|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Беседа преподобного Иоанна Дамаскина на изсохшую смоковницу и притчу о винограде Проглаголать слово побуждает меня Единосущное Богу и Отцу Слово, Которое, не оставляя недр Отчих, неизреченно зачалось в утробе Девы, и соделалось для меня тем, чем я есмь. Слово, по Божеству Своему, чуждое всякой страсти, облеклось в подобострастную мне плоть. Седящий на колесницах Херувимских, возсел на жребяти осли (Иоан. 12, 15). Царь славы, со Отцем и Духом прославляемый Серафимами, внимал невинным лепетаниям детского языка. Бог, невещественный и невидимый, приял видимое и осязаемое тело, явился в образе раба, добровольно подвергся страданию, дабы даровать мне безстрастие. Ибо когда творение рук Божиих — человек, созданный Богом по образу и по подобию Его, прельщением хитрого змия соделался преступником заповеди Божественной, и чрез то подверг себя тлению и смерти: тогда милосердый по существу Своему Бог, сожалея о человеке, потерпевшем такое уничижение, многократно и многообразно призывал его к обращению и покаянию, вразумляя его, то как неблагодарного раба, то как неразумного сына, и употребляя все средства к тому, дабы человек, свергнув с себя тяжкое иго, обратился к своему Творцу. Но однажды поработившись греху, и произвольно предав себя земным пожеланиям, человек не в силах был сам собою обратиться к Богу. Итак, всеблагий Господь, зная, сколь немощна природа человеческая, Сам приемлет на Себя оную. Усмотрев, что человек не повинуется ни слову Его, ни заповедям, ни спасительным повелениям, Бог как бы так сказал: “Мне самым делом должно научить неведущего; Мне должно сделаться человеком, и исполнить добродетели, дабы привлечь к ним человека. Мне должно быть видимым, дабы исцелить немощного; Мне должно взыскать заблудшую овцу, и привесть ее в первобытное жилище рая. Но каким образом Я взыщу ее, не будучи видим? Как буду руководствовать того, кто не узрит следов Моих?” С сею-то целию Он соделался человеком, дабы (т. е. Своими делами и страданиями) на самом опыте преподать неведущему способ, как исполнять добродетель; дабы мы, видя Его низшедшим из недр Отчих на землю, для нашего спасения, с радостию возносились к Нему от земли; и наконец, дабы явить обильное богатство любви Своей к людям. Ибо большей любви никто не может показать, как если кто душу свою положит за друзей своих (Иоан. 15, 13). А может ли показать таковую любовь тот, кто не имеет души?Итак, Господь наш для того приемлет тело, дабы явиться на земле, и пожить с человеками; для того приемлет душу, дабы положить ее за друзей Своих. Говорю: за друзей, — но не таких, которые любят Его, но которых любить Он. Ибо, хотя мы возненавидели Его и отвратились от Него, служа иному; но Он в любви Своей к нам пребывает непреложен. По сей-то любви, Он приходит к ненавидящим Его, спешит в след бегущих от Него, и, предварив их, не обличает со строгостию, не наказывает бичем, но врачует их, как искусный врач, не взирающий на все злословия, оплевания и заушения, который терпит от людей, изступленных умом. Для врачевания, Он употребил Божество Свое, — врачевство действительнейшее и всесильное, которое и соединил с природою человеческою. Оно-то немощную плоть показало сильнейшею самых невидимых сил! Ибо как железо, раскаленное огнем, делается неприкосновенным: так и брение нашей природы, соединившись с огнем Божества, соделалось недоступным для диавола. И поелику, как говорят врачи, противное врачуется противным, то и Господь противное уничтожает противным: роскошь и наслаждения — скорбями и подвигами, гордость — смирением. Ибо Он, будучи по Божеству Своему преславен, не только смирил Себя, сделавшись человеком, но и уничижился пред самыми человеками. Подлинно, кто был столько уничижен? Он не имел, где главы преклонить; у Него не было ни двух одежд, ни другого хитона. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая не угрожал (1 Петр. 2, 23); веден был на заклание, как невинный агнец, и однако ж не упорствовал, не противоречил; когда заушали Его, Он охотно обращал ланиту биющему, и не отвращал лица Своего от постыдных заплеваний; когда называли Его Самарянином, и имеющим в Себе 6еса, то сии, и подобные сим поругания переносил терпеливо, дабы мы последовали стопам Его. А все сие Он исполнял по благоизволению Отца, и будучи Единородным и Единосущным Сыном Его, доказывал тем любовь Отца Своего к нам. Ибо так возлюбил нас Бог Отец, что и Единородного Сына Своего дал нам для искупления нашего. О, любовь непостижимая! Бог Единородного Сына Своего, царствующего с Ним, сделал Искупителем рабов непокорных, врагов строптивых, служащих врагу Божию, почитаемому ими за бога! О, глубина богатства благости Божией! Но и Единородный Сын Божий не воспротивился сему определению, не отверг воли Отца Своего, имея в Самом Себе волю и хотение Отца. Ибо естество Отца и естество Сына, есть одно естество; а потому Сын Божий повинуется воле Отчей, как собственной, и соделавшись человеком, остается послушен Отцу Своему даже до смерти, смерти же крестной, дабы уврачевать мое преслушание!Поспешая испить чашу смерти за спасение всего мира, Искупитель наш скоро идет на страдание, идет с жаждою спасения человеческого, и не обретает плода. Сие безплодие изображает нам смоковница (Матф. 21, 19). Кто Сей, желающий вкусить пищи в ранние часы утра? Царь, Господь, Учитель. Ужели Он так рано взалкал, и пожелал пищи не в надлежащее время? Для чего же Он научал учеников Своих поститься, и побеждать страсти? Что это значить? Господь наш, как устно поучал притчами, так иногда и самыми поступками изображал притчи. Вот Он, взалкавшись, пришел к смоковнице. Смоковница же знаменует род человеческий. Сладок плод смоковницы, но грубы, безполезны листья ее, и годны только к сожжению. Такова и природа человеческая: будучи определена Богом к тому, дабы произращать сладчайшие плоды добродетели, она, вместо сих плодов, стала произращать одни грубые листья. Ибо что может быть грубее житейских попечений? Адам и Ева некогда были наги, и не стыдились; были наги, когда провождали простую и невинную жизнь; они не знали ни искусств, ни житейских забот, и не изыскивали средств, как бы прикрыть телесную наготу свою. Но будучи наги телом, они покрывались благодатию Божиею; не имея одежды вещественной, облекались одеждою безсмертия, по мере приближения к Богу, чрез исполнение воли Его. Как же скоро явились они непослушными; то, лишившись облекавшей их благодати, лишились вместе лицезрения и созерцания Божия, и познали наготу свою. Тогда возжелали они удовольствий житейских, и осуждены стали на скудную и убогую жизнь; сшили смоковные листья, и из них сделали себе препоясания; взыскали многоразличных помыслов, и обрели жизнь грубую, исполненную забот и печалей. В поте лица твоего, сказал Бог, снеси хлеб твой. Проклята земля в делах твоих; терния и волчцы возрастить тебе, и в землю возвратишися (Быт. 3, 18-19). Поелику ты возымел земное помышление, то к земле будет обращение твое; ты уподобился несмысленным животным, пребыв не долго в чести (Псал. 48, 13); будучи Богом земли, ты не познал благотворной добродетели, но предпочел ей земные наслаждения и возлюбил бсзсловесную жизнь. Земля еси, и в землю отъидеши, — итак ты, подобно безслонесным животным, наследуешь смерть! С сего-то времени человек начал облекаться кожаными ризами! Обитая прежде сего в раю сладости, в жилище царском, и занимая, по телу своему, средину между жизнию и тлением, он после того стал уже иметь тело тленное и смертное, подверженное болезням. По истине, грубы листья смоковницы, — природы нашей, греховны ее действия! К сей-то смоковнице, т. е. природе человеческой, пришел Спаситель алчущий, ища на ней сладчайшего плода, — приятнейшей Богу добродетели, посредством коей совершается наше спасение. Но кроме листьев, — кроме горького греха и произрастающих от него бедствий, Он ничего не нашел на ней. По сей причине Он и сказал ей: “да николиже от тебе плода будет (Матф. 21, 19). Не от человеков спасение, не от силы человеческой добродетель. Я устрою спасение; даруя воскресение чрез Мои страдания, Я вместе с сим дарую освобождение от печалей жизни”. Что и действительно исполнил.