• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    О Предтече

     

    Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

     

    Цветущие луга, испещренные золотистыми цветами, украшенные прекрасными деревьями и оглашаемые пением птиц, одновременно услаждают и чаруют и зрение и слух людей. Вот солнце бросает сюда свои золотые лучи, и они рассыпаются в цветах бесчисленным множеством блесток. Голоса неумолчно щебечущих птиц сливаются здесь в приятной мелодии подобно свирели; с хором пернатых соперничают зефиры, обвевающие долины и ласкающие слух подобно цитрам; а за ними и постоянные обитатели полей и лугов - пастухи, у которых в ушах звучат лирические мелодии певчих птиц, принимаются воспроизводить их на своих многозвучных свирелях, заботливо отыскивая для своих стад лучшие места и лучшие травы. Но там - в лугах - источник катит свои быстрые волны, а здесь - у нас - сияет сладостное учение Божественной мудрости; там щебетание певчих пташек, а здесь мелодии священных псалмов; там любительница уединения - горлица, гнездясь на деревьях, нежным воркованьем возвещает прекрасную весну, а здесь Иоанн, питающийся акридами и диким медом, своею пустынною, а лучше сказать духовною проповедью, возбуждает церкви и подобно трубе возглашает явление миру небесной весны. Во дни же оны, говорит евангелист, прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни и глаголя: покайтеся, приближибося царствие небесное (Мф. III, 1-2). Во дни оны - во дни явления Иисуса Бога, во дни пришествия Царя Небесного, во дни .возблистания превечного Света. Во дни оны прииде Иоанн Креститель, проповедуя в пустыни. Не в обитаемой стране, - потому что род человеческий еще представлял собою пустыню, еще не сделался жилищем Отца, Сына и Святаго Духа. Что же он проповедывал? Покайтеся, приближибося царство небесное! О, покаяние, в самых слезах пожинающее жизнь и вместе с брачным убором получающее брачный светильник! О, покаяние, обличитель диавола, покровитель обращенных! Сам же Иоанн имяше ризу свою от влас велблуждь и пояс усмен о чреслех своих (ст. 4). Облачимтесь, возлюбленные, в одеяние Иоанново! Может быть, в нем заключается загадка нашего спасения. Оно - это одеяние - служит образом людей, обращающихся из язычества. Имяше ризу свою от влас велблуждь. Верблюду Писание часто уподобляет диавола, по причине его гордости, коварства и ярости. Так, у пророка Исаии наблюдающий с сторожевой башни говорит: узрех всадника на осляти и всадника на велблужде (Ис. XXI, 7). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле, всадник на верблюде изображает антихриста, грядущего в мир в последние дни по действию диавола. Имяше же ризу свою от влас велблуждь Иоанн. Проповедью благочестия обратив к себе язычников, подобно волосам покрывавших диавола, и обнажив его таким образом, он сплотил их в Церковь и, единством веры исткав тело Церкви, себе устроил покров спасения. Имяше же пояс усмен о чреслех своих (ст. 4). Писание упоминает о чреслах и поясе, чтобы показать, что естественная страсть [противная] целомудрию была умерщвлена охватывающим совне [ее вместилище - чресла] поясом из мертвой кожи. Этот пояс являлся неложным свидетелем скрытого внутри девства. Ел, говорится, он акриды и дикий мед. Это указывает на иудеев, отступивших от закона и заповедей, как говорит Писание: возскочи аки пруг смесник твой, аки акрида восходящая на ограду в день студеный: солнце взыде, и отлете, и не познася уже место ея (Наум. III, 17). А мед дикий означает, что иудеи преступлением заповедей превратили сладость закона для себя в горечь. Тогда приходит к нему, говорит Евангелие, Иисус на Иордан креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же Иисус, рече к нему: остави ныне; ты должен быть свидетелем ниспосылаемого сегодня на Меня гласа: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. III, 13-15). Мне должно научить, что аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие небесное (Иоан. III, 5). Поэтому Я должен сперва Сам исполнить то, чему потом буду учить других, чтобы иудеи не имели предлога говорить: научая других, себе ли не учиши (Рим. II, 21)? Остави ныне. Должно оправдаться слово мужественного страдальца Иова: никтоже чист будет от скверны, аще и един день житие его (Иов, XIV, 4); должно Мне очистить древний грех плоти; должно обновить душу Духом и тело водою. Остави ныне. Для Меня первого должна раскрыться эта утроба [воды и Духа], чтобы Мне сделаться первородным из всех братьев. Эта утроба послужила соблазном для иудеев, коих и обличает пророк такими словами: отчуждишася грешницы от ложесн (Пс. LVII, 4). Тогда остави Его. Когда же сошел Иисус во Иордан, великое чудо, возлюбленные, представилось очам зрителей: они увидели источник, омывающийся в реке, и реку, погружающуюся в воду. Ведь Христос - источник, как говорит Он Сам: Мене оставиша источника воды живы (Иер. II, 13), и как говорит Ему невеста - Церковь: источник запечатлен леторасли Твоя (Песн. Песн. IV, 12-13). Он же Сам и река, согласно словам пророка: река Божия наполнися вод (Пс. XIV, 10). Сошел на воды - и они освятились, Он святил их. Если кто из вас, возлюбленные, еще не очищен крещением, пусть он придет и созерцает, как Отец с неба провозглашает: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (ст. 17). Того послушайте (Лук. IX, 35). Иордан взывает, Дух очищает воздух, Отец именует Сына, Сын очищает небо, Дух украшает землю, облистает воздух. Ныне исполняется древнее пророческое слово: день дни отрыгает глагол (Пс. XVIII, 2). День - Отец, день - Сын. Отец Сыну отрыгает Слово, как говорит Павел: восприимите меч духовный, иже есть глагол Божий (Ефес. VI, 17). Этим глаголом да соединит всех нас во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

     

     

    Рекомендуем также:

    Иоанн Креститель
    Об обрeтении главы святого Иоанна Предтечи
    Повесть о десной руке, крестившей Господа
    Святитель Иоанн Златоуст. О пляске Иродиады и об отсечении главы Предтечи и Крестителя Иоанна (spurium)
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи
    Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    Митрополит Антоний (Храповицкий). Учение и дух Великого Златоуста

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100