|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Протоиерей Александр Мень Вечер в храме Из книги "Православное богослужение. Таинство, Слово и образ" Для того, кто хочет накануне воскресной Литургии подготовиться к ней молитвой, двери храма, по крайней мере в городах, вечером открыты. Прошла неделя с ее заботами и трудами, печалями и радостями; настал час оглянуться назад, собраться с мыслями, побыть в сосредоточенности перед лицом Божиим, испытать совесть, углубиться в размышление и молитву. Вечернее время сама Библия рекомендует как "благоприятное" для молитвенного предстояния. На ветхозаветном алтаре приносилась жертва, а служители при заходе солнца зажигали светильники — знак души, горящей огнем веры (Исх 30, 8). После разрушения Храма этот обычай остался в домашней молитве иудеев и был усвоен новозаветной Церковью. Когда зажигали свечи или лампады, в христианских домах читалось "светильничное благодарение" [1]. Так было положено начало церковной вечерни. Ее последование посвящалось Христу как "Свету мира" [2]. Вечерня состояла из библейских псалмов и трех гимнов древней Церкви. В общих чертах такой порядок удержался до наших дней. Вечерня В конце XVIII века русский архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) обратил внимание на то, что структуру вечерни можно рассматривать в свете Истории Спасения — от создания мира до явления Христа [3]. И в самом деле, вечерня начинается 103 псалмом, который прославляет Бога-Творца: "Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело..." Монументальный, торжественный, он всем своим строем как бы передает дыхание природы, ее многообразие. Здесь все: и мировой огонь — служитель Предвечного, и ветры, и горы, и животные в лесах, и, наконец, — человек, выходящий утром "на дело свое"... Основное чувство псалма — благодарность и восхищение души, созерцающей величие тварного мира. Библейский поэт говорит не только о безмерном, подавляющем воображение, его взгляд останавливается и на птицах, гнездящихся в зелени кедров, и на зверьках, скрывающихся среди камней. Он знает, что даже самое неприметное и малое в мире таит великие чудеса: "Вся премудростию сотворил еси!" Недаром 103 псалом вдохновлял поэтов разных времен и народов. Известно, например, его переложение, написанное Ломоносовым; мотивы этого псалма можно найти в знаменитой оде Державина "Бог" и в Прологе "Фауста". За обычной вечерней псалом читается, а когда его поют (в извлечениях) накануне воскресного дня или праздника, то открываются царские врата. Служащий обходит весь храм с кадильницей, и храм наполняется благоуханием ладана. Вслед за тем царские врата закрываются. Архиепископ Вениамин считал это символом грехопадения, когда между человеком и Богом возникла преграда. Люди, возмечтавшие "быть как боги", оказались во тьме и, осознав свое отступничество, взывают к Творцу о помощи... Призывом диакона (или священника): "Миром Господу помолимся!" — открывается великая ектения [4]. Это молитва о "мире всего мира", о "соединении всех", о Церкви, о родной стране, о "временах мирных", о плавающих, путешествующих, страждущих, недугующих, плененных, об избавлении "от скорби, гнева и нужды". Заключительный призыв говорит о предании всей нашей жизни Христу Богу. После того — как ответ на молитву — звучит псалом 1: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет". Византийские богословы (в частности, Симеон Солунский) усматривали в псалме указание на Христа как на образ истинной "праведности", а русские толкователи видели в этом моменте вечерни напоминание о Законе Ветхого Завета. Эти два понимания не исключают друг друга. Важно, что, произнося слова псалма и слушая его, верующие каждый раз вновь встают перед выбором пути. Еще в апостольское время проповедь, обращенная к людям, вступающим в Церковь, начиналась словами: "Есть два пути: один — жизни, и один — смерти; велико же различие между обоими путями" [5]. Прежде во время псалмопения люди обычно сидели, поэтому служащий, призывая всех встать для молитвы, говорил: "Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся!" Этими словами начинается вторая, малая ектения, имеющая всего одно "прошение". За малой ектенией следуют слова из псалма 140. Они выражают тоску человека о Боге, желание служить Ему от всего сердца. Вместо даров на алтаре он приносит Господу свое молитвенное воздыхание. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... Вновь совершается каждение всей церкви и поются стихиры, гимны, относящиеся к празднику или святому данного дня. Стихиры в субботу завершает "догматик", посвященный тайне явления в мир Богочеловека. Во время пения "догматика" начинается обряд входа, который пришел к нам из Иерусалима и связан с обычаями, существовавшими при храме Гроба Господня. Богомольцы собирались в церковь задолго до начала службы и пели псалмы, гимны и молитвы. Епископ же приходил позже и в торжественной процессии вступал под своды храма. Нечто подобное этому порядку осталось и в нынешнем архиерейском служении. Когда вечерню совершает священник, он выходит северными дверями из алтаря. Перед ним несут свечу (в память о вечернем возжигании светильника), и он становится напротив царских врат. Как только смолкает "догматик", диакон возглашает: "Премудрость, прости!" [6] — и священнослужитель, благословив молящихся, направляется в алтарь. В этот момент поют "вечернюю песнь" — один из древнейших христианских гимнов. Он сохранился от эпохи гонений. Свете тихий Пока звучит "вечерняя песнь", священник молится, стоя к востоку от престола, рядом с горним местом, где находится "седалище" епископа. Потом следует чтение из Ветхого Завета (паремии), которое предваряют стихом из Псалтири (прокимном, т. е. "предварителем"). В наше время паремии читаются только под большие праздники, но прокимен после "входа" произносится всегда. Вечерних прокимнов семь - на каждый день недели. После прокимна и ектении поется вторая песнь древней Церкви: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." и следует четвертая ектения. Накануне больших праздников за ней идет лития (от греч. "лите" — усердная молитва), обряд, унаследованный от монастырей Палестины и Афона. В древности он состоял из процессии к святыням обители, замененной позднее выходом в притвор (сейчас - в западную часть храма). У святынь молились за живых и усопших, и затем совершалась братская трапеза, перед началом которой освящались хлеб, вино и елей. В современной литии сохранилось только это освящение. Оно напоминает о том, что земная пища посылается нам "Подателем жизни", что даже такой обыденный акт, как подкрепление сил пищей, должен происходить перед лицом Божиим. Предстоятель произносит молитву: Господи Иисусе Христе Боже наш, Завершается вечерня стихирами и гимном праведного Симеона, того старца, который, взяв на руки Младенца, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, Это было одно из песнопений первохристианской церкви Иерусалима и более того: как думают некоторые исследователи, оно сложилось еще накануне Рождества Христова в среде людей, веривших в скорый приход Мессии [7]. "Ныне отпущаеши" — как бы итог ветхозаветной Истории Спасения и благодарственная хвала грядущему Господу. Утреня Как мы уже говорили, в праздники Рождества и Пасхи, а в некоторых монастырях и в иные дни вечерня смыкалась с молитвами, которые продолжались до утра. Хотя такие все-нощные богослужения теперь редки, вечерня, соединенная с утреней, сохранила название "всенощного бдения". В начале утрени звучит вифлеемское благовестие: Слава в вышних Богу, В храме гасятся светильники, чтобы полумрак способствовал молитвенной сосредоточенности. Начинается чтение шести псалмов (Шестопсалмие), обычай, заимствованный из иудейской практики евангельских времен. Первый псалом (3) — это вопль души, истерзанной скорбями, которая только в Небесном Отце видит свое упование; во втором псалме (37) человек исповедует перед Богом свою греховную немощь; третий псалом (62) — голос мистической жажды; четвертый (87) — песнь муки и надежды; пятый (102) — гимн благодарения; шестой (142) выражает торжество над злом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, которую предваряет Шестопсалмие. После нее звучит пение: "Бог Господь, и явися (т. е. явился) нам; благословен Грядый во имя Господне", а затем читаются "кафизмы", отрывки из псалмов, которые полагалось слушать сидя. На всенощной после кафизм следует торжественное прославление любви и милосердия Божия, полиелей. Полиелей начинается песнопением, составленным из стихов Псалтири ("Хвалите имя Господне..."). После каждения всего храма поется "величание" святому или празднику и читается Евангелие, а затем присутствующие подходят приложиться к праздничной иконе и Евангелию. В память о братских трапезах первых христиан, которые сопровождались помазанием благовонным маслом, епископ (или священник) начертывает елеем знак креста на челе подходящих к иконе праздника. Пока люди прикладываются, хор поет канон утрени. Слово "канон" означает правило. В древности каноном назывались тексты, собранные в определенном порядке, который освящен традицией. Канон утрени состоит из девяти "песней". Каждая из них сложена по образцу какого-нибудь библейского гимна. В соответствии с праздниками и временем церковного года текст и мелодия меняются. Неизменными остаются только темы из Священного Писания: 1. Песнь Моисея после избавления от всадников фараона (Исх 15). 2. Обличительная песнь Моисея (Исх 32). Вторая песнь в каноне обычно опускается (кроме времени поста). 3. Песнь Анны, матери пророка Самуила (I Цар 2). 4. Гимн пророка Аввакума, предвосхищающий приход Бога-Избавителя (Авв 3). 5. Пророчество Исаии о рождении Эммануила (Ис 7). 6. Молитва "из бездны", включенная в Кн. Ионы (2). 7 и 8. Гимн отроков, исповедующих перед язычниками свою веру (Дан 3). 9. Благодарственная песнь Захарии, отца Иоанна Крестителя (Лк 1). В некоторых случаях тема варьируется настолько свободно, что неискушенному слушателю трудно уловить ее "каноническую" библейскую основу. Привести здесь все вариации невозможно, но вот несколько характерных примеров. Первая песнь, перекликающаяся с темой Исхода, в заупокойной всенощной начинается словами: "Яко по суху, пешешествовав Израиль по бездне стопами...", а в дни, посвященные Кресту Христову: "Крест начерта Моисей, впрямо жезлом море Чермное пресече, Израилю пешеходящу..." Начало песни отроков еврейских в заупокойной службе: "Из пламене преподобным росу источил еси..."; в рождественской: "Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше...", в каноне к причащению эта песнь звучит так: "В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа и превозносите во вся веки". Перед девятой песнью канона звучит "Песнь Богородицы" <...>. Она соткана из ветхозаветных псалмов и прославляет Бога, Который "низложил сильных с престолов, вознеся смиренных" (Лк 1, 46-55). Каждую строфу сопровождает рефрен "Честнейшую Херувим...", как бы отвечающий на предвидение Девы Марии — "Отныне ублажат Мя вси роды". *** Всенощная заканчивалась с утренней зарей. Уже рассеивался ночной мрак, когда предстоятель восклицал: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" Известно, что эта молитва на восходе солнца существовала в самом начале II века. О ней упоминает губернатор Вифании в своем рапорте императору Траяну. Невольно представляешь себе окраины античного города, стены, старые памятники, выступающие в предрассветном сумраке, и толпу христиан, которые ждут восхода. Но вот над крышами домов и соснами вспыхивают первые лучи... Не так ли явился в мир и Он, сказавший о Себе: "Я Свет миру"? СЛАВА ТЕБЕ, ПОКАЗАВШЕМУ НАМ СВЕТ! И доныне звучит в храмах песнь первых христиан: "Слава в вышних Богу..." Это — великое славословие, которое можно назвать жемчужиной всего чина утрени. Завершается утреня двумя ектениями и благословением народа. Примечания: [1] См. указания на это писателей III в. в кн.: Н. Д. Успенский. Православная вечерня. - Богословские Труды. Сб. I. М., 1960, с. 8 сл. [2] См.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II. СПб., 1857 [3] Архиеп. Вениамин (1738-1811), известный знаток церковных древностей, изложил свое толкование службы в книге "Новая Скрижаль". Впервые она была опубликована в 1803 г. и пользовалась широкой популярностью (вышло 18 ее изданий). Комментариям архиеп. Вениамина следовали все другие литургисты до тех пор, пока не наступила новая фаза в развитии исторической литургики. [4] Греч. слово "эктения" означает "прошение". [5] Учение XII апостолов, I. [6] "Стойте прямо!" - призыв ко вниманию. [7] См.: J. Galot. Marie dans l'Evangile. Paris, 1958, p. 37
Рекомендуем также: Протоиерей Александр Мень Протопресвитер Александр Шмеман. Литургия Преждеосвященных Даров - история и смысл Н. Нахимов О Таинстве Крещения О поклонах при богослужении Свечи и их значение Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |