вода — это святыня, через которую человек приобщается той благодати, которая изливается в мир через Церковь. Тот же принцип действует в отношении других православных святынь — просфоры, соборного масла, мощей святых и т.д.

     

    Заблуждение № 4: В Крещенскую ночь достаточно купания в душе

    Есть мнение, что поскольку в ночь на Крещение "освящается всех вод естество", то получить свою "порцию" благодати можно, купаясь под обычным душем или приняв в полночь "крещенскую" ванну.

    ***

    Вопрос настолько деликатный, что даже церковные люди в нем иногда расходятся. С одной стороны, если человек больной и не может прийти в храм, и у него нет никого, кто бы мог ему крещенскую воду принести, и этот человек в праздник Крещения совершает такое омовение или просто набирает воду из-под крана, ему подается благодать. Но если человек имеет возможность пойти в храм, но не делает этого, предпочитая молитвенной службе ночной моцион в душе, то сколько бы он ни купался, все это будет обычной физкультурой, которая поможет ему ровно настолько, насколько взбадривает человека простое омовение прохладной водой.

    — В конечном итоге все зависит от веры, — резюмирует отец Дорофей, — веры в то, что благодатная жизнь доступна для человека, но она как бы охраняется Богом, находится под замком. Наша задача правильно подобрать ключик к этому замку. А если человек пытается его взломать или воздействовать на него ключом магическим, то Господь этот замок не откроет. Не потому, что Ему жалко, а потому что человеку это будет вредно. Если человек, приступив таким образом к святыне, почувствует облегчение или исцеление, это укрепит его во мнении, что прибегать к помощи Божией можно такими разовыми набегами, с помощью ночных купаний в душе. Можно себе представить, в какие дебри завел бы человека такой псевдорелигиозный, утилитарный подход.

     

    Что же такое святая вода?

    Крещенская вода, или великая агиасма (от греч.— святыня) — это великая святыня, через которую, при правильном к ней отношении, человеку сообщается благодатная сила. Она поддерживает человека в трудные дни его жизни, в том числе, когда ему плохо физически. Эта сила сообщается воде через молитву, во время Чина великого освящения, который совершается в церкви дважды. Первый раз в канун праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, сразу после утренней литургии. И второй — непосредственно в день Крещения, 19 января. Таким образом, человек, пьющий крещенскую воду, фактически получает от Бога помощь. Вопреки распространенным заблуждениям о том, что святая вода это лекарство от всех бед, ее основное назначение — не телесное, а духовное подкрепление человека. Получая через воду Божественную благодать, человек получает не волшебную пилюлю, которая исцелит его от болезней, а силы для борьбы с их истинной причиной — грехом. Набрать святую воду можно в течение шести дней вплоть до отдания праздника.

     

    Как правильно употреблять святую воду?

    Крещенскую воду обычно выпивают с утра, натощак, заедая кусочком принесенной из храма просфорки и произнося определенную молитву "на принятие святой воды". Особенно хорошо иметь крещенскую воду в случае, если человек болен и не может присутствовать на литургии, или просто в будний день. Исключительная сила святой воды, ее способность духовно укреплять человека даже вне церковных стен, и стала причиной распространенного заблуждения о том, что крещенская вода заменяет причастие.

     

    Почему именно вода?

    Многих интересует вопрос, почему благодатная сила сообщается человеку через воду, а не, допустим, через песок? И зачем Богу вообще понадобилось изливать Свою энергию через что-то вещественное вместо того, чтобы сделать это "напрямую"?

    ***

    Благодать по своей природе невещественна, это духовная субстанция, источником которой является Бог. Она дает жизнь всему живому, благодаря ее божественному действию мы существуем и дышим. Но поскольку мы живем все-таки в вещественном мире, Бог использует какие-то вещественные предметы как некий проводник благодати. И одним из главных таких веществ является вода. Благодаря своим свойствам вода удобнее всего проникает в наш материальный мир. Все живое, в том числе и организм человека, на 80% состоит из воды. Вода - это жизнь, в отличие от, например, песка, который жизни не дает.

     

    Для чего нужна святая вода?

    — Главное в жизни человека — это его общение с Богом, — подводит итог отец Дорофей. — Все что нужно для жизни, человек получает от Бога. Но человек настолько слаб, что зачастую не может поднять руку, чтобы взять то, что ему дается. Она у него как плеть висит, он словно сухорукий. На этот случай у Церкви существуют "вспомогательные" средства, одним из которых является крещенская вода. Она укрепляет его духовные силы для того, чтобы он смог эту руку поднять.

    Однако, обычно выпив святой воды, человек ею не удовлетворяется. Он чувствует в себе некую силу, некую инерцию духовного движения, но не понимает, что с этой силой делать, в какое русло ее направить. Если человек насыщается крещенской воды, но дальше не делает движений навстречу Богу, то получается, что человек попил крещенской воды втуне, или попросту говоря зря. Бывает, что от такого бездумного прикосновения к святыне у человека возникает некое томление. Отсюда все эти крещенские купания с напитками, которые часто заканчиваются банальной дракой.

    Человек не может жить без радости, без праздника. Но поскольку истинную радость он упускает, то начинает догонять ее другими средствами, в том числе алкоголем.

    В народном сознании всегда есть один день в году — эдакий духовный Юрьев день, когда вдруг на несколько минут открываются "небесные врата", в которые надо обязательно успеть забежать. Есть, к примеру, страшное заблуждение – оно из того же ряда, что в Троицу можно молиться за самоубийц, что человек, умерший на Пасху, автоматически попадает в рай и т.д. Все это не имеет ничего общего с реальным положением вещей. Однако в этой своей попытке "успеть" люди, стоящие за святой водой, порой доходят едва ли не до драки. Понятно, что Господь не будет их за это наказывать, потому что Он видит расположение их души, их стремление приобщиться святыне, к тому, что выше их. На Западе такой надежды давно уже никто не испытывает. Западный человек с протестантским сознанием уже окончательно убедился в том, что ничего в мире выше его сознания, выше его воли нет. Наш человек, пусть неосознанно, еще верит в свое мистическое единение с Божеством, он хочет очиститься, хочет чистоты. Он понимает, что есть нечто, что гораздо выше, серьезнее, добрее и масштабнее, чем его собственное "я". И он перед этим "нечто" по-своему благоговеет. Поэтому, кроме всех перечисленных заблуждений, есть в этом многочасовом стоянии и надежда — на то, что эта маленькая ниточка, почти паутинка, связывающая человека с Богом, еще не оборвана.

    Подготовила Елена Балаян

    Саратовская панорама № 1 (674) 14-20 января 2009 г.

     

    Источник: Православие и современность

     

     

    Рекомендуем также:

    С. В. Булгаков. Праздник Богоявления, 6 января (19 января н. с.)
    Игумен Дионисий (Шлёнов). Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов
    Иеромонах Мефодий. Крещение Господне
    Иоанн Креститель
    Протоиерей Александр Авдюгин. Ритуальные страхи

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100