• На главную страницу
  • Православные святые Западной Европы
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Осия исповедник, епископ Кордувийский

    Память святителя Осии исповедника, епископа Кордувийского празднуется Православной Церковью 27 августа/9 сентября

     

    Икона святителя Осии исповедника, епископа Кордовского

     

    В 2009 году исполняется 1650 лет со дня преставления святителя Осии Кордувийского (Кордубского или Кордовского).

     

    Святитель Осия (или Осий, Hosius) родился около 259 года в римской Испании, где к этому времени христианство уже прочно утвердилось.

    Как человек, известный своей добродетельной жизнью, Осия был назначен в 90-х гг. III века на епископскую кафедру города Кордубы (Кордовы). Свт. Осия присутствовал на Соборе в Эльвире (ныне Гранада), состоявшемся в начале IV века. В гонение Максимиана Осия претерпел мучения за веру Христову.

    Более 60-ти лет святитель Осия служил в епископском сане и стал одним из самых уважаемых пастырей Церкви. Его духовность и мудрость произвели глубочайшее впечатление на Константина - сына правившего западной частью Римской империи Констанция Хлора. После смерти Констанция в Йорке 25 июля 306 г. его войска провозгласили императором Константина. Вскоре Константин призвал свт. Осию ко двору.

    В 313 г. в Медиолане (Милане) Константин и правитель Востока Лициний издали эдикт о веротерпимости ко всем религиям и о восстановлении всей собственности христиан, как личной, так и церковной. "Знаменитому епископу Осии Кордовскому приписывают… отыскание приспособленного к римскому праву термина, который давал возможность определить совокупность христиан как юридическую личность, способную получить вероисповедные и гражданские права, - Corpus Christianorum. Этот термин и был употреблен в Миланском эдикте" [1].

    В 313 г. Осия повез от императора денежное пожертвование Карфагенской Церкви. Император глубоко почитал его и сделал своим приближенным советником по церковным вопросам. Так, он был главным советником Константина в суде над раскольниками-донатистами.

    Когда в Александрии возникла ересь пресвитера Ария, начавшая вскоре распространяться на востоке империи, Константин отправил свт. Осию в Александрию в качестве посредника для урегулирования незначительного, как первоначально казалось императору, богословского спора. По-видимому, свт. Осия также не был осведомлен о догматическом смысле возникшей полемики. Но, прибыв в Александрию (в начале 324 г.), он осознал, в чем состоит сущность и опасность арианства. Свт. Осия всецело встал на сторону осудившего Ария епископа Александрийского Александра. Потом Осия направился в Сирию, чтобы проверить причины поддержки Ария влиятельным епископом Евсевием Кесарийским (знаменитым церковным историком) и его сторонниками. В Антиохии под председательством свт. Осии состоялся собор, на котором Евсевий и его единомышленники были запрещены в служении до рассмотрения их дела "великим и святым собором". Изначально такой собор планировалось провести в Анкире, но затем император Константин перенес место его проведения в Никею. Здесь и состоялся в 325 году I Вселенский Собор.

    А. В. Карташев называл свт. Осию, объяснившего императору, что речь идет о самой сути христианской веры, инициатором созыва Собора [2]. По-видимому, свт. Осия - один из старейших и наиболее уважаемых епископов - был и председателем Собора. В числе участников I Вселенского Собора были великие святители, подвижники и исповедники веры: святые Спиридон Тримифунтский, Евстафий Антиохийский, Ахиллий Ларисийский, Павел Неокесарийский, Иаков Низибийский и другие. Епископа Александра Александрийского сопровождал на Собор диакон Афанасий, который "с дерзновением восставал против нечестия Ария". Впоследствии Афанасий сам был возведен на Александрийскую кафедру. Он вошел в историю Церкви с почетным наименованием "Великий".

    По мнению ряда церковных историков, именно свт. Осия после консультаций с епископом Александром Александрийским и его диаконом Афанасием посоветовал императору Константину внести в соборное вероопределение слово "единосущный" (ομοουσιος), что и было осуществлено.

    Вскоре после Никейского Собора началась т. н. "антиникейская реакция". Сторонники арианства стремились подчинить императора своему влиянию. По-видимому, в этот период свт. Осия был отослан в Испанию.

    После кончины святого Константина Великого восточной частью империи стал управлять один из его сыновей - Констанций (337-361), арианин. Ненависть ариан вызывал в первую очередь великий защитник православного учения о Сыне Божием против лжеучения Ария святитель Афанасий Великий (328-373). Осия Кордовский наряду с другими православными епископами твердо защищал св. Афанасия от преследований ариан. Так, свт. Осия председательствовал на Сардикийском Соборе (343-344 гг.), поддержавшем Афанасия Великого.

    После того, как в 350 г. Констанций стал единоличным правителем всей империи, он стал принуждать не только восточных, но и западных епископов к осуждению свт. Афанасия. Епископам угрожали ссылкой и даже казнью. Папа Римский Либерий (Ливерий) был отправлен в ссылку во Фракию за отказ осудить Афанасия Великого на Медиоланском Соборе 355 г. Когда Констанций стал увещевать свт. Осию подписать осуждение Афанасия, святитель отвечал: "Государь, я претерпел мучения за веру при Максимиане; я готов страдать и теперь; но не подпишу осуждения Афанасия, которого Церковь признала правым". Свт. Осию, который был уже столетним старцем, арестовали и отправили в г. Сирмий, где тогда находилась императорская ставка.

    Под давлением Констанция арианство временно восторжествовало и на Западе. В августе 357 года был издан императорский декрет о вере, так называемая 2-я Сирмийская формула. В числе подписавших это арианское вероопределение вместе с епископом Лиссабонским Потамием был и свт. Осия [3]. В 358 году папа Либерий и свт. Осия подписали также 3-ю Сирмийскую формулу - "полуарианскую" или, вернее, омиусианскую [4].

    Папа Либерий получил позволение вернуться из ссылки в Рим. Святитель Осия возвратился в Кордову и здесь мирно скончался в 359 (или 358) году, перед смертью предав арианство анафеме.

    Уступки арианам не перечеркнули прежних заслуг выдающихся архипастырей. Святитель Осия, как уже было сказано, перед смертью предал арианство анафеме. Папа Либерий, как говорится в его житии, "принес глубокое раскаяние в своем поступке по примеру святого Апостола Петра, который искренним раскаянием загладил свое отречение от Господа" [5]. И епископ Осия, и папа Либерий скончались в мире с Церковью и были причислены к лику святых [6].

     

    Примечания

    [1] Тихомиров Л. А. Христианская эпоха. Из книги "Религиозно-Философские основы жизни". http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/hristianstvo_tihomirov.htm

    [2] Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Эксмо, 2006. С. 38

    [3] Там же. С. 95

    [4] Там же. С. 101

    [5] Память святого Ливерия исповедника, папы Римского. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/8/27Liveriy.htm

    [6] Память святого Ливерия исповедника, папы Римского († 366 г.) совершается Православной Церковью в один день с памятью святителя Осии - 27 августа/9 сентября.

     

    Источники:

    1. Андреев И. Д. Афанасий Великий // Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 139-141
    2. Бахметева А. Н. История Церкви для детей. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.
    3. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003
    4. Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Эксмо, 2006
    5. Память преподобного отца нашего Осии исповедника, епископа Кордубского. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/8/27Osiya.htm
    6. Память святого Ливерия исповедника, папы Римского. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/8/27Liveriy.htm
    7. Святитель Осия. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4531.htm
    8. Тихомиров Л. А. Христианская эпоха. Из книги "Религиозно-Философские основы жизни". http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/hristianstvo_tihomirov.htm
    9. Филлипс Андрей, священник. Святые Испании. Перевод с английского К. А. Писенко. http://www.pravoslavie.ru/put/051216143324.htm
    10. Цыпин Владислав, протоиерей. Западные источники церковного права эпохи Вселенских Соборов. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4161
    11. ЭЛЬВИРСКИЙ СОБОР - Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2022

    Источник иллюстрации:

    Филлипс Андрей, священник. Святые Испании. Перевод с английского К. А. Писенко. http://www.pravoslavie.ru/put/051216143324.htm

     

    © Е. М. Скитер, 2009

     

     

    Рекомендуем также:

    Молитва святым равноапостольным Константину и Елене
    Житие святых равноапостольных Константина и Елены
    Краткое житие святых равноапостольных Константина и Елены
    Святые Ксанфиппа и Поликсения - проповедницы христианства в Испании
    Святая мученица Евлалия Барселонская
    Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в богословие.
    И. Д. Андреев. Евсевий Кесарийский
    В. Н. Лосский. Искупление и обожение

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100