• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

     

    § 1.

    Воспоминание усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается Православной Церковью 29 августа (11 сентября по новому стилю).

    Традиция празднования Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа сложилась к V в. Этот праздник упоминается в армянском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Чтение Деяний Апостольских на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, указанное в этом памятнике (Деян. 13. 16-42), сходно с принятым в современной практике Православной Церкви (33-е зачало, Деян. 13. 25-32) [1]. Усекновение главы Иоанна Крестителя под 29 августа значится в Иеронимовом Мартирологе [2].

    Собственно, как указывал проф. В. В. Болотов, дата усекновения главы Иоанна Предтечи неизвестна. Почему же Церковь установила воспоминание усекновения главы Крестителя именно 29 августа? В. В. Болотов выдвигал гипотезу, согласно которой праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи был установлен впервые в Александрийской Церкви в противовес празднествам александрийского Нового года. 29 августа соответствует 1-му тоут александрийского календаря, то есть первому дню нового года в Египте. В Армении также праздник Крестителя установили 1 навасарда, то есть в первый день новолетия. Таким образом, Церковь устанавливает свое печальное воспоминание мученической смерти Крестителя Господня Иоанна на языческий Новый год [3].

    Архимандрит Киприан (Керн) отмечал, что в установлении дат тех или иных празднований «Церковь руководствовалась нередко своими особыми, так сказать „педагогическими“ или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев», стремилась заменить какое-либо языческое празднество воспоминанием о христианских событиях [4].

    Проф. В. В. Болотов писал: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в единого христианского Бога значило сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские сношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством… Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих и многих становилось потом психологически невозможно участвовать в „festi conventus civium et communis laetitia“. Кто утром слышал о том, как среди шумного пира повелено было усекнуть голову большего в рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено» [5].

    Правда, говорил В. В. Болотов, позднéе воспоминание усекновения главы Иоанна Предтечи в коптских календарях все же перенесли на 2 тоут. Это было сделано, с одной стороны, «ввиду того, что для естественных человеческих представлений Новый год - день светлый и начинать его воспоминанием усекновения главы Крестителя печально». С другой стороны, Церковь уже в значительной степени восторжествовала над языческими элементами новогодних празднеств [6].

     

    * * *

    День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи относится в Православной Церкви к великим недвунадесятым праздникам. Это последний великий праздник в церковном году [7].

    Входящий в состав современных богослужебных книг канон на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи написан преподобным Андреем Критским († 740), автором знаменитого покаянного Великого канона [8].

    День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. К таким же скорбным праздникам можно причислить Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября): как и Усекновение главы Иоанна Предтечи, это день, в который по уставу полагается однодневный пост, несмотря на праздничную службу [9].

    По наиболее распространенным объяснениям, строгий пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен «для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя» [10], «как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка» [11]. Согласно современному Типикону, пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять в воздержании не только от мяса, сыра и яиц, но и от рыбной пищи. «На Воздвижение Честнаго Креста, и на Усекновение Предтечи не ядим рыбы, но елей и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых» [12].

    В Типиконе находим интересное рассуждение о посте в праздник Усекновения главы святого Иоанна Крестителя.

    «Зри постнаго сего устава на Усекновение честныя главы Предтечевы, древними святыми отцы в сей день завещаннаго. Суть убо нецыи предают качеству быти тогда снедей, а не посту, о том бо не возмогохом ничтоже обрести написано в различных типицех: но паче достоит в той день всяко воздержатися постом, за истину пострадавшаго пророка, и проповедавшаго во аде Господа. Разрешению же быти точию на древяное масло, и прочая от различных овощнаго плода, и по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго. Всяко бо достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети воздержательнаго ради жития святаго, и скверноубийственнаго кровопролития его от Ирода: понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием, и различных животных закланием и кровопролитием. Нам же ниединаго от таковых животных, из нихже кровь изливается, но ниже рыб (кровь бо имеют, аще и в воде жительствуют, и от тварей животных суть) подобает вкушати: да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию. Како бо Крестителево честное усекновение почтити восхощем? Мясо ли хощем ясти, или от иных различных брашен многоценных? А он живяше в пустыни безводней, и безтравней: ни хлеба ядяше, ни трапезы имяше. Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, ни инаго пития мирскаго: ни в храмех живяше, но под каменем вкопався живяше. Стол и трапеза, и одр ему бяше земля, разве нужды естественныя единою днем вкушаше акриды и мед дивий: чаша же ему пригорщи бяше, а питие из камене текущая вода. Темже, братие, усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава. Аще бо кто неверствием одержим будет, и узаконеннаго сего многоразсудительнаго повеления не сохранит, таковый зле пагубныя напасти постраждет: право содержащих же подвиг сей Господи благослови, и управи молитвами святаго Предтечи» [13].

