|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Синаксарь во святый и великий понедельник [1] Стихи на Иосифа прекраснаго: Целомудренный Иосиф явился праведным властелином Стихи на изсохшую смоковницу: Христос, изображая еврейскую синагогу, Во святый и великий понедельник творим память блаженнаго Иосифа прекраснаго; (вспоминаем и о проклятой Господом) и изсохшей смоковнице. От настоящаго дня начинаются святыя страсти Господа нашего Иисуса Христа, и прежде всего, как Его прообраз, представляется прекрасный Иосиф. Он был сын патриарха Иакова, рожденный у него от Рахили. Возненавиденный своими братьями за некоторыя сновидения, он сперва ввергается в глубину рва, между тем как дети окровавленною одеждою вводят отца в обман, будто он растерзан зверем. Потом за тридцать сребреников продается измаильтянам, которые опять перепродают его Пентефрию, начальнику евнухов египетскаго царя Фараона. Когда госпожа его безумно покусилась на целомудрие юноши, он, не желая совершать беззакония, убежал, оставив свою одежду. Она же оболгала его пред его господином, и он заключается в узы и мрачную темницу. Затем за изъяснение сновидений изводится (из темницы), представляется царю и становится господином всей земли египетской. Наконец, по случаю продажи пшеницы, опять открывается братьям своим и, благочестно проведши всю свою жизнь, умирает в Египте, кроме других добродетелей почитаясь великим за целомудрие. Это образ Христа, ибо и Христос наветуется от единоплеменных (Ему) Иудеев и продается учеником за тридцать сребренников, и заключается в темный и мрачный ров - во гроб, и оттуда востав самовластно, воцаряется над Египтом, т. е. над всяким грехом, и побеждает его совершенно, владычествует над всем миром и по человеколюбию искупает нас таинственным пшеницедательством, предавши Самого Себя за нас и питая нас хлебом небесным, — Своею живоносною плотию. По сей-то причине вспоминается ныне прекрасный Иосиф. Вместе с этим вспоминаем и об иссохшей смоковнице, так как Божественные Евангелисты, именно Матфей и Марк, повествуют о том вслед за сказанием о ваиях. Марк: и наутрие изшедшим им от Вифании, взалка (Марк. 11, 12), а другой: утру же возвращься во град, взалка. И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница (Матф. 21, 18-19). Смоковница знаменует иудейскую синагогу, в которой Спаситель не обрел подобающаго плода, а только сень закона, почему отнял у них и эту сень, упразднив ее совершенно. Если бы кто-нибудь спросил: за что изсушается бездушное дерево, за что несогрешившее подвергается проклятию, да ведает таковый, что иудеи, видя Христа всегда благодетельствовавшим всем и никому не сделавшим чего-либо скорбнаго, думали, будто Он имеет силу только благодетельствовать, а не и наказывать. Но, будучи человеколюбивым, Владыка не хотел показать над человеком, что и это может; посему, чтобы убедить неблагодарный народ, что Он имеет силу и наказывать, только, как Всеблагий, не хочет (этого), подвергает казни бездушное и нечувственное естество. Но есть и некое таинственнейшее изъяснение, дошедшее до нас от премудрых старцев, как говорит Исидор Пелусиот, что это было древо преслушания, котораго и листья употребили на прикрытие (себя первые) преступники, посему оно теперь по человеколюбию и подвергнуто Христом заклятию, котораго не потерпело прежде, чтобы никогда не приносило плода, причинившаго греха. А что грех уподобляется смокве, — причина очевидна, ибо и грех имеет приятность удовольствия, - усладительность греха, - а потом жесткость и горечь в совести. Впрочем, отцы положили здесь повествование о смоковнице для умиления, как об Иосифе — потому, что он прообразует Христа. Смоковница (безплодная) есть всякая душа, чуждая всякаго духовнаго плода, которую Господь утром, т. е. по настоящей жизни, не обретая у ней упокоения Себе, изсушает проклятием и вметает во огнь вечный: и бывает она, как некий изсушенный столб, устрашающий тех, которые не приносят подобающаго плода добродетели. Молитвами прекраснаго Иосифа, Христе Боже, помилуй нас. Аминь. Примечания: [1] Синаксарь этот читается после первой песни трипеснца. Текст приводится по изданию: Синаксарь во святый и великий понедельник // Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. [Репринт: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.] С. 71-73
Рекомендуем также: Протоиерей Александр Мень. Великий пост. Страстная седмица
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |