• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Повесть о десной руке, крестившей Господа

     

    “Рука, зачерпнувшая воды из Иордана и вознесшаяся над головой Христа, находится среди нас”, - писал в довоенном журнале “Мисионар” Владыка Николай. Святой Апостол Лука руку эту отправил в путь из (города) Севастии. В день же его памяти 18/30 октября лета Господня 1993 Его Преосвященство, Патриарх сербский, господин Павел в Цетиньском монастыре этой рукой благословил верующих.

    Как эта святыня оказалась в Цетинье? Начало ее пути, указываемого неисповедимым Промыслом Божиим, описывается в “Житиях Святых” преподобным Иустином (Поповичем)…

    После того, как беззаконный царь Ирод неправедно казнил Святого Иоанна, Предтечу и Крестителя Господня, его честное тело было погребено его учениками близ могилы святого пророка Елисея в знаменитом самаринском городе Севастии. В этом же городе был кровавый пир Иродов и распутные пляски дочери Иродиады.

    Святой евангелист Лука обошел многие земли и города, проповедуя Христа. Однажды он оказался в Севастии. Отправляясь оттуда на свою родину Антиохию, он пожелал взять с собой и перенести туда тело Святого Предтечи Иоанна Крестителя, которое было нетленным и цельным. Но жители Севастии, почитавшие и бережно охранявшие мощи, не позволили ему этого. Поэтому святой евангелист Лука взял только часть этого святого тела — правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос, и унес ее с собой в свой город Антиохию. Ею как бесценным даром святой Апостол одарил свой город за воспитание, в нем полученное. С той поры антиохийские христиане с благоговением хранили святую руку Крестителя. И творились ею великие чудеса.

    Много времени миновало и многие цари правили, и стал царствовать Юлиан законопреступник, публично от Христа отрекшийся. Стал он идолам поклоняться, и Церковь Божию стал преследовать с той же жестокостью, с которой и раньше ее преследовали. Преследовал он не только живых людей, в Христа верующих, но и на мертвых бесчеловечно обрушился. Мощи святых, ранее пострадавших, извлекал из могил и предавал огню, а храмы Божии и всевозможные святыни превращал в пепелища. Итак, отправился он однажды в Антиохию, чтобы принести жертвы языческие нечестивому богу своему Аполлону, что в предместье Дафны, да чтобы и там преследовать христиан и сжечь все их тамошние святыни. Но, услышав об этом, антиохийцы тайком спрятали святую руку Крестителеву в одной из городских башен, называвшейся Гония, чтобы гонитель ее не обесчестил и не сжег. Прибыв в Антиохию, гонитель многие безбожности, беззакония и насилия учинил. Но руку Крестителя он не нашел, как ни старался ее отыскать. А посему послал он людей своих в палестинский город Севастию, где почивало тело Крестителево, без головы и руки, с тем, чтобы могилу и храм его огню предать. Так и случилось, согласно тому, что писали Никифор и Кедрин. Но блаженный Симеон Метафраст пишет, с другой стороны, что не Крестителя, а чье-то другое, подложенное тело было сожжено. Ибо, говорит Метафраст, патриарх Иерусалимский, заранее узнав о приказе, отданном гонителем, украдкой извлек из могилы мощи Крестителя и послал их в Александрию на сохранение, а на их место положил кости какого-то мертвеца, которые и были сожжены вместо мощей Крестителя, вместе с могилой и храмом его.

    Немного времени спустя погиб беззаконный царь Юлиан. И благочестие опять восторжествовало. Руку Предтечи вынесли из башни, где она была спрятана. И христиане почитали ее, и творились ею, как и прежде, чудеса. Поведаем об одном из них.

    В окрестностях Антиохии обитала огромная и страшная змея, которую тамошние Эллины, язычники, своим божеством почитали. И каждый год приносили ей в жертву по одному человеку. Вот как происходило жертвоприношение: отбирали к этому случаю особо подобранную целомудренную девицу и отдавали змее на съедение, а народ наблюдал это зрелище с трибун, возведенных недалеко от пещеры змеиной. Случилось так, что в каком-то году жребий пал на одного гражданина, который был христианином, и должен был он отдать дочь свою в жертву. Много слез он пролил, молясь Христу Богу и святому его Крестителю, чтоб избавили дочь его от горькой участи. И чем ближе подходил богоненавистный праздник змеиный, отец все больше плакал и рыдал, взывая к Богу и к Святому Иоанну Крестителю. И пришел он однажды в храм, где хранилась рука Крестителя и упросил пономаря допустить его внутрь, чтобы поклониться честной и святой руке. Делал он это тайком и умышленно и потому взял с собой много золотых. Когда он в храме бил поклоны перед святой рукой, золотые, якобы случайно, посыпались у него из-за пазухи, а пономарь, будучи сребролюбивым, стал их старательно подбирать. Пока он это делал, христианин, целуя святую руку Крестителя, украдкой откусил часть мизинца, спрятал его, и, помолившись вдоволь, покинул храм, так как получил то, что хотел

    И вот пришел тот черный день, в который должны были отдать невинную девицу в жертву, и собрался народ смотреть. В определенный час появился и отец с дочерью своей, а сердце его было исполнено молитв к Богу и надежды на Бога. И вот выползает из своей пещеры страшная змея, шипя разинутой пастью. И направляется она к своей жертве, готовая проглотить ее, но отец все не отходит от дочери своей и призывает Всевидящего Спасителя Христа Бога и его Крестителя. Когда же змея приблизилась и разинула пасть, что было мочи, отец девицы забросил туда часть святого пальца Крестителя, и змея тотчас упала мертвой. Так невинная девица спаслась от верной смерти, за что отец со слезами на глазах громко благодарил Бога Спасителя и его Святого Крестителя, рассказывая народу о его преславном и чудесном деянии. Собравшийся народ, увидев змею мертвой, а девушку живой и хвалящей вместе с отцом Бога, поначалу весьма удивился такому неописуемому чуду, а потом стали радоваться и единодушно восславлять единственного истинного Бога, который с Небес смотрит на всех смиренных на Земле. Тут народ стал веселиться, потому как это был праздник для всех антиохийцев, и великое множество язычников, уверовавших в Христа, присоединилось к христианам. На месте же, где произошло невиданное чудо, воздвигли огромную великолепную церковь в честь Святого Иоанна Крестителя.

    Говорят, что в Крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку Крестителя, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, и так предсказывала урожайный или неурожайный год. Когда рука распрямлялась, тогда нивы, виноградники, огороды и фруктовые сады давали плоды в изобилии. Когда же она сжималась, был неурожай и наступал голод.

    А когда Бог оставил нас за грехи наши, нахлынули агаряне, захватив Антиохию и все ее земли и стали править ими, эта бесценная реликвия, честная рука Святого Иоанна Крестителя попала к ним, точно в плен. Все благочестивые христианские цари прилагали огромные усилия, чтоб ее высвободить от агарян и переправить в их престольный город, но не удалось им осуществить этого. Не смогли они ни залогом выкупить, ни иным способом заполучить реликвию. Только в царствование Багрянородного Константина VII и Романа[1] этот бесценный дар, дороже всех благ мира сего, был получен следующим образом. Какому-то дьякону из Антиохии, по имени Иову, осененному Господом, пришла в голову мысль о том, что святую руку Крестителя надо унести из государства агарянского в землю христианскую, к набожному народу. Так как рука хранилась в прекрасном антиохийском храме Святого Апостола Петра, Иов стал служить при церкви и сделался другом хранителя церковной ризницы, чтобы осуществить свой план. Много раз он даже пытался склонить его помочь ему в этом предприятии, но тот не соглашался. Увидев, что иначе никак ему не удастся осуществить свой план, Иов как-то приготовил обильный ужин и угостил им хранителя ризницы. Когда тот, вволю наевшись и напившись, крепко уснул, Иов украдкой вошел в церковь, из ларца для мощей взял руку Крестителя и спрятал ее у себя. Когда на следующий день ризничий проснулся, Иов уже покинул Антиохию и, с честной рукой при себе, поспешая к границам христианского царства, с опасением, что антиохийские языческие власти обнаружат пропажу и пошлют за ним погоню. Но, хранимый Господом и молитвами Святого Крестителя, Иов вскоре прибыл в царство христианское цел и невредим. Прибыв в Халкидон[2], он предал огласке тайну свою и показал верующим бесценное сокровище, из Антиохии им принесенное. Сразу же об этом оповестили благочестивых царей, которые, услышав о доброй вести, исполнились неописуемой радости и тотчас же отправили свою царскую ладью со Святейшим Патриархом и несколькими знатными сенаторами в Халкидон, чтобы привести на ней честную руку Крестителя в царский град. Когда ладья с Патриархом, несущим святую руку, причаливала к берегам города, весь народ собрался и цари вышли торжественно на встречу, так как для всех жителей города это была встреча с самим Крестителем, невидимо спустившимся с Небес. Оказав все почести святой руке, ее со свечами и кадильницами принесли в церковь, которая находилась в царском дворце. Это событие произошло накануне церковного праздника Богоявления, в Водоосвящение. Отпраздновали этот праздник, а затем и Собор Предтечи и Крестителя Божия Иоанна с великой радостью, и во славу самого во Троице Бога, Которого все восславляем и Которому все кланяемся вовеки, аминь.

    Этими словами заканчивает Отец Иустин свой рассказ о там, что приключилось с десницей Предтечи в 994 году. Ему только предстояло поведать о ее дальнейшем пути, лежавшем через Родос, Жичу, Зимний дворец в Петербурге, о том, как ее носили Святой Савва, потом члены мальтийского ордена, русские цари и митрополиты, поведать о том, как она и завершила этот путь, достигнув земли Немани, в которую снова принесла благословение Крестителя, и Честной Крест, и икону Пресвятой Богоматери, написанную тем, кто ее в путь и отправил - Святым Апостолом Лукой.

    Пока рука хранилась в Константинополе, в празднования Рождества Святого Иоанна Предтечи Патриарх во время богослужения выносил ее на амвон и показывал народу. Поначалу она находилась в церкви Богородицы Фарской, в царском дворце, а потом русские паломники в конце XIV и в начале XV в. видели ее в монастыре Богородицы Перивлептос, а последним ее пристанищем стал Царьград, судя по всему, в Великой Церкви Спасителя, названной Премудростью Божией — Святой Софии, где ее видел какой-то паломник незадолго до распада Восточного Римского Царства примерно в 1424 году.

    К этому времени на руке уже недоставало двух пальцев, один из которых еще в 1200 году видел Антоний Новгородский в соборном храме Святого Иоанна Предтечи в Студитском монастыре[3]. Палец этот хранился в ларце, имеющем облик правой руки, в Музее турецкого и исламского искусства в Царьграде. На крышке ларца надпись по-гречески: “Сие есть рука Иоанна Крестителя”, и “Се агнец Божий”.

    Другой же ларец хранится в Сиене, и на нем написано сербско-славянским языком:

    “Десница Иоанна Предтечи, помяни меня, Савву, архиепископа сербского”. Речь идет о другом пальце правой руки Крестителя, впервые благословившей землю Саввы, когда только что возведенный в сан, архиепископ новооснованной Поместной Церкви принес ее палец как благословение патриарха Германа и царя Феодора I Ласкариса и положил ее в Жичский монастырь святого Спаса.

    Потом палец хранился в Печской Патриархии, когда в нее переместили архиепископский престол, вплоть до гибели Византийского и Сербского царств. После смерти своего супруга, деспота[4] Лазаря Бранковича в 1458 году Елена Палеолог увезла ларец с мощами в Морею, и отдала его своему отцу, Фоме Палеологу. После того, как его, родного брата последнего римского императора Константина XI Драгаша, турки прогнали с престола, он в 1461 году убежал в Италию, под защиту папы Пия XI. Его он одарил этой святыней, которую папа, будучи родом из Сиены, подарил тамошнему храму Святой Марии.

    Сама рука Предтечи оставалась в Святой Софии и после того, как царский город подпал в 1453 году под турецкое владычество. Церковь Святого Спаса была превращена в мечеть, но самое неслыханное поругание этого храма было в 1204 году, когда крестоносцы на его святой престол посадили блудницу. В тот момент рука Святого Иоанна Предтечи была унесена в Никею, в которой находились и царь с патриархом, о чем свидетельствует не только тот факт, что она не попала в руки крестоносцев (которые, кстати говоря, ограбили все, что только можно было ограбить), но и то, что патриарх один палец ее отдал в благословение новой церкви Святого Саввы.

    Но когда в 1484 году у султана Баязида II[5] возникла “потре6ность склонить к себе духом рыцарей острова Родос, в знак дружелюбного к ним отношения он послал магистру их Ордена десницу Святого Иоанна Крестителя”, — пишет в своем обширном Месяцеслове Епископ Банатский Хрисостом. Орден этот латинские рыцари учредили в 1118 году, в целях защиты святых мест в Иерусалиме, но когда Святой град в 1187 году опять попал в мусульманские руки, иоанниты переселились на Родос[6].

    Мир иоаннитов с турками длился недолго, несмотря на всяческие подарки: уже в 1522 году турки покорили Родос, так что рыцари были вынуждены покинуть этот остров и убежать на Мальту, по имени которой этот Орден и сегодня известен. Помимо руки Предтечи, рыцари привезли туда с собой и часть честного и животворящего Креста Господня, которым великого магистра ордена одарил Людовик XII[7].

    Тем же великим магистром, который принес на Мальту эти две святыни, была на остров принесена и третья святыня, неизвестно каким образом оказавшаяся в руках мальтийских рыцарей. Это Филермская чудотворная икона Богородицы, написанная Святым Апостолом Лукой после Воскресения Христова, в бытность Пречистой Девы Марии в доме святого евангелиста Иоанна, усыновленного Ею под крестом.

    Эти три святыни хранились на Мальте, в усыпальнице кафедрального собора на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда Мальту покорил Наполеон и прогнал оттуда иоаннитов. Орден тогда выбрал великим магистром русского царя Павла I, который 3 августа 1799 года в Петербурге принял представителей Ордена, предъявивших ему акт, свидетельствующий об отречении от этого поста великого магистра барона Фердинанда Хомпеша[8].

    Барону пришлось покинуть Мальту через пять дней после того, как она была захвачена, но ему все-таки удалось вымолить у захватчиков три святыни, о которых упоминается впервые в 1530 году, когда иоанниты прибыли на Мальту.

    Таким образом, барон 17 июня 1788 года снова отправляет в путь святыни, теперь уже в Россию. Они вскоре окажутся в придворной церкви Нерукотворного Образа Спасова, в петербургском Зимнем дворце. По приказу императора Павла для них были сделаны ларцы и оклады, в которых они и сегодня покоятся, украшенные мальтийскими крестами и несказанной прелести отделкой петербургских мастеров.

    Преемник Павла I, царь Александр III и царица Мария Феодоровна, перенесли их на постоянное хранение в гатчинский дворец в окрестностях Петербурга. С этого времени святыни возвратились в лоно христианских царей.

    После революции 1917 года государыня Мария Феодоровна, мать Николая II, вывезла святыни на свою родину в Данию. После ее смерти, ее дочери, великие княгини Ксения и Ольга, передали руку, Честной Крест и икону Митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому). С их благословения Митрополит Антоний в городе Сремски-Карловцы основал Русскую заграничную Церковь. Он, в свою очередь, передал святыни сербскому королю Александру, сестра которого была замужем за племянником царя Николая II и чудом избежала расстрела вместе с царской семьей.

    Король оставил святыни на хранение в церквушке при Старом дворце, но с началом строительства нового дворца в 1924 году, они были перенесены в церковь при Дворце на Дедине в Жиче, где оставались вплоть до 1941 года, когда во время немецких бомбардировок был разрушен Жичский монастырь Святого Спаса.

    В начале войны, святыни были перенесены королем Петром II и патриархом Гавриилом в Острогский монастырь в Черногории. Прибыв под Острог в апреле 1941 года, король Петр II Карагеоргиевич сказал, что не будет вывозить из Югославии эти три святыни и оставил их в монастыре, также как и золото, и другие сокровища. Но из Сербии король уехал в Великобританию, а патриарх попал в плен. В пору всенародного страдания лежали святыни в этом монастыре до 1945 года в забвении.

    Те же, кто ограбил великое утешение страждущих - монастырь Святого Наума на Охридском озере, и разрушил церковку, посвященную Владыкой Николаем святой памяти о мученической смерти царя Николая II, унесли из монастыря в Остроге святыни, посланные царем-мучеником своему родственнику на хранение, в надежде, что тот их сохранит, а они охранят его от надвигающегося и нарастающего зла.

    Произошло это так. В 1951 году в комнате настоятеля монастыря, архимандрита Леонтия (Митровича) в подпольном тайнике было обнаружено золото, оно было взято и увезено в Титоград (сегодня Подгорица) вместе с реликвиями. Иеромонах Герасим (Чечур), который тогда находился в Остроге, говорил: “Больше всего мне жалко трех святынь, унесенных коммунистами. Они, несомненно, драгоценности взяли, а святыни бросили”. Примерно так же говорил и тогдашний ученик, а впоследствии архимандрит острогский, отец Серафим, а какой-то черногорский солдат, который входил в состав группы, искавшей золото в Острогском монастыре, говорил: “Отец, там были и какие-то святые вещи. Они увезены в Титоград и лежат в хранилище”.

    ***

    Рука Святого Иоанна Крестителя, часть Честного Креста и икона были отданы в Музей в Цетинье, а затем Рука и часть Креста были переданы в монастырь Святого Петра Цетиньского.

    Во время восстановления монастырской ризницы, была осуществлена проверка: рука Святого Иоанна, кроме двух пальцев — мизинца и безымянного, сохранилась полностью по локоть.

    Четыре десятилетия эти святыни были скрыты до того момента, когда Цетиньский архиерей, в день рождества Предтечи и Крестителя Господня, в 1993 году, показал народу эту руку величайшего из рожденных женщиной.

     

    Примечания:

    [1] Византийский царь Константин VII Багрянородный, правивший в период 913-959 гг.; его родственник Роман - 920-944 гг. Они правили совместно с 920 по 944 г.

    [2] Халкидон — город на северо-западе Вифинии на берегу Босфора недалеко от Царьграда

    [3] Монастырь, основанный сенатором Студием в 484 году; многие святые монахи этого монастыря — Феодор, Симеон Богобоязненный, Симеон Новый Богослов, славились своей высокой духовностью и борьбой за чистоту церковного предания. Поэтому их боялись цари, не придерживающиеся церковных догматов, так что весьма возможно, что палец оказался в монастыре либо в качестве дара, либо как средство вымаливания мира со студитами.

    [4] Деспот - титул монарха в средневековой Сербии. В XV веке этот титул был присвоен сербскому князю Стефану Лазаревичу, сыну Святого Благоверного князя Лазаря, мученически пострадавшего в битве на Косово (1389 год).

    [5] Баязид II (правил - 1481-1512), турецкий султан, сын Махмута II Завоевателя.

    [6] Орден вырос на основе странноприимного дома или госпиталя (слово “госпитас” означает гость), который находился в Иерусалиме. Орден занимался тем, что давал приют и уход паломникам. Своим небесным покровителем Орден считал святого Иоанна Предтечу. С начала поселения на остров Родос и создания там практически суверенного государства, госпитальеры стали именовать себя “Державным Орденом святого Иоанна Иерусалимского” и такой титул признавали за ним почти все Европейские монархи. Великий магистр заключал договоры с другими государствами, вел от имени Ордена войны против врагов христианства. Существует этот Орден и по сей день, вступая в конт-акты с рядом других тайных и нетайных обществ

    [7] Людовик XII (1462, правил с 1498 по 1512), сын поэта Шарля Орлеанского

    [8] Как только весть о взятии Мальты французами достигла Павла I, он подписал акт “О поступлении о. Мальты под защиту России”. Павел I был посвящен в сан Великого магистра мальтийского Ордена в 1798 году и принял в дар от рыцарей великие святыни. По мысли Павла I, Мальтийский Орден, столь долго и успешно боровшийся против врагов христианства, должен был объединить “все лучшие охранительные элементы Европы и послужить могучим оплотом против революционных движений”

     

    Текст приводится по изданию: Повесть о десной руке, крестившей Господа // Над Востоком и Западом. С любовью о Сербии. М., 1999. С. 133-146

     

     

    Рекомендуем также:

    Иоанн Креститель
    Об обрeтении главы святого Иоанна Предтечи
    Святитель Иоанн Златоуст. О Предтече (spurium)
    Святитель Иоанн Златоуст. О пляске Иродиады и об отсечении главы Предтечи и Крестителя Иоанна (spurium)
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100