• На главную страницу
  • Разное
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    О Таинстве Крещения

     

    Наречение имени

    Согласно Уставу Православной Церкви в восьмой день по рождении священник нарекает младенцу имя.Наречение имен не так маловажное дело, как думают люди, которые лучше помнят имена, нежели знают существо и отношения предметов. Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой. В наречении имен Патриархами не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение, - как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения, дал ему новое имя: не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, яко отца многих языков положих тя (Быт. XVII, 5). Святая Церковь, зная, что не многие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому”, - поучает богомудрый святитель Филарет, митрополит Московский.

    Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как это было, например, при наречении имени прп. Феодосию Печерскому. Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду, что только через имя, освященное молитвой и благословением Церкви, их ребенок может участвовать в Таинствах.

    Имя христианина - свято. В Церкви принято давать крещаемым имена чтимых в ней святых, внесенные в Православный месяцеслов (святцы). В Русской Православной Церкви наиболее полный месяцеслов публикуется в календаре, издаваемом Издательским Советом.

    Церковное имя при Крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится Небесным покровителем крещаемого. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение новорожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти святого. Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, то нужно определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Бывает, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого, или же по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет Небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела, а на церковном языке - днем тезоименитства. Такое же правило применяется в том случае, если человек крещен (к примеру, в раннем детстве), однако не знает, в честь какого святого совершалось Крещение. Надо отметить, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались - вместо этого отмечали именины.

    Обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного человека, наличия у него божественного дара “личности”. Из ощущения святости имени развилась традиция нарекать имя какого-нибудь святого, то есть имя, уже реализованное как святое каким-либо христианином. Это делается не только из стремления обрести Небесного покровителя; это плод живого опыта Церкви как сообщества святых”, уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека. В свете этой традиции какой печальной и трагической представляется современная десакрализация человеческого имени, сведение его ко всякого рода вульгарным кличкам, растущее безразличие к христианскому пониманию слова вообще и имени в частности. Имена, освященные подвижнической жизнью святых, надо употреблять с той же любовью и уважением, с какими мы призываем единственное и святое Имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

    В день наречения имени младенцу участники этого события: священник, родители, будущие восприемники от купели Крещения, принесшие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом. Основное содержание молитвы восьмого дня, которую произносит священник, сосредоточено на младенце. В ней говорится, что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих оттого, что он “придет в земной храм и будет участником спасения”.

    “Господи Боже наш, Тебе молимся, - читает священник в последовании, - и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях егода по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем”. Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в завершение молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им - Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм "по обычаю законному".

    В наши дни имя младенцу, как правило, нарекается при совершении над ним Таинства Крещения.

     

    Восприемники при Таинстве Крещения

    С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Восприемник или крестный родитель в день совершения Таинства Крещения обязуется перед Богом заботиться о воспитании крестника или крестницы в вере во Христа, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию и любви. В Таинстве Крещения между восприемником и крестником устанавливаются отношения духовного родства.

    Согласно церковному правилу необходимым считается только один восприемник - мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Однако на протяжении последних столетий получил широкое распространение сохраняющийся и до сего дня обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

    Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего уверенностью в том, что будущий крестный действительно является православным христианином, живущим по заповедям Христовым в общении с Православной Церковью.

    Восприемниками не могут быть неверующие, некрещеные, иноверные, несведующие в Православии, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном другого семейства.

    При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестников на протяжении всего чинопоследования Таинства Крещения. Являясь поручителями за своего крестника, они приносят за него обеты Богу.

    Первый обет, произносимый восприемником, - это отречение от дьявола и всех дел его, обещание не грешить, не следовать внушениям врага рода человеческого, не противиться воле Божией, но во всем исполнять ее.

    Второй обет - обещание веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему. Чтобы засвидетельствовать об этом, крестный читает Символ веры, который каждому православному следует знать наизусть.

    Если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку - крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец возвращается на руки восприемнику того же пола, что и младенец.

    Крестные родители должны преподавать крестникам духовные знания: совместно молиться, посещать богослужения, участвовать в Святых Таинствах Церкви, в духе православной святоотеческой традиции изучать Священное Писание, собственным примером помогать утвердиться в благочестии, в делах добра и любви.

    Не нужно пугаться тем, кто намерен стать восприемником, но не в полной мере соответствует тем требованиям, о которых сказано выше. Никогда не поздно заняться духовным самообразованием, в особенности если это делается не только для себя, но и ради другого человека. В настоящее время имеется множество изданий, в доступной форме излагающих основы Православия. В случае возникновения недоуменных вопросов нужно обращаться за советом к священнику.

    Крестные должны молиться об утверждении в вере своего крестника или крестницы, могут давать крестникам добрые советы, дарить им иконы и духовные книги, благословлять их на брак, подкрепляя авторитет родителей.

    Крестным необходимо помнить, что в день Страшного Суда они воздадут Богу ответ о воспринятых от купели Крещения.

     

    Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2006. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 151-152.

     

     

    Рекомендуем также:

    День Ангела

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100