|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Великий пост. Недели приготовительные к Великому посту Великий пост, или святая Четыредесятница, бывает пред праздником Пасхи и вместе со Страстной седмицей, которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни и страданий Христа Спасителя, продолжается 7 недель. Пост святой Четыредесятницы установлен святыми апостолами в подражание Великому Учителю их, Господу нашему Иисусу Христу, постившемуся пред вступлением в великое общественное служение Свое сорок дней (Мф. 4: 2). Называется он Четыредесятницей, потому что продолжается четыредесять, то есть сорок дней, не считая Страстной седмицы; называется он Великим, как по своей продолжительности, так особенно по важности и значению его для православного христианина. Пост святой Четыредесятницы служит для верующих временем приготовления к достойному приобщению Святых Таин Христовых и к светлой и радостной встрече Пасхи Христовой - Светлого Воскресения Христова. Особенною строгостию отличается этот пост и в употреблении пищи. Церковный устав запрещает употребление в пище масла в этот пост, исключая суббот, воскресений и некоторых других дней, как-то: 24 февраля [1], 9 марта, четверга 5-й недели Великого поста и Великого четверга. Рыба же разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в неделю Ваий (праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье). Ввиду столь великого значения поста святой Четыредесятницы Святая Церковь Православная приготовляет к нему верующих чад своих рядом особых недель (воскресений) и седмиц. Первая из приготовительных к Великому посту недель есть Неделя о мытаре и фарисее; она бывает за 70 дней до Пасхи. В чтении в эту неделю Евангельской притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18: 9-14) и во всей службе своей св. Церковь указывает верующим чадам своим на смирение как на истинное начало и основание покаяния, и на гордость как на главный источник греха и препятствие к покаянию. С этой недели и кончая Великой Субботою в церковном богослужении употребляется Триодь постная, содержащая молитвословия приготовительных к посту недель и дней Великого поста. Вторая - Неделя о блудном сыне. В читаемой в эту неделю Евангельской притче о блудном сыне (Лк. 15: 11-32) св. Церковь для возбуждения к покаянию плененных греховными привычками людей изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога; а для утешения и ободрения тех, которые, подавляясь сознанием тяжести грехов своих, впадают в безнадежность и отчаяние, - представляет образ покаяния развращенного сына и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, Который приемлет всякого кающегося грешника, и потому грешник, ввиду приближения времени покаяния, не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании. Третья - Неделя Мясопустная (Мясопуст - прекращение вкушения мяса, а попросту - заговенье на мясо) или о Страшном суде - по читаемому в эту неделю Евангелию о Страшном суде (Мф. 25: 31-46) и изображению его во всей службе церковной. Напоминанием Страшного суда св. Церковь представляет сильнейшее побуждение к покаянию для грешников и указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Господь Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, и на Страшном суде воздаст каждому по делам его; поэтому грешники не должны злоупотреблять долготерпением Божиим и быть беспечными о своем спасении. В следующую за этой неделей седмицу Сырную св. Церковь запрещает мясную пищу, а дозволяет вкушать только сыр и яйца (почему и седмица называется сырною), чем и возводит верующих на высшую степень подготовительного пред Великим постом воздержания. Св. Церковь седмицу эту называет преддверием божественного покаяния, светлым предпутием поста, началом умиления и покаяния. В просторечии же она называется "масляной" или "масленицей". Четвертая - Неделя сыропустная (заговенье на сыр и яйца). В молитвах и песнопениях этой недели (воскресенья) Св. Церковь воспоминает грехопадение прародителей Адама и Евы, раскрывает, что оно произошло от невоздержания и желает показать нам чрез это, как гибельно невоздержание и как спасителен пост. В чтениях из Евангелия и Деяний св. апостолов Св. Церковь указывает, что пост должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы, и состоять в нелицемерном, пред очами Отца Небесного, исполнении правил прощения и неосужденном отношении к ближним. На этом учении о прощении грехов ближним основывается обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, почему и самый день в просторечии называется "прощеным воскресеньем". Примечания: [1] Даты приводятся по старому стилю. Текст подготовлен на основе издания: Краткие жития святых на весь год. М.: Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь, б. г. (Репринт.). С. 283-285.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |