|
Библиотека “Халкидон” ___________________ О Великом каноне святого Андрея Критского
«Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достойно ублажает творца «Великого канона», преблаженного пастыря Критской церкви святого Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению. По всей справедливости бессмертному творению Критского пастыря приличествует также в равной мере наименование — «Канон покаянный» или «умилительный». В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них — равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию. Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история в главнейших представителях благочестия и нечестия, обращения к Богу и нераскаянности во грехе. Помимо примеров из священной истории творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и восстановления в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства. Покаянный, или Великий, канон, читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста, и потом полностью на утрени в четверг пятой седмицы. По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем, исключая обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Сначала он имел только 210 тропарей, по времени признательная Церковь присоединила к его составу еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, заслуживая наименование «великого» произведения по своему содержанию, высоте мыслей и силе выражения, канон святого Андрея называется также Великим и по своей обширности (все другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим более). Собранные в Великом каноне святого Андрея Критского и заимствованные творцами его из библейских сказаний «уроки покаяния» изъяснены в прекраснейшей книге преосвященного Виссариона, епископа Костромского (С.-Петербург, изд. Тузова, 1897). При всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления достоинстве, «Великий канон» святого Андрея Критского тем не менее содержит в себе весьма немало трудностей для понимания. Общая всем вообще церковным канонам, а в частности и преимущественно «канону великому», неудобопонятность (в славянском их переводе) зависит главным образом от того, что обилие мыслей выражается в них немногими словами, а с другой стороны, от дословного, и притом не всегда точного, их перевода на славянский с греческого. В устранение означенного недостатка, присущего Великому канону, последний обычно печатается с параллельным ему русским переводом.
Текст (с сокращениями) приводится по изданию: Предисловие // Великий канон. Творение святаго Андрея Критскаго. — М.: Трифонов Печенгский монастырь, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово. 2003. С. 3-5.
Рекомендуем также: Святитель Андрей, архиепископ Критский Великий пост. Недели приготовительные к Великому посту
Copyright © 2006-2009 Библиотека "Халкидон" |