• На главную страницу
  • Разное
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Николай Нахимов

    Краткие сведения о церковных песнопениях

    Акафист. Антифоны. Богородичен. Гласы. Екзапостиларий. Икос. Ипакои. Ирмос. Канон. Кондак. Стихиры. Седальны. Тропарь.

     

    Акафист (по-гречески — акафистос гимнос, т. е. неседальный гимн, или гимн, который поется стоя). Такое название носит полный благоговейной поэзии гимн в честь Богоматери, состоящий из 25 песней (13 кондаков и 12 икосов).

    Кондаки, за исключением первого, заканчиваются псаломским: аллилуиа! (хвалите Господа!), а икосы — многократным повторением архангельского приветствия Пресвятой Деве: радуйся!

    Полагают, что акафист был составлен в первой половине VII века диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским (Писидия — провинция Малой Азии). Поводом к его составлению послужило счастливое, по заступлению Пресвятой Богородицы, окончание в 626 г. войны императора Ираклия с персами и аварами, в войске которых были и славяне, в том числе и наши предки, — после того как неприятель едва не овладел Константинополем.

    Патриарх Константинопольский Сергий ввел в то же время акафист в церковное употребление и назначил петь его в субботу пятой недели Великого поста.

    Впоследствии, по образцу первого акафиста, другими песнопевцами были сложены акафисты Иисусу Сладчайшему, Успению Пресвятой Богородицы, Кресту Господню, св. Апостолам, св. Иоанну Предтече, Архистратигу Михаилу, св. Николаю Чудотворцу, всем Святым и проч.; но в употребление греческой Церкви они не вошли.

     

    Антифоны, по-русски — противогласники, суть песнопения, заимствованные главным образом из псалмов и исполняемые попеременно на обоих клиросах, напр. Блажен муж... Работайте Господеви...

    На литургии антифоны поются перед малым входом и состоят: 1) на литургии вседневной из стихов 9, 92 и 94 псалмов с припевами, 2) на литургии воскресной: первый из 102 псалма, второй из 145 пс.; третий же антифон составляют Блаженны — Евангельские стихи, в которых Христос обещает блаженство за различные добродетели; 3) на литургии праздничной — из стихов различных псалмов, избранных более или менее применительно к празднуемому священному событию.

    Антифонами степенными называются те, которые поются на воскресной утрене и в праздники со всенощным бдением, применительно к 15 псалмам (119-133), называвшимся у евреев песнями степеней, или восхождения, потому что евреи пели их на 15 ступенях (степенях) храма Иерусалимского. В этих псалмах пророк Давид учит молиться об избавлении от бед и скорбей, указывая на вечный покой в обителях Сиона. Сообразно с этим, в степенных антифонах изображается восхождение от земли на небо, от земной жизни к вечной, небесной. Каждый антифон состоит из трех стихов: в первых двух изображается борьба духа человеческого с искушениями и страданиями; в последнем воспевается Св. Дух, как источник света, Творец жизни духовной.

    Чаще других из степенных поется антифон 4-го гласа: "От юности моея..."

    Антифонное пение было введено в Церкви св. Игнатием Богоносцем, учеником Ап. Иоанна, замученным в Риме в 107 году, и высоко ценилось такими столпами Церкви, как св. Василий Великий (+ 379 г.) и его друг св. Григорий Богослов. Последний говорит:

    "Смотри — ночь в Божьем песнопенье:
    Забыта немощь жен, мужей.
    .......
    В согласных антифонах песнь
    То долу, то горе парит,
    Несет хвалу Отцу небес!"

     

    Богородичен есть хвалебная песнь в честь Пресвятой Богородицы. Богородичны поются на вечерне в заключение стихир на Господи воззвах (см. ниже), после тропарей, седальнов, на каноне, на "блаженных" и пр. Воскресные богородичны, которые поются на Господи воззвах и на вечерних стиховнах, называются догматиками. Богородичны-догматики содержат в себе учение (догмат) о воплощении Сына Божия от Девы Марии, о Богочеловеке, соединившем в одном Лице неслиянно и нераздельно два естества, — Божеское и человеческое.

     

    Гласы. Православная греко-российская Церковь приняла от Церкви греческой 8 гласов, или музыкальных ладов, мелодий, на которых и основаны все наши церковные песнопения. Из многочисленных ладов, известных в древности на Востоке (число гласов, напр., у сирийцев доходит до 257), св. Иоанн Дамаскин избрал 8 наиболее простых и в то же время возвышенных, наиболее способных выразить различные настроения христианской души и наилучше соответствующих ее потребностям [1].

    Вообще св. отцы Церкви, ревностно заботясь об искусном пении, одобряли только пение благоговейное, скромное и порицали в нем театральность. "Несчастный бедняк, — говорил св. Иоанн Златоуст нескромному церковному певцу: — тебе бы надлежало с трепетом и благоговением повторять ангельское славословие, а ты вводишь сюда обычаи плясунов, махая руками, топая ногою, двигаясь всем телом". Блаж. Иероним, объясняя слова Апостола: поюще в сердцах ваших Господеви (Кол. 3, 16), говорит: "Пусть слушают это те, на которых лежит обязанность петь в церкви; пусть знают, что Богу должно петь не голосом, а сердцем и не так, как бы в трагедии — искусничать, нежиться, заставляя слушать в церкви театральные песни; напротив, со страхом нужно петь и с разумением".

    Первый глас есть самый торжественный, радостный и величественный. Мы слышим его в Пасхальном каноне св. Иоанна Дамаскина. Напев второго отличается медленностью, важностью и спокойным величием (оба канона на Богоявление). Третий характеризуется торжественною плавностью и умилительностью (канон на Сретение). Четвертый по торжественности и высоте духовного восторга примыкает непосредственно к первому (канон на Благовещение). Глас пятый уступает по торжественности первому и четвертому, но исполнен радостного чувства (канон св. Дамаскина на Вознесенье). Напев шестого считается наиболее способным возбуждать чувства сокрушения и покаяния (Канон великий св. Андрея Критского). Седьмой отличается важностью и мужественностью, вызывающею в слушателе духовную бодрость и надежду (канон св. Козьмы Маюмского на Пятидесятницу). Восьмой величественен, более медлен, нежели четвертый (канон на Преображение св. Иоанна Дамаскина) [2] .

     

    Екзапостиларий воскресный есть песнь, соответствующая по содержанию воскресному евангелию на утрене. Он читается или поется после канона. Поэтому всех воскресных екзапостилариев — 11, по числу воскресных евангелий. В них говорится о послании учеников Господних на проповедь о воскресении, о женах мироносицах, получивших повеление известить о нем же Апостолов, о явлении Самого воскресшего Господа Луке с Клеопою и Апостолам.

    В екзапостилариях праздников кратко выражается сущность последних. Греческое слово "екзапостиларий" происходит от слова εξαποστέλλειν, высылать, и указывает на то, что певец для исполнения этого песнопения выходил, как бы высылался, с клироса на середину храма.

     

    Икос содержит боле распространенное изложение мыслей, заключающихся в кондаке (см. ниже), и заканчивается теми же словами, что и кондак.

     

    Ипакои — см. седальны.

     

    Ирмос — см. канон.

     

    Канон есть ряд церковных песнопений, ирмосов и тропарей, тесно между собою связанных, как в музыкальном отношении (напевом, а в греческом подлиннике и определенным размером стиха), так и по содержанию. Последнее выражает дух и сущность празднуемого церковного события или подвигов чествуемого святого. В каноне сопоставляются ветхозаветные прообразы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета, изливаются благочестивые чувства, возбуждаемые в душе различными действиями Божественного созидания нашего спасения. Канон разделяется обыкновенно на 9 песней [3], состоящих каждая из ирмоса и следующих за ним нескольких тропарей. Последние сообразуются со своим ирмосом в ритме, тоне, а также содержании.

    Число песней канона соответствует последовательно 9 песням Св. Писания, из которых ирмосы и берут свое содержание.

    Восемь первых из этих песней были известны у иудеев под именем "гимнов отцов": 1) песнь Израиля на берегу Чермного моря (Исх. гл. 15); 2) обличительная песнь Моисея (Второз. гл. 32); 3) хвалебная песнь Анны, матери Самуила (1 Царств. 2, 1-10); 4) песнь пророка Аввакума (Авв. гл. 3); 5) песнь пророка Исаии (Ис. гл. 26); 6) песнь пророка Ионы (Ион. гл. 2); 7 и 8) песни трех отроков в печи Вавилонской (Дан. 4, 26-57; 3, 56-91). Девятая песнь заимствует содержание из песней новозаветных — славословия Пресвятой Девы или славословия Захарии, отца Иоанна Крестителя. Под царством фараона в первой песни Церковь новозаветная разумеет царство диавола и греха, под Израилем — христиан, которых Господь Иисус Христос Своим воскресением перевел от смерти к жизни, с земли на небо (Ср. песнь 1 Пасхального канона). В неплодной Анне (п. 3) она видит церковь язычников, которые до обращения в христианство были бесплодны добрыми делами. Вспоминая пророка Аввакума (п. 4), получившего откровение о Спасителе и радующегося предстоявшему пришествию Его для спасения народа Своего, Церковь воспевает пришедшего Искупителя и прославляет Его за совершенное Им спасение наше. Пророк Исаия изобразил Мессию умножающим число служителей Божиих на земле, прославляющим Себя и воскрешающим мертвых. Церковь, видя исполнение пророчества, в песни 5 прославляет Спасителя и молится о распространении на земле веры в Него. Пророк Иона в своей молитве из чрева кита просит Бога о своем спасении. В этом пророке Церковь усматривает (п. 6) прообраз Христа, погребенного и в третий день воскресшего, а также образ каждого грешника, плавающего по бурному морю житейскому, потопляемого грехами и готового сделаться добычею зверя-диавола, а потому и молит Спасителя о помощи. В раскаленной, но даже не опалившей трех отроков Вавилонской печи (п. 7) Церковь видит прообраз Божией Матери, безсеменно и девственно зачавшей и родившей Спасителя, и молит Бога об озарении нас огнем Божества. В 8-ой песни Церковь, следуя примеру тех же трех благочестивых отроков, призывает все творение к прославлению Творца и Спасителя. Девятая песнь канона посвящается прославлению Матери Божией.

    Творцами канонов были св. Иоанн Дамаскин (+ 776-780 гг.), которому, кроме канонов на двунадесятые праздники, принадлежит до 45 канонов в честь святых (весьма важен его воскресный канон 7-го гласа, так как в нем содержится почти вся христианская догматика), современник и друг Дамаскина Козьма, еп. Маюмский, блаж. Феофан еп. Никейский (+ 843 г.), Иосиф Песнописец (+ 883 г.), св. Феодор Студит (+ 826 г.), св. Андрей Критский, творец между прочим Великого канона (+ 713 г.), и многие другие.

     

    Кондак содержит изложение сущности праздника и представляет собою по большей части древнейшую молитву Церкви в честь праздника. Кондак можно назвать темою, а икос ее развитием. Икос следует за кондаком и без него не бывает. Кондак праздника поется после 6-ой песни канона.

    Из церковных поэтов, слагавших кондаки и икосы, наиболее знаменит особенно выдававшийся своим поэтическим дарованием св. Роман Сладкопевец, живший во 2-ой половине V-го века. Предание говорит, что это дарование было им получено от Богородицы, явившейся ему во сне в ночь на Рождество и подавшей свиток, с повелением его съесть. Исполнив это, Роман встал, пошел в церковь и, взошедши на амвон, запел свое знаменитое: Дева днесь пресущественнаго раждает.

     

    Стихиры суть песнопения, составленные по образцу ветхозаветных псалмов и песней, носивших у евреев то же название. Так, в греческом часослове песни Моисея, Анны, пророка Аввакума называются стихирами. Новозаветные стихиры, излагая сущность праздника или воспевая подвиги святых, тем самым указывают на исполнение ветхозаветных обетований, прообразов и пророчеств о Спасителе, и поются после стихов из Св. Писания Ветхого Завета, от которых и заимствуют особые названия: 1) стихиры на Господи воззвах поются на вечерне после пс. 140 "Господи, воззвах" и имеют перед собою стихи из этого, а также из 141 и 129 псалмов; 2) стихиры на стиховне, которым предшествуют стихи из различных псалмов, применительно к воспоминанию дня; 3) стихиры хвалитные, или на хвалитех (в конце утрени), которым предшествуют стихи из хвалитных псалмов (148, 149 и 150), где часто повторяется слово "хвалите"; 4) стихиры на литии (в большие праздники), которые перед собою стихов из псалмов не имеют. Последнею стихирою всегда бывает богородичен (см. выше).

    Наиболее древние из наших стихир относятся к V веку и приписываются патриарху Константинопольскому Анатолию, имя которого и носят: "Анатолиевы".

     

    Седальны суть песнопения, во время исполнения которых молящимся дозволяется садиться для слушания следовавшего за ними чтения из Св. Писания или жития святого. Седальны положены на утрене после кафизм, после полиелея, 3-ей песни канона — "пред чтением". Их нет после тех кафизм, за которыми не следует чтения. В наиболее торжественные праздники седальны пелись обоими клиросами стоя, как кондаки, и назывались ипакои .

     

    Тропарь — краткое песнопение, составленное в честь праздника или святого, в котором кратко излагается сущность праздника или выдающиеся черты земной жизни святого.

     

    Примечания:

    [1] Недельные церковные песнопения расположены по 8 гласам, из которых каждый употребляется в течение одной недели, в книге, называемой Октоихом (Восьмигласником) и составленной первоначально св. Иоанном Дамаскиным. В греческом Октоихе каждый глас заключает в себе службу одного воскресного дня, а именно стихиры на Господи воззвах и на стиховне, седальны, антифоны, каноны, стихиры хвалитные, блаженны, а из канонов — воскресный, крестовоскресный и богородичный. Но из числа стихир, ирмосов и тропарей, составляющих греческий Октоих, св. Дамаскину принадлежат не все; так, например, стихиры Анатолиевы, екзапостиларии, троичные каноны составлены другими лицами. Наш славянский Октоих у греков называется Параклитиком, и его службы на дни недели, расположенные по порядку 8 гласов, составлены не Дамаскиным, а Иосифом Песнописцем и другими (См. Архиеп. Филар. "Истор. обз. песноп.").

    [2] См. Ев. Ловягин. "Богослужебные каноны на греч., слав. и русск. яз.".

    [3] Надлежит, однако, заметить, что в канонах праздничных недостает 2-ой песни, соответствующей по содержанию покаянной песни Моисея. Есть каноны (Великопостные и Страстной седмицы), состоящие лишь из двух или трех песней и называемые поэтому двупеснцами (напр. канон на Великий Вторник) и трипеснцами (канон на Великие Понедельник, Среду и Пяток).

     

    Текст приводится по изданию: Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. М.: Донской Монастырь при участии Русского Духовного Центра, 1994. (Репринт.) С. 315-322.

     

     

    Рекомендуем также:

    Н. Нахимов. Краткие сведения из истории православного богослужебного чина
    Протоиерей Александр Мень

    "Дом народа Божия"

    Вечер в храме

    Великий пост. Страстная седмица

    Протопресвитер Александр Шмеман
    Литургия Преждеосвященных Даров - история и смысл

    Постная триодь - богослужебная книга Великого поста

    О Таинстве Крещения
    О поклонах при богослужении
    Свечи и их значение

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100