• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    И. Д. Андреев

    Евсевий Кесарийский

     

    ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ [Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης] (Памфил) (ок. 260-340), отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время гонения Диоклетиана сохранил наличность кесарийской библиотеки и обогатил ее новыми коллекциями рукописей, приобретенных во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Около 313 Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени водворения в 323 Константина Великого на Востоке Евсевий Кесарийский оказывает сильное влияние на императора и сохраняет это влияние до смерти. Этому способствовало его умение хвалить покровителей и замалчивать их ложные шаги, готовность вовремя произвести нажим и на свои взгляды, и на чужие документы. Евсевий Кесарийский является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству располагать свет и тени мы до сих пор не знаем много важного в жизни императора и в процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. Вместо портрета он оставил нам икону. […] Когда начались арианские волнения, Евсевий Кесарийский не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на Соборе 325 дело дошло до голосования формулы императора ομοουσιος [единосущный], он не устоял перед искушением угодить венценосному епископу внешних”. После Собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий Кесарийский становится видным се деятелем. В 330 он присутствует на Соборе, осудившем Евстафия Антиохийского, в 335 - на Соборе Тирском, осудившем Афанасия Великого. Но в представлении о Евсевии Кесарийском все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Евсевий Кесарийский - один из самых ученых представителей церковной письменности. Труды его и многочисленны, и важны. Он охотно заполнял свои произведения выписками из документов; его церковная история представляет собой почти хрестоматию. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия Кесарийского о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало.

    Сочинения Евсевия Кесарийского распадаются на апологетические, исторические, библейско-экзегетические и догматико-полемические. Среди первых выдаются известные в научном обиходе более под латинскими названиями Praeparatio evangelica (“Приготовление к Евангелию”; изд. в первый раз Вигери в 1628) и Demonstratio evangelica (“Доказательство в пользу Евангелия”). Это, собственно, две обширные части одного произведения. Написаны они приблизительно в 315-322. После 323 составлено “О богоявлении” (περι της θεοφανειας), в 311-313 - трактат против сочинения Иерокла (неоплатоника, правителя Вифинии, влиявшего на Диоклетиана в пору его выступления против христиан) об Аполлонии Тианском. Исторические сочинения Евсевия Кесарийского - самые ценные. “Церковная история” в 10 книгах, закончена в 324-325; она повествует о событиях от начала христианства до 324. Ее справедливо скоро стали ценить как κτημα ες αει [вечное достояние]. “Хроника” (от сотворения мира) первоначально была написана около 303 и потом продолжена до 323. В целом виде она сохранилась только в армянском переводе (найден в 1792; до этого долгое время она была известна лишь в вольном пересказе Иеронима, на лат. яз.). Трактат “О палестинских мучениках” написан в 303-311; на греческом яз. сохранилась только краткая его редакция. Из библейских работ Евсевия Кесарийского первое место занимает т.н. “Ономастикон”, который говорит о всех упоминаемых в Библии местах и является первоклассным источником для топографии библейской Палестины. Из экзегетических работ Евсевия Кесарийского в значительном объеме уцелели только объяснения некоторых псалмов. Догматические трактаты “Против Маркелла” и “О богословии” направлены против вышедшего в 335 антиарианского сочинения Маркелла, еп. Анкирского. До сих пор о Евсевии Кесарийском много говорят как о панегиристе. Его “Жизнь Константина” служит предметом горячих споров. Некоторые исследователи обвиняют его в фальсификации документов. “Похвала Константину составлена по поводу тридцатилетия царствования императора в 335. “Речь к собранию святых” от лица царя вышла также из-под пера церковного историка. Бόльшая часть теперь известных сочинений Евсевия Кесарийского перепечатана в: Migne, PG, t. 19-24. На русском яз. имеются “Церковная история”, О палестинских мучениках”, “Жизнь Константина и “Речь к собранию святых”. “Demonstratio evangelica” и “Praeparatio evangelica” во французском переводе см.: Migne, Démonstrations évangéliques, v. 1-2, 1843.

     

    См.: проф. А. П. Лебедев, Церковная историография в главных ее представителях с 4 до 20 в., 2-е изд., СПб., 1903; К. Смирнов, Обозрение источников истории Первого Вселенского Собора, Ярославль, 1888; Н. Розанов, Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской, М., 1881.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 519-520.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100