|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Игумен Марк (Лозинский) Учение об Иисусовой молитве священноинока Дорофея Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"
После учения преподобного Иоанна Лествичника [1] святитель Игнатий приводит выдержку из книги “Цветник” нашего отечественного писателя, жившего во времена первых русских патриархов, священноинока Дорофея. “Цветник” пользовался у русских подвижников, занимавшихся умным деланием, особым уважением. По этой книге обучались Иисусовой молитве преп. Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец и известный подвижник Соловецкой обители Иисус Голгофский. Об умном делании священноинок учит так: “Кто молится устами, а о душе небрежет и сердце не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего: от души, и ума, и сердца своего, со страхом Божиим, от всей крепости своея.Умная молитва не попускает входить во внутреннюю клеть ни парению, ни скверным помыслам. Хочешь ли научиться умной и сердечной молитве? Я научу тебя. Внимай прилежно и разумно, послушай меня, любимый мой. Сначала должно тебе творить молитву Иисусову голосом, т.е. устами, языком, речью, вслух, себе одному. Когда насытятся уста, язык и чувства молитвою, произносимою гласно, тогда гласная молитва прекращается, и начинает она произноситься шепотом. После этого должно поучаться умом, приницать и прилежать всегда к гортанному почувению [2]. Тогда умная и сердечная молитва начнет манием (под действием Божественной благодати) самовластно, непрестанно воздвизаться, обноситься и действовать на всякое время, при всяком деле, на всяком месте” [3].Характеристику этого способа обучения Иисусовой молитве святитель Игнатий делает вместе с характеристикой наставлений преп. Серафима Саровского об умном делании.Примечания [1] Непосредственно после цитаты святого Иоанна Лествичника святитель Игнатий приводит несколько выдержек из творений святого Исаака Сирского (из 8-го и 2-го Слова) и Слова преп. Варсонофия (отв. 115). Эти выдержки приведены владыкой для разъяснения слов святого Иоанна Лествичника и не имеют характера специального учения об Иисусовой молитве, поэтому мы опустили их [2] Слово “почувение” является отглагольным существительным от глагола “почути” (разуметь, узнать, постигнуть). В данном предложении слово почувение означает постижение. Т. е. “прилежати к гортанному почувению” значит: “стремиться всегда к постижению того, что произносится голосом” [3] Соч., т. 2. С. 266 и “Цветник”, поучение 32
Текст приводится по изданию: Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Благо, 2003. С. 248-249.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |