• На главную страницу
  • Православные святые Западной Европы
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святые Ксанфиппа и Поликсения - проповедницы христианства в Испании

    Память преподобных жен Ксанфиппы Толедской и Поликсении Испанской празднуется Православной Церковью 23 сентября/6 октября

     

    В 2009 году исполняется 1900 лет со дня преставления преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении, учениц св. апостолов, проповедниц христианства в Испании.

     

    Две тысячи лет назад Иберийский полуостров, как и большая часть Западной Европы, был частью Римской империи, и Испания и Португалия как страны еще не существовали. Весь полуостров постепенно был полностью латинизирован, за исключением двух областей, населенных кельтами и басками. Первые жили на северо-западе страны, в области, известной под названием Галисии, в то время как баски заселили северо-восточную область полуострова — западные Пиренеи.

    Христианство пришло на Иберийский полуостров уже в I веке, в апостольскую эпоху.

    Первое свидетельство о христианстве в Иберии содержится в Послании к Римлянам, где апостол Павел пишет о желании совершить путешествие в Испанию (Рим. 15. 24, 28). По древнему преданию, апостол действительно побывал в Испании и обошел весь Иберийский полуостров от востока до запада.

    Святой апостол Павел. Икона. Около 1516 года

    Другое предание говорит о проповеди в Испании апостола Иакова Зеведеева, брата св. ап. Иоанна Богослова. Святой Иаков является небесным покровителем Испании. На протяжении веков город Сантьяго де Компостела, где благоговейно сохранялись его мощи, был самым главным центром паломничества в Западной Европе после Рима (Сант-Яго означает «святой Иаков»).

    Святой апостол Иаков Зеведеев

    В анналах полуострова упоминаются и другие проповедники. Во-первых, это мужи апостольские [1] — св. Торкват Кадисский, св. Ктесифон Вергский, св. Секунд Авильский, св. Индалеций Уркийский, св. Эсихий Гибралтарский, св. Евфразий Ангухарский, посланные, согласно преданию, проповедовать Евангелие на юге Испании. Большинство из них приняли мученическую смерть. Кроме того, до нас дошло предание о проповеди св. Герунция, епископа Италики близ Севильи в южной Испании, также принявшего мученичество приблизительно в 100 году. И, наконец, нам известно о св. Эпитации, также мученике I века, который был епископом Туя, галисийского города на границе с Португалией. Его брат, св. Василий, был первым епископом Браги.

    В числе первых проповедников христианства на Иберийском полуострове были преподобные Ксанфиппа и Поликсения - родные сестры, жившие в Испании во времена святых апостолов.

    Впервые о божественном учении Христа Спасителя они услышали от апостола Павла, когда он проповедовал в их стране. Ксанфиппа (старшая из сестер) вместе со своим супругом Провом тогда же приняла христианство. Поликсения оставалась еще язычницей.

    Вскоре Поликсению постигли тяжелые испытания. Один бесчестный человек, прельстившись ее необыкновенной красотой, насильно похитил Поликсению и увез ее в Грецию. Но милосердный и всесильный Заступник беззащитных и невинных, Господь сохранил юную девицу невредимой и не попустил исполниться преступным замыслам нечестивого похитителя. Злой умысел нечестивца Господь обратил даже на пользу Поликсении. Во время плавания на корабле в Грецию Поликсения услышала проповедь другого великого ученика Христова - святого апостола Петра, и уверовала во Христа. Благорасположенная к высокому божественному учению Христа Спасителя, с живым доверием обратилась она по прибытии в Грецию к покровительству и защите христиан. Проповедовавший там в то время святой апостол Филипп поручил одному благочестивому семейству скрыть Поликсению от ее преступного похитителя. С большими затруднениями и препятствиями удалось этим добродетельным христианам скрыть Поликсению в греческом городе Патры (римская провинция Ахайя), где большинство жителей в то время было уже обращено в христианство проповедью святого апостола Андрея, первозванного ученика Христа Спасителя.

    Святой апостол Петр. Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. VI век

    В Патрах Поликсения, уже подготовленная благовестием святых апостолов Христовых Павла, Петра и Филиппа, и на самой себе испытавшая теперь деятельную благотворительность христиан, – с живою верою в Божественность учения Христа Спасителя приняла христианство и была крещена самим святым апостолом Андреем Первозванным.

    Святой апостол Андрей Первозванный. Ростов, XV в.

    Тут же Поликсения была свидетельницей славных чудес, совершенных апостолом Андреем, и его мученической кончины.

    Как уже было сказано, благовествование и чудеса апостола Андрея в Патрах обратили ко Христу великое множество язычников, и в том числе брата и жену самого начальника области, проконсула Эгеата. Эгеат, узнав об этом, велел заключить апостола в тюрьму. Но в темницу и вокруг нее собирались верующие для молитвы и слушания слова Божия, и число христиан все увеличивалось. Эгеат призвал к себе Андрея и долго уговаривал его отречься от Христа и совершить жертвоприношение в честь языческих богов. «Как можно, — говорил он, — веровать в человека, который, как злодей, был распят на кресте?» Тщетно святой апостол объяснял ему, что Господь добровольно, из любви к людям, принял страдание; что Он смертью Своей примирил людей с Богом и даровал им вечную жизнь. Правитель не уверовал в спасительную истину и присудил святого Андрея сначала к жестоким истязаниям, а потом обрек его на крестную смерть.

    С радостью приветствовал апостол крест, считавшийся у язычников орудием самой позорной казни, но освященный для христианина смертью Христа. «О крест давно любимый! — воскликнул он. — Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему; пусть тобою примет меня Тот, Кто тобою меня спас!»

    Чтобы продлить мучения святого апостола, Эгеат велел привязать его ко кресту, а не пригвоздить. Когда апостола Христова вели на место распятия, народ, среди которого была и юная Поликсения, толпился во множестве вокруг него, громко восклицая:

    – Чем согрешил этот праведник, этот друг Божий, что его ведут на самую позорную у нас казнь, на которую осуждаются лишь злейшие преступники?

    Но святой Андрей успокаивал народ, успевший полюбить апостола за его святую жизнь и спасительное учение, и шел с радостью на место мучения за исповедание Христа.

    Не покидали святого Андрея его преданные ученики, в числе которых была также Поликсения, и тогда, когда его распяли и повесили на кресте.

    Множество народа толпилось близ невинно распятого святого Андрея, негодуя на решение правителя и восклицая с возрастающим недовольством:

    – Напрасно страдает этот святой муж!

    Апостол же старался успокоить волнующихся и продолжал учить слову Божию с креста своего:

    – Люди, здесь стоящие, – говорил он, – жены и дети, старцы и молодые, рабы и свободные! Послушайте слова моего и не думайте более о суете временной жизни, но смотрите на меня, висящего на кресте ради Христа и уже готового оставить сие тело. Не должно страшиться смерти тем, кои подвергаются ей за истину в сем мире: они достигают блаженного успокоения. Смерть страшна лишь для тех, которые в сей жизни рабы греха, ибо они идут на вечную казнь. Очистите себя, не забывайте моего учения; от всего сердца уверуйте в Отца и Сына и Святаго Духа. Храните заповеди Господа нашего Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства, которое уготовал Господь любящим Его!

    Два дня и две ночи висел на кресте ученик Господень. Несмотря на тяжкие мучения, святой старец, следуя примеру Божественного Учителя, произносил лишь слова любви и прощения. И эта кроткая, но полная жизни и истинной любви проповедь со креста особенно сильно подействовала на юную Поликсению. За несколько суток она пережила целую жизнь, и христианство непоколебимо утвердилось в ней.

    Между тем продолжительное страдание святого Андрея до того усилило ропот и негодование народа, что толпа с криком и угрозами окружила жилище правителя, требуя освобождения апостола, уже третий день висевшего на кресте без пищи.

    – Напрасно страдает этот кроткий, святой и мирный человек, – говорил народ. – Вот уже более двух суток, как он висит на кресте и не перестает учить нас добру и правде; его должно снять!

    Эгеат, устрашившись волнения, согласился на желание народа и сам пошел на место казни, чтобы при себе велеть снять святого Андрея со креста. Первозванный апостол, увидев его, сказал:

    – Для чего пришел ты, Эгеат? Если для того, чтобы исповедать веру в Господа Иисуса Христа, то несомненно получишь прощение, если же ты явился для того, чтобы отвязать меня от сего древа, то напрасно ты теперь старался бы о сем, – я уже наслаждаюсь зрением Царя Небесного, уже поклоняюсь Ему, уже стою пред Ним! Но пока еще есть время, позаботься о душе своей и не готовь себе вечных мук.

    По повелению правителя, воины хотели было отвязать святого Андрея от креста, но апостол, подняв очи к небу, воскликнул:

    – Не допусти, Господи, чтобы меня сняли со креста, даруй мне пострадать за Тебя таким же образом, каким благоизволил пострадать Ты. Не дай поколебаться тем, кои познали и возлюбили Тебя чрез мое благовестие; сохрани их и утверди во святой Твоей вере, чтобы и они прославляли Тебя, истинного Бога; приими и меня с миром!

    И действительно, тщетно исполнители казни старались приблизиться к распятому, чтобы отвязать его от креста, – невидимая сила останавливала их. Блестящий свет, более яркий, чем солнечный, совершенно окружил святого Андрея и в продолжение почти получаса скрывал его от предстоящих. Когда же этот свет исчез, оказалось, что святой апостол Андрей уже предал дух свой Богу, и только лицо его сияло небесным светом…

     

    Как Воскресение Иисуса Христа сильно подвигло святых апостолов на проповедь Его Божественного учения, так и кончина апостола Андрея плодотворно подействовала на святую Поликсению. Принявшая христианство от такого столпа Христовой Церкви, каким был апостол Андрей, укреплявшаяся в Божественном вероучении Спасителя под его же руководством, – святая Поликсения сама захотела проповедовать Божественное учение Христа Спасителя. И когда она узнала, что посетивший город Патры вскоре после смерти апостола Андрея святой Онисим (апостол от 70-ти) отправляется на проповедь в Испанию, – святая Поликсения с радостью сопутствовала ему на свою родину для благовестнических трудов. Она хотела обратить ко Христу своих соплеменников, еще непросвещенных светом Евангелия.

    Возвратившись в Испанию со святым Онисимом и с подругой своей Ревеккой, вместе с нею крещенной, святая Поликсения ревностно предалась деятельному распространению христианства среди своих единоплеменников. Сестра ее Ксанфиппа также присоединилась к ее благовестническим трудам. Сохранилось сказание, что особенно часто они проповедовали в многолюдном городе Толедо.

    Преподобная Поликсения Испанская

    Всю остальную жизнь свою, почти сорок лет, святая Поликсения посвятила этому великому подвигу, подавая уверовавшим во Христа пример благочестивой жизни. Плодом сего благочестивого апостольского служения ее было то, что весьма многие язычники в Испании были обращены и утверждены ею в христианстве.

    Около 109 года по Рождестве Христовом святая Поликсения мирно скончалась, до конца земной жизни сохранив девство. Память ее празднуется Православной Церковью 23 сентября. Память сестры и сподвижницы святой Поликсении - преподобной Ксанфиппы - празднуется в тот же день.

    Как писал свт. Иоанн Златоуст, и немощь естества не препятствует женщинам «идти стезею добродетели». «И в супружеской жизни можно быть достойным удивления и благородным», - говорит тот же святитель. Яркий пример этого - жизнь святых благовестниц Ксанфиппы и Поликсении.

     

    Примечания:

    [1] К мужам апостольским относятся святые, которые были непосредственными учениками апостолов, знали апостолов лично.

     

    Источники:

    1. Бахметева А. Н. История Церкви для детей. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.
    2. Церковные праздники в 2009 году (по старому и новому стилю). http://bryansk-eparhia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=183&Itemid=70
    3. Житие преподобной Поликсении. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/23Polikseniya.htm
    4. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXX на Послание к Римлянам // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 838.
    5. Ксанфиппа Толедская – Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=7249
    6 Поликсения Испанская – Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=7248
    7. Преподобные Ксанфиппа и Поликсения. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1588.htm
    8. Святой апостол Андрей Первозванный. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/saints2/469st_andrey.htm
    9. Филлипс Андрей, священник. Святые Испании. Перевод с английского К. А. Писенко. http://www.pravoslavie.ru/put/051216143324.htm

    Источники иллюстраций:

    1. Православный Церковный календарь. www.days.pravoslavie.ru
    2. Икона, иконография, иконопочитание. www.nesusvet.narod.ru

     

    © Е. М. Скитер, 2009

     

     

    Рекомендуем также:

    А. П. Лопухин. Иоанн Богослов
    Житие святых равноапостольных Константина и Елены
    Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина
    Святая Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
    Святитель Иоанн Златоуст. О святых двенадцати апостолах (spurium)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100