    Автор приведенного рассуждения, с одной стороны, не одобряет тех, кто придает значение не посту как таковому, а «качеству снедей». Вероятно, здесь имеется в виду распространенное в народе убеждение, что в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя нельзя есть не только скоромное, но и продукты, имеющие круглую форму, красный цвет и т. д. (подробнее см. § 2 настоящей статьи). Однако, говорится в Уставе, об этом «не возмогохом ничтоже обрести написано в различных типицех» (ничего не могли мы найти в иных типиконах). Нужно придавать значение не качеству, не форме пищи, а посту, самой идее воздержания в этот день «за истину пострадавшего пророка» [14].

    С другой стороны, автор процитированного отрывка стремится обосновать саму практику поста в праздник Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. После замечания о том, что пост в этот день завещан «древними святыми отцы», следует красноречивое увещание почтить праздник «молитвою и постом» «воздержательнаго ради жития святаго, и скверноубийственнаго кровопролития его от Ирода», «да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию». В богослужебных текстах праздника также можно найти ту мысль, что «мы, народ церковный, не с теми, кто пирует с Иродом, мы как бы становимся на другую сторону и чтим Предтечу, прославляя его как большего среди рожденных женами» [15].

    В православной литературе встречается иногда указание на то, что в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани (на войне) убиенных. Надо отметить, что это поминовение установлено в Русской Церкви по распоряжению императрицы Екатерины II во время войны с Османской империей 1768-1774 гг. Указом от 17 августа 1769 года было повелено совершать 29 августа поминовение православных воинов совершением панихиды после литургии [16].

    Но, как писал святитель Афанасий (Сахаров), «это поминовение, назначенное на такой исключительный день в году, каких очень немного, когда устраняются все заупокойные моления со всех служб, даже с полунощницы, находится в полном противоречии с Уставом Церковным и со всею уставною системою поминовения. Неосновательны и мотивы приурочивания поминовения воинов именно к этому дню: „Сей день, — говорится в конце печатавшегося отдельной книжкой „Чина поминовения о православных воинах“, — в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличнейший ко оной всеобщей Богу молитве и о подобноположивших живот свой за веру и отечество“. Все святые мученики страдали за истину, и если уже искать подобия для воинов, то скорее у святых воинов же, в особенности на брани убиенных. Предтеча Господень никакого отношения к воинскому званию не имел [17]. Сам он не брал меча в руки. Пострадал он за веру, конечно, не в том смысле, как это разумеется, когда говорят о воинах, „за веру жизнь свою положивших“, и во всяком случае он пострадал не за отечество. И какая нужда, нарушая Устав Церковный, творить заупокойное моление в великий праздник, когда у нас есть Димитриевская суббота, по первоначальному своему назначению по преимуществу имеющая в виду поминовение православных воинов, за веру и отечество жизнь свою положивших. В 1903 году и светской властью сделано было распоряжение о совершении в войсках поминовения усопших воинов именно в Димитриевскую субботу. Несмотря на это, сохранилось и поминовение 29 августа, как печальный свидетель начавшегося с XVIII века отхождения от Церкви и от жизни по заветам Церкви, игнорирования уставов и традиций церковных, угодливости даже и в богослужении пред сильными мiра сего» [18].

    В современных официальных календарях Русской Православной Церкви нет указания на поминовение усопших в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. [19]

     

    § 2.

