• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Синаксарь в субботу Ваий (о святом Лазаре) [1]

     

    Стихи:

    Плачешь Иисусе, — это свойственно природе смертнаго;

    Оживляешь Своего друга - это свойственно Божественному всемогуществу

     

    [В сей день (в субботу Ваий) празднуем востание святаго и праведнаго друга Христова, Лазаря четверодневнаго.]

    Лазарь был родом еврей, по секте - фарисей и сын, как полагают, фарисея Симона, происхождением из селения Вифании. Когда Господь наш Иисус Христос совершал на земле служение для спасения рода нашего, в это время вступает в дружбу с Ним и Лазарь. Так как Христос часто беседовал с Симоном, преимущественно убеждая в Своем воскресении из мертвых, и еще чаще останавливался в его доме, то Лазарь приобретает Его особенную любовь, да и не он только, но и две сестры его, - Марфа и Мария. Между тем как приближалось спасительное страдание, когда надлежало совершеннее утвердить веру в тайну воскресения, Иисус находился за Иорданом, ранее воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовицы. Друг же Его, Лазарь, пораженный тяжкою болезнию, умер. Иисус, не бывший там, говорит ученикам: “Лазарь, друг наш, уснул”, а спустя немного сказал: “Лазарь умер. Получив об этом известие от сестер Лазаря, Он, оставив Иордан, направляется в Вифанию. Вифания же отстоит от Иерусалима стадий на пятнадцать. К Нему навстречу вышли сестры Лазаря и говорят: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш, да и теперь, если только Тебе угодно, Ты воскресишь его, ибо Ты можешь”. Иисус спросил у народа, где похоронили его, и тотчас все повели Его ко гробу. Когда отняли камень, Марфа говорит: “уже есть запах, - ведь четыре дня, как он умер. Тогда Иисус, помолившись и пролив слезы над почившим, громким голосом воскликнул: “Лазаре, гряди вон!” И тотчас же умерший вышел и, когда его развязали, отправился домой. Это поразительное чудо возбуждает зависть в еврейском народе, который озлобляется на Христа. Однако Иисус, опять скрывшись, избежал опасности. Архиереи же решили умертвить и Лазаря, потому что многие, видя его, обращались ко Христу. Но Лазарь, узнав о замышляемом, спешит на остров Кипр и, проживая там, впоследствии апостолами поставляется в архиереи города Китеи. Благополучно и боголюбезно поживши тридцать лет после своего воскрешения, опять умирает, там же и погребается, сотворив многие чудеса.

    Говорят, что после воскрешения он ничего кроме сладкого не ел и что ему подарила омофор Пречистая Матерь Божия, устроив его Собственными руками. Его честные и святые мощи премудрый царь Лев (в IX веке), вследствие некоего божественного видения, перенесши оттуда в Константинополь, благоговейно и благолепно полагает во храме, устроенном им во имя сего святаго, по правую руку от входа в храм близ передних стен святаго алтаря. И доселе там почивают его честныя мощи, источая некое несказанное благоухание. Праздновать же его воскрешение в настоящий день установлено потому, что святые и богоносные отцы наши, а лучше сказать, святые апостолы, намереваясь после очищения сорокадневным постом предложить святыя страсти Господа нашего Иисуса Христа, здесь именно поместили это сверхъестественное чудо, так как в этом чуде преимущественно усматривали начало и повод к неистовству Иудеев против Христа. Это событие описывает только один Евангелист Иоанн, между тем как другие Евангелисты опустили его, вероятно потому, что Лазарь еще был жив и все его видели. Говорят, что именно ради этого написано и остальное в Евангелии, что потому-то другие и не упоминают ничего о безначальном рождении Христовом. Настояла потребность убеждать, что Христос - Сын Божий и Бог, что Он воскрес и что будет воскресение мертвых, а это особенно удостоверяется Лазарем. Ничего Лазарь не сказал об аде; может быть, ему совершенно не предоставлено было увидеть то, что там, а может быть поведано молчать о том, что видел. Отсюда-то и всякий недавно умерший человек называется Лазарем, а погребальная одежда - Лазаревой, можно предполагать, в память перваго Лазаря. Как Лазарь, по слову Христову, востал и снова ожил, так и сей, хотя и умер, но, востав в последней трубе, будет жить вечно.

    Молитвами друга Твоего Лазаря, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] По указанию Богослужебнаго Устава, чтение этого Синаксаря бывает - по шестой песни

     

    Текст приводится по изданию: Синаксарь в субботу Ваий (о святом Лазаре) // Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Репринт: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святой праведный Лазарь Четверодневный, епископ Китийский
    Протоиерей Александр Мень. Великий пост. Страстная седмица
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю Ваий
    Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье, Неделя Ваий)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100