Потом, дабы яснее выразить притчу, Спаситель наш посещает дом Отца Своего, и пришедши в храм, находить здесь злых делателей-архиереев, возседающих на Моисеевом седалище , — волков, одетых в одежды овчие, — тех самых людей, которые, подобно безплодной смоковнице, не имели в себе сладкого плода, а только покрывались листьями. Смотри, как грубы слова их: коею властию сия твориши? и кто Ти даде власть сию? (Матф. 21, 23). Видишь ли безплодие неверующих душ? Вместо того, чтобы сказать: Учителю благий, воскресивший четверодневного мертвеца Лазаря, научивший хромых скоро ходить, возвративший слепым чувство зрения, исцеливший разслабленных, врачующий всякую болезнь и всякий недуг, прогоняющий демонов, показующий путь ко спасению! Вместо сего, они говорят: коею властию сия твориши? “О неблагодарные!” Он скажет вам: “если вы стекались к Иоанну без веры, и если исповедывали ему грехи свои, и крестились от него из боязни, оставаясь неверующими: то поверите ли Мне, когда Я буду говорить вам? О, род лукавый и неверный! Вы злые делатели, пожирающие виноград Господа Саваофа! Кого из Пророков не убили вы? Ибо Отец Мой посылал к вам рабов Моих Пророков, требовать плодов от винограда Своего. Я перенес виноград Мой из Египта рукою Моисея, и расточив народы, насадил его на земле тучной, разделил его на участки, и леторасли его, по слову Пророческому, распространились по земле, простерлись даже до моря и до рек других народов; а вы разрушили ограду его, т. е. отняли у него ту защиту, которую доставлял ему Закон, и виноград Мой, лишенный ограждения, стали расхищать и поядать дикие вепри. И когда рабы Мои Пророки начали требовать плодов от винограда истинного, плодоносного, прекрасно Мною насажденного: тогда вы иного перепилили, иного заключили в ров, иного побили камнями. Вот Сам Я пришел — Сын и Наследник! Постыдитесь права сыновнего, уважьте достоинство естества Отчего: ибо Я во Отце и Отец во Мне (Иоан. 14, 10). Я из сожаления к винограду Моему снизшел на землю; и не смотря на то, Я почиваю в недрах Отца Моего. Отдайте же Мне плоды Моего достояния! Но вы, беззаконные делатели, готовитесь довершить дело отцов ваших. Они умертвили Пророков, а вы умертвите Бога, и превзойдете их в нечестии! Я Наследник; Я тот краеугольный камень, который хотя и отвергнут вами, но который сокрушит вас. Я соединю два разных создания, небесное с земным. Я воздвигну Единую Церковь из Ангелов и из человеков. Вы, будучи врагами Отцу Моему, чрез Меня примиритесь с Ним. Я возвещу мир, и заветом сего мира соделаю кровь Мою, которая пролиется за спасение мира”.Но Господь не вразумил упорных Своею притчею. Ибо они закрыли глаза свои, чтобы не видеть, и заткнули уши, чтобы не слышать. По сей-то причине, для них и не возсиял свет Евангелия. О, безумное ослепление Иудеев! Они сами себя осуждают, не понимая слов своих, и сами на себя произносят приговор. Ибо, когда Господь спросил их: что сотворит господин винограда делателем тем? они невольно произнесли истину: злых зле погубит их (ибо по всей справедливости жестокое заслуживают наказание те, которые произвольно злодействуют): и виноград предаст иным делателем, иже воздадят Ему плоды во времена своя (Матф. 21, 40, 41). Таким образом священники и фарисеи истинно пророчествовали, сами не зная того. Ибо виноград, — народ Господень, действительно отдан другим делателям, которые в надлежащее время принесли Господу обильнейшие плоды. