|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Синаксарь во святый и великий вторник [1] Стихи: Великий вторник напоминает о десяти девах, Во святый и великий вторник совершаем память (евангельской) притчи о десяти девах. Господь наш Иисус Христос говорил такого рода притчи ученикам Своим, восходя в Иерусалим пред Своими страданиями. Есть и такие притчи, которые Он обращал к иудеям. Притчею же о десяти девах Господь преклоняет к милостыне и вместе с тем научает всех быть готовыми прежде конца. Еще раньше Он много говорил ученикам о девстве и о скопцах. И хотя девство заслуживает большаго уважения, ибо поистине велико, но чтобы кто, соблюдая одну только эту добродетель, не пренебрегал и о других, а преимущественно о милостыне, которою просвещается светильник девства, священное евангелие и предлагает настоящую притчу. Пять дев называет оно мудрыми за то, что к девству присоединили обильный и дорогой елей милостыни, а пять других - юродивыми, потому что они, хотя также отличались девством, но не имели соответственной милостыни. Потому и юродивы они, что, исполнив большее, пренебрегли о меньшем, и ничем не отличаются от блудниц, ибо последние побеждены плотию, а те - имуществом. Когда же преходила ночь настоящей жизни, воздремашася вся девы тыя, т. е. умерли, ибо под сном разумеется смерть. Но во время сна их в полунощи вопль бысть, и запасшиеся в изобилии елеем, когда отверзлись двери, вошли с женихом, а юродивые, на захватившие достаточно елея, стали его искать, когда проснулись. Мудрые же и хотели уделить (юродивым от своего елея), но так как прежде вшествия (т. е. в чертог) не могли, то и отвечали им, говоря: еда како не достанет вам и нам, идите же паче к продающим, т.. е. к нищим, и купите. Но это не исполнимо, ибо по смерти уже невозможно, что несомненно показывает и Авраам в притче о богатом и Лазаре, говоря: хотящии прейти отсюду к вам не возмогут (Лук. 16, 26). Тем не менее юродивые, пришедшие без света, вопиют, ударяя в двери: Господи, Господи, отверзи нам. Но Господь Сам изрекает оный страшный ответ: отыдите, говорит, не вем вас. Ибо, как увидите жениха, не имея вина милостыни? Итак, притча о десяти девах положена здесь богоносными отцами, чтобы научить нас всегда бодрствовать и быть готовыми к сретению истинного Жениха с благими делами и преимущественно с милостынею, ибо неведом день и час кончины; подобно тому как примером Иосифа научаемся стяжевать целомудрие, а смоковницею - приносить всегда плод духовный. Кто выполнил бы одно и даже большее, а другим бы, особенно же милостынею, пренебрег, тот не войдет со Христом в вечный покой, но со срамом возвратится вспять, ибо ничего нет прискорбнее и постыднее, как девство, побеждаемое пристрастием к богатству. Но, о, Женише Христе, сочетай нас с мудрыми девами, сопричти нас к избранному Твоему стаду и помилуй нас. Аминь. Примечания [1] Читается на утрени, пред пением двоепеснца. Текст приводится по изданию: Синаксарь во святый и великий вторник // Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 119-120. (Репринт с изд.: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.)
Рекомендуем также: Святитель Иоанн Златоуст. Беседа о милостыне и о десяти девах
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |