• На главную страницу
  • Разное
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    О поклонах при богослужении

     

    О поклонах при всяком богослужении

     

    Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

    - при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

    - на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

    исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

    - на «Отче наш...» (в начале) — поклон;

    - в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) - поклон;

    - при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

    - на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

    - на каждом иерейском возгласе — по поклону.

     

    О поклонах во время всенощного бдения

     

    - в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

    - в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» - 3 крестных знамения (без поклонов!);

    - во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) - по земному поклону;

    - на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения - по поклону;

    - перед целованием святого Евангелия или святой иконы - 2 поклона;

    - после целования - 1 поклон;

    - на каноне, при всех припевах всех девяти песен - по поклону;

    - на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» - по поклону;

    - на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

    - после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

     

    О поклонах во время литургии

     

    - за всеми ектениями на всех прошениях — по поклону;

    исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

    - на всех иерейских возгласах — по поклону;

    - после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

    - на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

    - на «Господи, спаси благочестивыя» - поклон;

    - на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

    - на Трисвятом - 3 поклона;

    - на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него - по поклону;

    - при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

    - по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» - 3 поклона;

    - в начале Символа веры - крестное знамение без поклона;

    - в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых...» - поклон;

    - на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

    - на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» - земной поклон;

    - при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пийте от нея вси...» — по глубокому поясному поклону;

    - по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) - земной поклон;

    - после «Достойно есть» или Задостойника - поклон;

    - на «Отче наш», в начале — земной поклон;

    - на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон;

    - на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;

    - при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

    - после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся - поясной;

    - при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся - земной поклон, а причащавшиеся - поясной;

    - при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

     

    Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

     

    - при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, - преклонить голову, без крестного знамения;

    - при отпусте без Креста - преклонить голову, без крестного знамения;

    - при чтении Евангелия - стоять с преклоненной головой;

    - при каждении - отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

    - при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» - преклонить голову;

    - при отпусте с Крестом - поклон с крестным знамением;

    - при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

    - при осенении молящихся свечами или рукою - поклон без крестного знамения.

     

    Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор- составитель Е. Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля

     

     

    Рекомендуем также:

    Свечи и их значение

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100