    Обратимся теперь к народным традициям, связанным с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя.

    Этот день у восточных славян был известен под названием Иван Постный, или Головосек. Российскими этнографами XIX в. зафиксирован существовавший в крестьянской среде комплекс обычаев и запретов, связанных с этим праздником.

    У восточных славян повсеместно считалось грехом употреблять в день Усекновения главы Иоанна Предтечи не только скоромную пищу, но и что-либо круглое, например, яблоки, картофель, капусту, репу, арбузы, лук, так как форма этих предметов «напоминает голову».

    По народному убеждению, «непростительным грехом» было в день Усекновения главы Иоанна Предтечи брать в руки что-либо острое — ножи, топоры и т. д., так как это якобы напоминает тот меч, которым отсекли голову Крестителю. Соответственно, грехом считалось и резать что бы то ни было [20]. «В этот день… не рубят капусты, не срезывают мака, не рвут яблок, не копают картофеля» [21]. «По верованию народному, срубить в сей день кочан капусты — значит то же, что срубить голову, также не решаются употреблять картофель, яблок — в том же убеждении, что враги св. мученика, отсекши голову, катали ее на блюде как картофель или яблоко и т. п.» [22]. «В Пензенской губернии крестьяне, передавая о кончине Иоанна, всегда присовокупляют, что голову Крестителя апостолы нашли в капусте, отчего, между прочим, и считается большим грехом ходить в этот день на огороды резать капусту, так как на ней под ножом непременно выступят алые пятна крови (в некоторых местах крестьяне считают даже за правило обрывать в день Ивана листья капусты, так как капля крови с головы Крестителя, брошенной в огород, будто бы упала на капустный лист)» [23].

    Если хозяйка забывала накануне нарезать хлеб, то в день Усекновения главы Иоанна Крестителя хлеб ломали руками, а не резали, «из опасения, чтобы на хлебе не выступила кровь, как немой укор нарушителям обычая» [24].

    Избегали есть и продукты, имевшие красный цвет (например, арбузы), — «на том основании, что это напоминает кровь» [25]. (У коми старообрядцев-беспоповцев в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи воспрещалось есть бруснику, поскольку сок ее "напоминал кровь" [26].)

    Не принято было есть что-нибудь на блюде, так как глава Крестителя лежала на блюде [27].

    В крестьянском быту в этот праздник «в особенности непростительными считаются пьянство, песни и пляски. Первое потому, что Иоанн явил собой образец высокоподвижнической жизни и никогда не пил вина, — второе оттого, что песнями и плясками злая Иродиада добилась главы Иоанна» [28].

    На основании того, что Иоанн Предтеча принял мученическую смерть через отсечение главы, в народе он стал считаться святым, имеющим особую благодать исцелять от головной боли. Поэтому, «кроме строгого поста, крестьяне в день Иоанна Крестителя считают своим долгом непременно побывать в церкви, где, между прочим, лица, страдающие головными болями, испрашивают себе у этого святого исцеление» [29].

    У славян была распространена традиция воздерживаться от работ в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, чтобы не страдать от головной боли [30]. Белорусы в этот день варили из созревшей к этому времени калины кисель или кашу с ржаной мукой и сахаром. Это также делалось для того, «чтобы не болела голова» [31]. (От данного обычая происходит одно из белорусских народных названий праздника - Калiнавiк или Калiннiк.) Согласно поверью, бытовавшему на Украине, утром в день Усекновения главы Иоанна Крестителя надо тщательно помыть голову. [32]

    С. В. Максимов отмечал, что запреты есть в день Усекновения главы Иоанна Крестителя что-либо круглое и красное, использовать острые и режущие предметы и т. д. соблюдались в крестьянской среде чрезвычайно строго. «Для большей же крепости соблюдения этих правил, крестьяне повсюду верят, что нарушителей наказывает сам Иоанн, посылая неурожаи на плоды, а то так и просто отнимая руки и лишая языка» [33]. Украинцы говорили, что если человек съест в день Усекновения главы Иоанна Крестителя круглые овощи, напоминающие голову, то в него с этими продуктами «может вселиться нечистый дух» [34].

    Комплекс обычаев и запретов, связанный у восточных славян с праздником Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, показывает, в частности, что крестьяне достаточно хорошо знали суть события, которое вспоминается Церковью в этот день. Тем не менее, по замечанию С. В. Максимова, крестьяне «путаются в подробностях земного жития Иоанна Крестителя. Они переделывают священную историю на свой лад, восполняя пробелы точного знания отчасти фантазией, отчасти теми картинками лубочного издания, которыми запрудил современную деревню Никольский рынок. Так, в Орловской губернии крестьяне убеждены, что Иоанн Креститель стал называться так только с того момента, когда сделался „крестным отцом“ Иисуса Христа, — до этого же времени он назывался „еще как-то“. В той же Орловской губернии о святой жизни Иоанна рассказывают так: „Иоанн не ел хлеба, не пил вина и никак не ругался; весь он был в шерсти, как овца, и только после крещения шерсть с него свалилась“. А о том, как Иоанн крестил народ, орловцы передают: „Кто приходил к Ивану креститься, он, первым долгом, бил того человека железным костылем, чтобы грехи отскочили, как пыль от платья, и потом уже крестил“» [35].

    К современному же фольклору можно отнести образ Иоанна Предтечи в «видениях» архимандрита Петра (Кучера). Последнему явился «Иоанн Креститель», «одетый в свитку из верблюжьей шерсти с солдатским ремнем, синие брюки и хромовые сапоги» [36].

    Запреты, аналогичные тем, которые связывались с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи у восточных славян, были распространены и у других православных народов. Так, в Болгарии строго запрещалось есть в этот праздник фрукты и овощи красного цвета: арбузы, виноград, сливы, помидоры. Мужчины не пили красное вино [37]. (Чтобы обеспечить себе здоровье и удачу, утром натощак нужно было съесть белый виноград или выпить немного белого вина [38]). Сербы говорили, что в день Усекновения главы Иоанна Предтечи нельзя ничего в доме резать ножом [39]. Также в ряде областей Греции в этот день не пили красное вино, не ели орехи, не брали в руки нож, а хлеб ломали руками [40].

     

    § 3.

    Как же формировались подобные народные традиции? Очевидно, сами обстоятельства мученической смерти Крестителя Господня живо поражали народное воображение. Значительное эмоциональное воздействие оказывала, вероятно, иконография Предтечи, очень часто включавшая изображение отделенной от тела главы святого. В XVIII-XIX веках в русской иконописи под влиянием западного религиозного искусства «усекновенная глава Предтечи в чаше или на блюде стала предметом изображения сама по себе, полностью вне сюжетного контекста или жития Иоанна» [41].

    Необходимо заметить, что в народной среде библейские события и церковная традиция часто переосмыслялись в категориях мифопоэтического мышления. На чтимых Церковью святых переносились характерные черты и функции языческих божеств и духов. Так сформировался своего рода «пантеон» святых, обладающих определенной «специализацией». Например, в русской традиции святые Флор и Лавр стали покровителями лошадей, Зосима и Савватий - пчел, Василий Великий - свиней, и пр. И поныне встречаются советы молиться при зубной боли священномученику Антипе Пергамскому, о любви между мужем и женой - четырем святым евангелистам (!), при головной боли - святому Иоанну Крестителю, о помощи в родах - великомученице Анастасии Узорешительнице… Однако, как замечает протодиакон Андрей Кураев, такая жесткая «специализация» не одобряется церковной властью. В 1866 году было даже издано постановление Синода, запретившее издание народной картинки «Сказание, киим святым каковыя благодати изцелений от Бога даны и когда память их» [42]. Вспоминая церковную жизнь 1930-х годов, профессор А. Ч. Козаржевский говорил, что «не было злоупотребления апокрифическими преданиями. В те времена в храмах, конечно же, не висели навлекающие на Православие обвинения в языческих пережитках рекомендательные списки, какому святому в каком случае следует молиться» [43]. Митрополит Иларион (Алфеев) называет сомнительным очень распространенный совет молиться при головной боли Иоанну Предтече (этот совет, как мы выше видели, мотивируется тем, что Крестителю отсекли главу). Владыка Иларион указывает, что к рекомендации молиться определенным святым в определенных случаях нужно вообще относиться очень осторожно, даже если это советуют в церковной среде. «Святые - это не какие-то специалисты по врачеванию человеческих недугов» [44].

    Так как в народном сознании возникла ассоциация ряда действий (разрезания, разрубания) со способом казни Иоанна Предтечи, то в день усекновения главы святого на эти действия был наложен запрет. Сходным образом формировались примитивно-магические запреты на определенные действия и в другие праздники. К примеру, старались ничего не разрезáть на праздник Обрезания Господня [45] (1/14 января). Согласно еще одному суеверию, в Великий четверг никого нельзя целовать (так как Иуда целованием предал Господа) [46].

    Выше говорилось о веровании крестьян в то, что Иоанн Креститель может наказать нарушителей обрядовых запретов неурожаем или болезнью. Вообще, убеждение, что святые могут сурово, если не сказать жестоко, наказать за непочтительное отношение к посвященным им праздникам, было повсеместно распространено. Например, в русских деревнях в Ильин день (20 июля/2 августа) даже самая пустячная работа считалась великим грехом и могла прогневать Илью-пророка, который в силах навести страшные грозы на поля, где еще не собран урожай, а также сжечь скошенное сено. Святого нужно было задобрить, причем не только строгим соблюдением запретов, но иногда в буквальном смысле принесением жертв. Так, в некоторых местах Илью-пророка стремились умилостивить путем принесения в церковь определенных продуктов (бараньей ноги, пчелиного меда, пива, зеленого гороха) «под свято», то есть в качестве жертвы [47]. «Во многих краях России наиболее заметным событием Ильина дня были братчины или мольбы — коллективные трапезы, объединявшие жителей одного села или нескольких окрестных деревень. Трапезе предшествовало торжественное заклание быка или барана, купленного на собранные вскладчину деньги… Кровь принесенного в жертву Илье-пророку животного собирали, мазали ею глаза и лоб, а детям — щеки, чтобы здоровье и крепость животного передались человеку». К началу обеда из церкви приносили икону Ильи-пророка, здесь же освящали приготовленное мясо, а затем служили молебен [48].

    Из этих примеров видно, что народные верования и обычаи могут быть не то что далеки, а прямо противоположны церковному почитанию святых. Скажем, угодники Божии конечно же не нуждаются в умилостивительных жертвоприношениях.

     

    § 4.

    Итак, что можно сказать по поводу народных обычаев, связанных с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи?

    Ранее мы уже видели, что церковный Устав не поддерживает мнение тех, кто придает значение не самому посту, а «качеству снедей» в этот праздник. Как указывает священник Димитрий Кулигин, суеверия, запрещающие в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи есть продукты круглой формы, резать и рубить что-либо и т. п. «не имеют ничего общего с истинным, церковным, почитанием дня Усекновения. Церковь предлагает отметить память „за истину пострадавшего пророка“ усиленной молитвой (на этот день полагается Всенощное бдение) и воздержанием от скоромного, как раз разрешая есть „от различных овощного плода“ и растительное масло…» [49]. По замечанию прот. Андрея Антощука, «поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – это суеверия и они не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения» [50]. Даже помимо прочего, «сравнение головы Иоанна Крестителя с круглыми овощами и фруктами едва ли можно назвать благочестивым…» [51]

    В заключение приведем случай, рассказанный монахом Серафимом (Шолковым).

    «Однажды афонский монах на праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был в гостях у очень благочестивых православных христиан. За трапезой он взял нож и хотел было разрезать крупное яблоко, но хозяйка, увидев это, вдруг как закричит:

    — Батюшка! Что же вы делаете?!

    — Что? — говорит монах. — Яблоко хотел разрезать.

    — Да вы что?! Разве вы на Афоне не знаете, что в этот день нельзя ничего круглого резать?!

    — Нет, не знаю. У нас на Афоне такого нет.

    — Как это может быть?! — говорит хозяйка, — ведь все знают, что в этот день нельзя ничего круглого резать. Многие особо благочестивые вообще ничего не режут, даже ножи прячут, потому что в этот день отсекли главу святому Иоанну Крестителю.

    — Да, я понимаю, что в этот день отсекли главу святому Иоанну Предтече … , но не могу понять, какая связь ножа и круглых фруктов с главой Иоанна Крестителя?

    На это хозяйка монаху заметила, что недуховный он человек, а потому и не разумеет всю глубину духовной связи. Выходит, что чем более ты суеверный, тем более „духовный“. Монах не спорил о своей духовности, но кротко сказал: „А как же тогда воспринимать тот факт, что священнослужитель сегодня на проскомидии резал круглые просфоры?“ Хозяйка ничего не могла на это возразить, задумалась, а после сказала:

    — Да, батюшка, верно, а я ведь раньше никогда над этим не думала. Выходит, что это суеверие?

    — Да, это суеверие, — сказал монах и при этом добавил: — Я очень рад, что вы это поняли.

    А ведь многие этого не понимают, потому что суеверие держит их в умственной слепоте. Они больше верят вещам преходящим, чем истинному Богу. Остается лишь сострадать православным христианам, которые попали в сети суеверного невежества — сети дьявола, который сильно издевается и насмехается над ними. „Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез“, — учит святитель Иоанн Златоуст…

    Суеверие не уничтожает несчастья и тем более не может принести человеку подлинного счастья. Да, все люди хотят быть счастливыми, но как печально, что большинство из них не знает, что истинное счастье достигается лишь посредством непоколебимой веры в Господа нашего Иисуса Христа» [52].

     

    Примечания

    [1] А. А. Ткаченко. Деяния святых апостолов. http://www.pravenc.ru/text/171799.html

    [2] В. Болотов. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд. http://plato.spbu.ru/RESEARCH/bolotov/works.htm

    [3] В. Болотов. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд. http://plato.spbu.ru/RESEARCH/bolotov/works.htm; Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология. http://altarniki.ru/files/37_Sou.htm

    [4] Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология. http://altarniki.ru/files/37_Sou.htm

    [5] В. Болотов. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд. http://plato.spbu.ru/RESEARCH/bolotov/works.htm

    [6] В. Болотов. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд. http://plato.spbu.ru/RESEARCH/bolotov/works.htm

    [7] Виды седмичного и годичного богослужений. Настольная книга священнослужителя. http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nastolnaya_kniga_svyaschennosluzhitelya_14-all.shtml#3d; А. А. Лукашевич. Великий праздник. http://www.pravenc.ru/text/150111.html; М. С. Красовицкая. Литургика. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/liturgika_krasovitskoj.htm

    [8] Андрей, прп. (пам. 4 июля), архиеп. Критский. http://www.pravenc.ru/text/115200.html

    [9] А. А. Лукашевич. Господские праздники. http://www.pravenc.ru/text/166339.html

    [10] Настольная книга священнослужителя. http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss13.htm

    [11] Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. http://calendar.rop.ru/svyat1/aug29-ioann-predtecha.html

    [12] Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm; Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна // Праздничная минея. Перевод на русский язык о. Амвросия (Тимрота). http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/usekn04.shtml

    [13] Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm

    [14] М. С. Красовицкая. Литургика. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/liturgika_krasovitskoj.htm

    [15] М. С. Красовицкая. Литургика. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/liturgika_krasovitskoj.htm

    [16] Погребение и поминовение православного христианина. http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/others/pom.htm; Родительский день. http://drevo-info.ru/articles/9592.html; Усекновение главы Иоанна Предтечи. http://vehi.net/brokgauz/all/104/104929.shtml

    [17] Разве только то, что обличал воинов. Лк. 3, 24. - Примечание епископа Афанасия (Сахарова).

    [18] Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной церкви. http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti_2/episkop_afanasiy_o_pominovenii_usopshih_04-all.shtml. См. также: Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8480

    [19] См., напр.: "Православный церковный календарь. 2008". М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 33, 81; 29 августа/11 сентября. http://calendar.rop.ru/mes1/aug29.html

    [20] Энциклопедия обрядов и обычаев. Глава 1. Православные праздники и обряды. Составители: Брудная Л. И., Гуревич З. М., Дмитриева О. Л. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Obrjads/Obrjad_11.php; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 256

    [21] И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

    [22] И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

    [23] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 257

    [24] Там же. с. 256

    [25] Там же.

    [26] А. Чувьюров. Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре коми старообрядцев-беспоповцев. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2049

    [27] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 256

    [28] Там же. С. 257

    [29] Там же.

    [30] Татьяна Агапкина, Андрей Топорков. … И народное тело // Родина. 2001. № 1-2. С. 62

    [31] Васілевіч Ул. Беларускі народны каляндар. http://starbel.narod.ru/kalendar.htm

    [32] Народні свята. Усікновення (Головосік). http://www.sviato.in.ua/usiknovennya_nar.php

    [33] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 256-257

    [34] А. О. Гурбик. Українські традиції. Осiння обрядовiсть. http://diaspora.ukrinform.ua/news-88.html

    [35] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 257

    [36] НЛО в жизни о. Петра Кучера. http://diak-kuraev.livejournal.com/37921.html

    [37] Календар. http://chitalishte-kiril-i-metodii.hit.bg/kalendar/kalendar.htm

    [38] Етно календар. Август. http://frognews.bg/news_14183/AVGUST/

    [39] ГОДИШЊИ ОБИЧАЈИ СРБА И РУСИНА У ЂУРЂЕВУ http://www.jjzmaj.vodica.org/index_files/otic_srpski_files/godisnji_obicaji_srbi.htm

    [40] 29 Αυγ 2008. του Άι-Γιαννιού η κουκόφαβα. http://firiki.pblogs.gr/2008/08/toy-ai-giannioy-h-koykofaba.html

    [41] Иконография казни. http://www.nsad.ru/?issue=66§ion=10031&article=1404

    [42] Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. М., 2000. С. 187. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2005. С. 453

    [43] Козаржевский А. Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920-1930-х годов // Журнал Московской Патриархии. 1992, № 11/12. С. 26. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2005. С. 453

    [44] Даниил Сидоров, Юлия Маковейчук (фотограф). Митрополит Иларион: молитва - духовный камертон. http://www.taday.ru/text/419955.html

    [45] Український народний календар. http://i-kar-100.narod.ru/referatu/istorija/ukrajinskuj_narodnuj_kalendar.html

    [46] Разграничение суеверия и правды. http://azbyka.ru/duhovnikforum/showthread.php?t=2121

    [47] Татьяна Агапкина, кандидат филологических наук. Ильин день // Родина. 1994. № 8. С. 112; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 250-251

    [48] Татьяна Агапкина, кандидат филологических наук. Ильин день // Родина. 1994. № 8. С. 113

    [49] Священник Димитрий Кулигин. Правда ли, что в день Усекновения главы Иоанна Крестителя нельзя есть капусту? http://www.derzhavnaya.spb.ru/talk.html?answer=39

    [50] Прот. Андрей Антощук. http://serafim.kiev.ua/index.php?option=com_phocaguestbook&view=phocaguestbook&id=1&Itemid=23&limitstart=60

    [51] Русиздат - Сентябрь. http://www.rusiz.ru/journals/rizniza5/25

    [52] Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное «благочестие». http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295

     

    © Е. М. Скитер, 2010

     

     

    Рекомендуем также:

    Молитва святому Иоанну Предтече
    Иоанн Креститель
    Об обрeтении главы святого Иоанна Предтечи
    Повесть о десной руке, крестившей Господа
    Святитель Иоанн Златоуст. О Предтече (spurium)
    Святитель Иоанн Златоуст. О пляске Иродиады и об отсечении главы Предтечи и Крестителя Иоанна (spurium)
    Святитель Иоанн Златоуст. На усекновение главы Предтечи и Крестителя Иоанна и об Иродиаде (spurium)
    Святитель Феофан Затворник. 2. Предуказания иноческой жизни в жизни святого Предтечи
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи
    Протоиерей Александр Авдюгин. От Ивана до Иоанна

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100