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Римл. 10, 15, 18)! Они, как овцы обретаясь среди волков, соделали самых волков овцами; т. е. Еллинов, некогда далеких от Бога, сделали овцами Христовыми, и приобрели Господу людей избранных, ревнителей добрым делом (Тит. 2, 14).Итак, братия, обращаюсь ко всем вам, носящим на себе имя верных, и удостоившихся именоваться народом Христовым! Не посрамим имени своего, и не помрачим веры нашей делами беззакония. Не довольно для нас одного названия верующих: нет, мы должны показать веру нашу от дел. Писание говорить, что у одного отца было два сына, и первому из них отец сказал: иди, работай в винограднике. Сын дал обещание, но не исполнил его. То же самое отец сказал и другому сыну. Но сей, отказавшись на словах, исполнил волю отца на деле; посему первый заслужил порицание, а последний похвалу (Матф. 21, 28—31). Так и нам должно помнить то отречение и то сочетание, к которым мы обязались в крещении. Станем отвергаться диавола, аггелов его и всякого служения ему, дабы остаться верными своему обязательству. Дела же диавола суть: прелюбодеяния, любодеяния, зависть, вражды, ссоры, лицемерие, злословие, осмеяние, гнев, злопомнение, осуждение, клеветы, волшебство. Признаки неверия: немилосердие, ненависть, плотская любовь, вожделение плоти, скупость, роскошь, пиянство. Служение диаволу: высокомерие, тщеславие, самолюбие, надменность, гордость, привязанность к украшениям тела. Отвергнув все сие, прилепимся ко Христу и возревнуем о добродетелях, — чистоте, целомудрии, убожестве, терпении, мире, любви, сострадании, милосердии, щедрости к бедным, о благоприличии в обхождении, одежде и поступи, о справедливости, смирении, и в особенности, об уничижении Христовом, дабы соделавшись участниками Христу в страданиях, могли мы участвовать и в славе Его, и приносить живую, непорочную жертву Богу и Отцу в Церкви первородных, в жилище веселящихся!Наконец к тебе обращаю слово, возлюбленная Невеста Христова! Возлюби достойным образом Того, Кто возлюбил тебя до конца. Отверзи храмину сердца твоего, да вселится в тебе Христос со Отцем и Духом. Исторгни из него все земное, дабы уготовить путь Христу. Отринь тщетную славу, которая есть мать неверия, по слову Христову: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще (Иоан. 5, 44)? Изгони из страны сердца твоего всякое мечтание о себе. Все высокоумные нечисты пред Богом: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иаков. 4, 6). Удали от себя всякое самоуслаждение и самодовольство, дабы покаряться закону Единого Бога: и Он управит тебя в пристанище воли Своей. Не вводи другого жениха в чертог сердца твоего: ибо Христос, Жених твой, ревнует по тебе. Он весь есть сладость и желание. Ему одному отверзи сердце твое, и воззови к Нему: сердце мое уязвлено; любовь к Тебе распалила меня, и изменила меня совершенно, Господи! Я побеждена любовию к Тебе; вниди в чертог Твой; я облобызаю следы Твои. Ибо я недостойна того, чтобы сказать Тебе: облобызай меня лобзанием уст Твоих (Песн. 1, 1). Живи и ходи во мне, по неложному Твоему обетованию, и соделай меня храмом Пресвятаго Духа! Повелевай сердцем моим, Господи! и господствуй над ним. Оно Твое наследие, и сотвори у меня обитель вместе с Отцем и Духом, распространяй во мне владычество Твое, - действия Всесвятаго Твоего Духа! Ибо Ты Бог мой, и я прославлю Тебя со безначальным Твоим Отцем, и с Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Текст приводится по изданию: Беседа преподобного Иоанна Дамаскина на изсохшую смоковницу и притчу о винограде // Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Репринт: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |