|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст О святых двенадцати апостолах Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria
Весьма знаменательно, что сегодня эта рыбачья сеть, которою мы уловляем словесных рыб, посещением Святого Духа наполнилась добычею. Ведь именно мудрость Слова умудрила немудрых и огненными языками отверзла уста медленноязычных, ведь именно по ее велению они оставили свое прежнее ремесло для более возвышенного. Грядита по Мне, и сотворю вы ловцы человеком (Мф. IV, 19) – вот что было им сказано. Сказал Господь: идите за Мной, - и все тотчас изменилось к лучшему. Двенадцать борцов было избрано и из них никто не остался неувенчанным. Одна и та же благодать содействовала всем им и делала славною победу каждого из них. Только несчастный Иуда сорвался с этого якоря, целованием указав волкам Агнца и за тридцать сребренников предав Господа, кровь Которого искупила мир. Вы же, - о, блаженная и славная дружина апостольская, - по благодати были всем вся; не тростью, но словом вы мудро уловили стада людей. Вы – непоколебимые столпы правой веры, скала Церкви, скипетры Царства, неусыпные предстоятели в особенности этой паствы, безмездные врачеватели недугующего человечества и сострадательные поручители нашего покаяния пред Богом. Вы – как одушевленные наковальни: подвергаясь ударам, вы вразумляете самих поражающих вас.Здесь Петр наставляет Рим; там Павел благовествует миру. Андрей вразумляет мудрецов Эллады; Симон приводит варваров к Богу. Фома убеляет эфиопов крещением. Иудея чтит седалище Иакова, Александрия на Ниле припадает к престолу Марка. Лука и Матфей пишут Евангелия, Иоанн тайнозритель, как бы живой, и после кончины своей не оставляет своими попечениями Ефеса. Варфоломей научает ликаонийцев воздержанию, Филипп чудом спасает Иераполь. Все не перестают оказывать всем и повсюду благотворения. Самый прах их и в гробницах бессмертен. Теперь они слуги, а потом воссядут как судии мира. Прикосновением одного хромой получил способность ходить; другому встретился расслабленный – и получил приказание носить постель; иной возглашает мертвых – и они тотчас ему повинуются; того одна тень прогоняет болезни; имени этого трепещут бесы, и головные повязки его приносят исцеление. И не удивительно: ведь они ученики Того, Которого край одежды, когда к нему украдкой прикоснулась кровоточивая женщина, тотчас иссушил красное море кровей ее. Возвратимся, впрочем, к верховным апостолам и припомним этот пророческий голос: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. CXXXII, 1). И так как Петр прежде всех нанялся в виноградник Господень, то ему первому пусть и будет посвящено наше слово. Петр – первородная овца из стада доброго Пастыря. От озера взошел он на небо; оставил моряков и удостоился беседовать с ангелами; покинул лодку и получил в управление корабль Церкви, приял ключи Царства Небесного и власть вязать и решить. Скорый на зов, он непоколебим в вере. Именно он, пламенный во всем сподвижник Учителя, провозгласил это исповедание: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф. XVI, 16). Готовый умереть вместе с Господом, он неотступно следовал за божественным Узником до двора Каиафы. Самое отречение его достойно извинения, раскаяние же достойно удивления; даже более: не столько заслуживает порицания его отречение, сколько ублажения его покаяние. И падение его нам на пользу: скорым покаянием и слезами он искупил свой грех, за то после этого мимолетного колебания сделался на веки непоколебимым основанием верных. Ведь если, возлюбленный слушатель, ты вникнешь, насколько то время было благоприятно для робости, ты вовсе не найдешь, чтобы Петр очень заслуживал обвинения. Солнце померкло, небо содрогнулось, земля потряслась, камни расселись – от нестерпимости оскорбления, нанесенного Создателю: вот при каких обстоятельствах поколебался Петр, вот когда отрекся верховный апостол. И удивительно: тотчас же нашел он обличителя себе в бессловесном вестнике дня по слову Господа: прежде даже алектор не возгласит, трикраты отвержешися Мене (Мф. XXVI, 34). Но первый отрекшись, он первый же побежал на гроб, первый увидел воскресшего из мертвых Жизнодавца, от Марии узнав то, чего не дерзнул сообщить ему ангел, сидевший на гробе. Вот рядом с Петром – Павел, премудрый вселенский оратор. Он был волком – и сделался агнцем, был тернием – и сделался гроздием; из врага сделался другом, из плевела – хлебом; был евреем – и остался евреем, но у них был Савлом, дышавшим угрозами и убийством, у нас же сделался Павлом, званным апостолом Иисуса Христа; хулитель сделался богословом, гонитель – благовестником, мучитель – кормчим, предатель - сподвижником. Вместе с Петром он нашел себе гробницу в Риме, но вместе с ним не презрел и Сихема; по образу Вениамина брат Иосифа, и по образу Феклы отец детей и наставник. Слепой пред Дамаском – и в каждом городе око проповеди, званный с неба – и восхищенный на небо, он созерцал рай прежде отшествия отсюда и уже во время борьбы получил венец победы, притом заслуженный им, как он сам говорит. Что именно говорит? Егоже воздаст ми Господь в день он (2 Тим. IV, 8). Таков Павел – из последних первый, из “извергов” – “муж совершенный”, и гонитель приятный, и гонимый сладостный, и римлянин и фарисей, по вере бывший всем для всех. Христос, предсказавший Петру страдания, сказал и Павлу, что подобает ему пострадать за имя Его (Деян. IX, 16). Господу угодно было, чтобы оба верховные апостола, одну веру проповедавшие, одно течение совершившие, чрез свои страдания – один пригвожденный ко кресту, другой обезглавленный – были истинными свидетелями Того, Кто пострадал, был погребен и воскрес, как и предрек, и возвратился в лоно Отчее, из коего никогда не отлучался. И вот что говорит им Сам Господь через пророка: обыдите новый этот Сион и обымите его (Пс. XVII, 13), то есть: сохраните, укрепите, оградите своими молитвами, и тогда, если Я в гневе захочу потрясти вселенную, то, видя ваш нетленный гроб и язвы, которые вы за Меня добровольно приняли, Я побежду гнев благоутробием и заранее приму ваше ходатайство за него. Ведь когда Я вижу священство и царство плачущими, Я тотчас преклоняюсь к жалости и состраданию, тотчас вспоминаю эти Свои слова: защищу град сей Давида ради раба Моего и Аарона святого Моего (4 Цар. XIX, 34). Как бы соединившись в вере и прикрывши свое достоинство добровольным смирением, самым одеянием своим свидетельствуя о смирении души, он привели пред Меня многие тысячи учеников, ублажающих Меня и просящих от Меня умилостивления миру. А ведь Я Сам сказал: просите и дастся вам, ищите и обрящете (Мф. VII, 7). Ему слава и держава, ныне и присно, во веки веков. Аминь.
Рекомендуем также: Лопухин А. П. Иоанн Богослов Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |