|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Священномученик Сергий (Мечев) О гордости Беседа первая Мы в последний раз говорили о том, что нашу веру возрождает и укрепляет смирение, и теперь следовало бы поговорить о смирении. Но здесь есть величайшая трудность: мы вовсе не имеем смирения в своем опыте, а, как говорит Иоанн Лествичник, “кто думает одним сказанием своим просветить и научить не вкусивших сего самым делом, тот делает нечто подобное человеку, вознамерившемуся словами и примерами дать понятие о сладости меда тем, которые никогда его не вкушали”[1]. “Никакое слово не может изъяснить его качество. Одну надпись имеет сие сокровище - надпись непостижимую, как свыше происходящую; и те, которые стараются истолковать ее словами, принимают на себя труд великого и бесконечного испытания. Надпись эта такова: святое смирение”[2]. Нам трудно, почти невозможно говорить о смирении, поэтому я хочу сегодня говорить о том, что дано нам в опыте, - о гордости. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение”[3], - говорит Иоанн Лествичник. “Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав”[4]. Таким образом, гордость в итоге приводит к потере веры в Бога. Когда тщеславие в нас разовьется настолько, что мы становимся его рабами, мы вступаем в середину гордости. Такой человек может еще молиться, как и видим мы на примере фарисея, в молитве которого есть и уничижение ближнего, и бесстыдное проповедание своих трудов: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Такой человек еще молится Богу, не понимая, что он уже на границе неверия и отгнания помощи Божией, а между тем последнее вместе с упованием на свое тщание есть уже конец гордости – “бесовское изобретение”. Если обратимся к авве Дорофею, то у него увидим разграничение степеней гордости на первую и вторую, которые соответствуют середине и концу ее по Иоанну Лествичнику. Авва Дорофей пишет: “Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его; таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею”[5]. Дальше авва Дорофей показывает жалкое состояние одного брата, который последовал первой гордости, и на этом примере описывает переход первой гордости во вторую. “Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? Нет никого (достойного), кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих осуждать и говорить: “Нет никого (достойного), кроме Макария”. Спустя немного начал говорить: “Что такое Макарий? Нет никого (достойного), кроме Василия и Григория”. Но скоро начал осуждать и сих, говоря: “Что такое Василий? и что такое Григорий? Нет никого (достойного), кроме Петра и Павла”. Я говорю ему: “Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать”. И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: “Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы” Наконец возгордился он и против Самого Бога, и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, то есть совершенную гордыню”[6].Для тех, кто желает бороться с гордостью, надо остановиться на начале гордости - тщеславии. Каково же отношение между гордостью и тщеславием? По Иоанну Лествичнику, “между сими страстями такое же различие, кое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец”[7], а в другом месте называет тщеславие “предтечею гордости”[8] Что такое тщеславие по своему качеству? По своему виду оно есть “изменение естества” (то есть того, что вложено в нас Богом), “по качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие - собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть, а сие, что будет расточать”[9]. Всякий, кто трудится для Бога и при этом тщеславится, напрасно трудится, напрасно тратит поты, потому что у него есть похититель этого духовного сокровища, имея которого можно потонуть – потонуть не в открытом море, а уже находясь в пристани. Как говорят святые отцы, “тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям”[10]. “Пост тщеславного остается без награды, а молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой. Тщеславный подвижник сам себе приносит двойной вред: первый, что изнуряет тело, а второй, что не получает за это награды”[11]. Нам важно знать, каким образом можем мы определить в себе тщеславие, каков его основной признак. Тщеславие можно узнать в себе по тому, “когда и самое малое что-либо делаешь для того, чтобы видели тебя люди”[12], или “когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, обнаруживает тщеславные поступки”[13]. Каково же состояние тщеславного? Тщеславие владеет нами, когда мы не противимся ему. Оно сопровождает нас во всякой нашей добродетели. “Всем без различия сияет солнце; а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одеваясь в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх”[14]. Нам надо бороться с тщеславием, надо противопоставить ему что-то, от чего оно исчезло бы. Тщеславие - крайне опасная для нас страсть. Не будь у нас тщеславия, мы, может быть, многого бы не сделали, а ради тщеславия побеждаем всякую другую страсть. Так “тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми”[15], и они сдерживаются не потому, что так Господь велел, не потому что говорят себе: “в брате моем образ Божий, который нельзя уничижать”, а потому что боится: “обо мне могут плохо думать”. Вот что рассказывает Иоанн Лествичник: “Однажды я, сидя в келии, впал в такое разленение, что думал почти ее оставить. Но пришли некоторые странники и наговорили мне, как безмолвнику, много похвал; и помысл разленения тотчас оставил меня, будучи прогнан тщеславием… Я удивился, как сей тревожный бес сопротивляется всем духам”[16]. Этим Иоанн Лествичник указывает, что нет такой страсти, которой не могло бы побороть тщеславие. Мы обычно думаем, что эта победа, а на самом деле это поражение, так как здесь слабейшая страсть подчиняется более сильной, а не искореняется вовсе покаянием и страхом Божиим. Тщеславие только на время отгоняет другую страсть, скрывает ее от нас и тем самым не позволяет бороться с нею.Когда мы говорим о тщеславии, нам необходимо отметить те пути, по которым оно в нас развивается. Один из этих путей — многоглаголание. “Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять”[17]. Впадая в многоглаголание, мы развиваем в себе тщеславие. Кроме того, важно не только то, что я говорю, но и то, что если люди мне много говорят, а в особенности, если меня хвалят, это также развивает тщеславие. Упраздняется же тщеславие молчанием: “Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие”[18]. Как мы видим, борьбу с гордостью надо начинать с борьбы с тщеславием. В этом нам помогает еще одно очень действенное средство - и его дает Господь – это бесчестие, которое является хорошим лекарством для тщеславного. “Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием”[19]. Можно говорить об этапах истребления тщеславия. “Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же - отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби”[20]. 1. Начало есть “хранение уст и любление бесчестия”. Это значит, что мне надо постараться заградить свои уста и понять постольку, поскольку могу, что бесчестие для меня полезно. Я должен сам себя смирять изнутри, говоря: “Я тщеславен, так мне и надо”. 2. Тщеславные мысли сопровождают нас во всем и мешают во всяком делании, но мы не можем начать прямо борьбу с ними. Всякая борьба со страстями начинается не с помыслов, а с действий, сначала я должен научиться хранить уста и любить бесчестие и только тогда могу перейти к средней стадии истребления тщеславия - хранению помыслов, отсечению их. 3. Каков же конец этого делания? Он состоит в том, чтобы делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при этом никакой скорби. Это уже совсем далеко от нашего устроения, это венец достижения. Его мы видим у юродивых. “Если предел, свойство и образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, которых в нем нет: то глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях, принимает на себя такие вины, каких и нет в нем. Так поступил тот преподобный отец (авва Симон), который взял в руки хлеб и сыр, так поступил и тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно” (преп. Серапион Синдонит, Лавсаик)[21]. Если предел тщеславия есть, когда мы даже наедине любуемся собою (оратор, который становится в позу, думая о речи, которую он произнесет; художник, который мечтает о том, какую напишет картину - “вот и вот что сделано”, и уже думает, что он что-то сделал; женщина перед зеркалом, любующаяся собой, хотя и никто ее не видит), то “признак совершенного нетщеславия есть, чтобы и при посещениях других никогда не окрадываться тщеславною мыслью. Если знак погибели, то есть гордости, есть, когда кто возносится и малыми и незначительными делами, то спасительный признак смирения есть смиренно думать о себе и при великих начинаниях и совершенствах”[22]. Святые отцы приводят и другие виды гордости. Авва Дорофей говорит: “Гордость же бывает мирская и монашеская: мирская гордость есть та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его. И так, когда мы видим, что тщеславимся сими (преимуществами), или тем, что монастырь наш больше или богаче (других), или что в нем много братии, то мы должны знать, что находимся еще в мирской гордости. Случается также, что тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поет или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении. Сии преимущества лучше первых, однако и это мирская гордость. Монашеская же гордость есть та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живет и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы. Все сие относится к монашеской гордости”[23]. Хотя всякая гордость должна быть в нас истреблена, но мы находимся в таком устроении, что не можем вовсе не испытывать чувства гордости, а если так, то, говорят святые отцы, лучше гордиться духовными дарованиями, а не чем-либо мирским: “Можно нам вовсе не гордиться; если же кто сего совсем избежать не может, то хоть бы гордился преимуществом монашеских дел, а не чем-либо мирским”[24]. “Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способностями, без труда нами полученными: тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен”[25]. Где уж нам бороться с духовной гордостью, когда нам и гордиться-то совсем нечем. Тщеславие же мирское надо останавливать и помнить, что тот, кто впал в рабство мирской гордости, не может надеяться на преуспеяние. Вообще же тщеславиться мы не можем ничем, потому что все это не наше, так как все - дар Божий, и я сам создан Богом. “Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие - гордиться Божиими дарованиями. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие”[26].Мы путаем все эти состояния; а нам надо начать с искоренения в себе тщеславия, ведь дело может кончиться отвержением помощи Божией, что мир теперь и делает. Все ступени гордости связаны между собой. Если усвоить, что гордость уничтожает плоды всякого нашего доброго дела, что она есть “потопление в пристани”, что многие тщеславные подвижники только вред себе двойной приносили, а Иоанн Лествичник даже говорит, что “гордый монах не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом и супостатом”[27], если серьезно это воспринять, тогда понятно станет то, что было сказано вначале: “Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения, а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав”[28]. Нам это надо всегда помнить, ибо мы склонны тщеславиться в каждом нашем поступке, тщеславимся всегда и во всем. Давайте же бороться с тщеславием, давайте помнить, что с этой борьбы начинается смирение, та добродетель, что нам вовсе не известна и которую даже Иоанн Лествичник не может определить. “Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом”[29]. “Никакое слово не может изъяснить его качество. Одну надпись имеет сие сокровище, - надпись непостижимую, как свыше происходящую; и те, которые стараются истолковать ее словами, принимают на себя труд великого и бесконечного испытания. Надпись эта такова: святое смирение”[30]. Беседа вторая Мы начали говорить о гордости, но в связи с тем, что наступают дни Великого поста, придется теперь в последний раз побеседовать о ней, о том, как она мешает нам каяться, отводит нас от покаяния. Святые отцы говорят, что “обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: егда сотворите вся, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17, 10) ”[31], то есть даже в том случае, если бы вы были преисполнены всякой добродетели, не гордитесь, а говорите: “Не нам, а имени Твоему принадлежит все, что мы делаем”. Грешники не имеют причин гордиться, а у праведников в этом отношении большая опасность. Мы должны особенно бояться гордости не тогда, когда ничего не делаем, а тогда, когда что-нибудь уже сделали. Чем же мы можем гордиться? Святые отцы говорят, что человеку нечем гордиться: “Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие”[32], - говорит Иоанн Лествичник. Поэтому, что бы ни делали мы – все это не наше, но Божие, ибо Бог сотворил нас такими, что мы не должны были бы вовсе делать зла, а мы сами внесли в душу свою грех и тление. Все духовные дарования – Божии. Ты, если имеешь ум, не можешь гордиться чужими драгоценностями, чужою одеждой, чужим сочинением, потому что прекрасно знаешь, что они не твои. Также и в отношении к Богу “Ты можешь гордиться только своими грехами”, - говорит один святой отец. А гордиться тем, что дал Господь - крайнее безумие, ибо это, по словам Исаака Сирина, не твоя собственность, но дано Богом, и если ты не будешь ходить по Его заповедям и воле, то отнимет у тебя Господь Свои дары, Свою собственность и отдаст лучшему тебя, и будешь ты походить на человека, у которого отняли перо, только что омоченное в чернилах. Нам надо помнить, что все это не наше, а богатство Господа, которое мы только и делаем, что расточаем и растлеваем.Господь говорит, что тот, кто имеет в себе гордость, носит беса внутри себя. “Гордый монах не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом и супостатом”, - читаем у Иоанна Лествичника [33]. Что бы ни делал такой человек - все напрасно и не приносит никакой пользы. Святой Максим Исповедник говорит, что гордый монах ничем не гнушается - ни молитвой, ни постом, ни бдением, ни спаньем на голой земле, ни другими тяжкими подвигами, но все это исполняет до тех пор, пока это угодно сидящему в нем бесу, пока это он делает для себя, ибо тщеславный человек, как мы говорили, идолопоклонник.Нам подобает, в особенности в дни покаяния, забыть о всех своих добродетелях, ибо все они Божии: тот, кто ими гордится, находится в ужасном положении, ибо имеет в себе беса. Такому человеку может помочь только Бог, и, по словам Лествичника, язва его “от людей неисцельна”[34]. Нам можно только молиться за такого человека, но ни словом, ни делом ему не поможешь: “Кто пленен гордостию, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое”[35]. Как же бороться с подобным состоянием? Если мы совершили доброе дело, то нам надо помнить, что под видом благодарения к нам часто вкрадывается гордость. Вспомним мытаря и фарисея. Фарисей на самом деле был не таков, как мытарь, у мытаря не было его дел. Но тщеславием он уничтожил свою награду. Нельзя начинать молитву, а в особенности исповедь с благодарения, никогда не надо говорить: “Слава Богу - у меня того-то нет и того-то нет, я то-то и то-то хорошее делаю”. Так у нас зачастую бывает. Иоанн Лествичник говорит о гордости: “Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лк.18, 11)”[36].Здесь дело не в том, что не надо Бога благодарить за все, что мы делаем, - правда, все это Его собственность, Его дар, но дело в том, что мы, говоря: “Благодарю Тебя, что я стал такой хороший”, - переносим центр тяжести на себя. И вот те из нас, которые имеют какие-нибудь добрые дела, должны помнить, что исповедь и молитву надо начинать с покаяния и смирения, а потом можно и поблагодарить Господа, прежде всего за то, что Он дает нам время на покаяние. Следует помнить, что в гордости мы не можем прийти к Богу. От фарисеева благодарения не будет нам ничего спасительного, ничего полезного для покаяния. Гордость нам прежде всего мешает и отвращает нас от покаяния, ибо гордость по существу есть “отвержение Бога” и Его помощи, “бесовское изобретение”, и если этого еще нет у нас, то есть уже “уничижение ближнего и бесстыдное проповедание своих трудов”. Нам надо помнить также, что наравне с гордостью покаянию мешает отчаяние. Отчаяние бывает двух родов: в одних случаях оно происходит от множества грехов и от многой печали, в других же - от гордости и превозношения. Если я все время считал себя хорошим, все время надеялся на себя, на свои силы, все думал , что я не таков, как все прочие, и вдруг пал и оказался даже хуже, чем все, - у меня, конечно, должно родиться отчаяние. Об этом так говорит Иоанн Лествичник: “Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается, и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили сего падения. Если кто в это вникнет, то найдет, что между теми и другими такое различие: первые предаются нерадению; а вторые при безнадежии держатся и подвига”[37]. И то, и другое отчаяние не может, конечно, привести нас к покаянию.Как бороться с отчаянием от гордости? От этого рода отчаяния, по Иоанну Лествичнику, нас исцеляет смирение и неосуждение ближнего, от того же , которое происходит от грехов, спасает мысль о милосердии Господа, сказавшего, что мы должны прощать нашему ближнему семьдесят семь раз. “Но от первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего смирение и то, чтобы никого не судить”[38]. Мы должны помнить, что отчаяние есть великий грех, и не забывать совета, данного Господом Петру. Если Он нам, слабым, велел столько прощать, то тем более Сам Он простит нам, если будем каяться. Иоанн Лествичник говорит: “Не ужасайся, если и каждый день падаешь и не отступай от пути Божия, но стой мужественно”. “В печали о грехах, влекомые к отчаянию, да не престанем воспоминать, что Господь заповедал Петру прощать согрешающего семьдесят крат седмерицею (Мф. 18. 21); а Кто такую заповедь предал другому, Тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает”[39].Отчаяние, происходящее вследствие гордости, когда человек теряет веру в себя, в свои силы, на которые он раньше только и надеялся, доводит некоторых даже до самоубийства. “Напротив, когда борет нас возношение, тогда потщимся вспоминать изречение святого апостола Иакова: Иже весь закон духовный соблюдет, согрешит же одною страстию - высокоумием, быстъ всем повинен ” (Иак 2, 10)[40].Стало быть, перед наступающими днями покаяния нам надо помнить, что главными препятствиями к этому последнему являются гордость и отчаяние. С гордостью надо бороться не только тем, кто мало верит в Бога, но и тем, кто хочет совершать путь спасения и имеет некоторые добрые дела. А потому будем больше благодарить Бога не за добродетели, но за покаяние, которое Он нам дает, ибо добрые дела принадлежат не нам.Казалось бы, отчаяние и гордость противоположны друг другу по своей природе, но - странное дело - они могут каким-то образом совмещаться, чтобы вместе отвращать нас от покаяния. Иоанн Лествичник пишет: “Как брак и смерть противны друг другу, так и гордость и отчаяние между собой несогласны; но по злоухищрению бесов, можно обе эти страсти видеть в одном человеке”[41]. Нам надо стараться по мере сил преуспевать в добродетели, но при этом все свои дела приписывать не себе, а Богу, и тогда мало-помалу мы уничтожим преграду, отделяющую нас от истинного покаяния. Примечания: [1] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. 25, 1. [2] Там же. 25, 2. [3] Там же. 23, 1. [4] Там же. 23, 2. [5] Авва Дорофей, преп. Поучение 2 // Душеполезные поучения и послания. С. 42. [6] Там же. [7] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. 22, 1. [8] Там же. 22, 6. [9] Там же. 22, 2. [10] Там же. 22, 6. [11] Там же. 22, 7-8. [12] Там же. 22, 36. [13] Там же. 29, 10. [14] Там же. 22, 5. [15] Там же. 22, 25. [16] Там же. 27, 44. [17] Там же. 11, 2. [18] Там же. 11, 6. [19] Там же. 22, 38. [20] Там же. 22, 39. [21] Там же. 25, 44. [22] Там же. 29, 10. [23] Авва Дорофей, преп. Поучение 2 // Душеполезные поучения и послания. С. 42-43. [24] Там же. С 43. [25] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. 22, 31. [26] Там же. 23, 16. [27] Там же. 23, 32. [28] Там же. 23, 2. [29] Там же. 25, 4. [30] Там же. 25, 2. [31] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на слова пророка Исаии. 3, 1 // Творения. СПб. Т. 6. Кн. 1. С. 397. [32] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. 23, 16. [33] Там же. 23, 32. [34] Там же. 23, 10. [35] Там же. 23, 37. [36] Там же. 23, 3. [37] Там же. 26, 89. [38] Там же. [39] Там же. 26, 146. [40] Там же. [41] Там же.
Текст приводится по изданию: Священномученик Сергий (Мечев). О гордости // Путь покаяния: Беседы перед исповедью. М.: Даниловский благовестник, 2005. С. 428-441, 824-825
Рекомендуем также: Священномученик Сергий (Мечев) С. М. Зарин. Иоанн Лествичник Игумен Марк (Лозинский). Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |