• На главную страницу
  • Православные праздники
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье, Неделя Ваий)

     

    Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, бывает за неделю до Пасхи. Праздник этот установлен в память торжественного входа Господня в Иерусалим за шесть дней до Пасхи на вольные страдания за грехи мира (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Иоанн. 12, 12-19). Народ встречал Господа, как царя, с зелеными ветками, «ваиями», и с криками: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Подобно сему и мы в этот великий праздник держим в руках вербы - «ваии» - с возженными свечами - «знамение победы», и взываем Господу, как Победителю ада и смерти: «Осанна, Бог Господь, и явися нам».

    От обычая употреблять в этот праздник ваии (пальмовые ветки) он и называется «Неделею Ваий» - а в просторечии - «Вербным Воскресеньем» по замене у нас ваий вербою, как ранее других древесных ветвей дающей почку.

    В субботу пред неделею Ваий (Лазарева суббота) св. Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Лазаря (Иоан. 11 гл.), как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и удостоверение в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…»

     

    Текст приводится по изданию: Краткие жития святых на весь год. М.: Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь, б. г. (Репринт.). С. 280-281.

     

    ***

    Вход Господень в Иерусалим

    Вход Господень в Иерусалим, событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о Себе как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко ценилось на Востоке. Вход Господень в Иерусалим произошел 9 нисана. Ученики, чтобы выразить свое высокое почтение Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие двинулось через гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117 псалма): «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:19). Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и громко зарыдал (εκλαυσεν, по выражению евангелистов) при мысли о гибели, ожидающей город (Лк. 19:42—44). Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее устройство ученикам Христа, они сказали ему: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Христос, пользуясь обычным в иудейской литературе выражением, отвечал им: «если они умолкнут, то камни возопиют». Когда шествие приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был необычайным волнением. «Кто Сей?»— спрашивали жители, и приверженцы Христа восторженно отвечали: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского». По обычаю, Христос направился к храму, и там дети, вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: «Осанна Сыну Давидову». Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание на это, то Он отвечал им: «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3)»? (Мф. 21: 16). Событие это празднуется в т.н. Вербное Воскресенье.

    См. Иннокентий, Последние дни жизни Иисуса Христа; Фаррар, Жизнь Иисуса Христа; Дидон, Иисус Христос.

    А. П. Лопухин.

    Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю Ваий (вербное воскресенье), совершался в Москве особенно пышно в 16 в. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, через Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) для молитвословия на Лобном месте. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т. п.). Патриарх сидел на осле, которого вел за узду царь. По возвращении к Успенскому собору дерево отдавали народу, как и украшения саней. В 1678 обряд этот был ограничен, а с кончиною Патриарха Адриана совершение его совсем прекратилось.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 512-513. С. 388-389.

     

    Тропарь в Неделю Ваий, глас 1-й:

    Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

    Ин тропарь, глас 4-й:

    Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

    Кондак, глас 6-й:

    На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Кирилл Туровский. Слово в неделю Ваий
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю Ваий
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Слово на Вход Господень в Иерусалим
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Вербное воскресенье
    Протоиерей Александр Мень. Великий пост. Страстная седмица

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100