• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Игумен Марк (Лозинский)

    Учение об умном делании преп. Иоанна Лествичника

    Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"

     

    Первое место между всеми способами обучения умному деланию, по заключению святителя Игнатия, принадлежит способу великого наставника иночествующих святого Иоанна Лествичника.

    В слове о молитве святой Иоанн пишет: “Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в слова молитвы. Если по причине младенчественности она изнеможет и уклонится — опять введи ее. Свойственна уму несостоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет определяющий в тебе границы морю твоему, и скажет ему ("морю") при молитве твоей: "До сего дойдеши, и не прейдеши" (Иов. 38, 11). Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему. Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвою при самом их начале; средина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу” [1].

    В слове о послушании преп. Иоанн пишет: “Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников непарительной молитвы. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе” [2].

    В этих словах святого Иоанна Лествичника заключается необходимый и удобный способ внимательной молитвы. Этот способ необходим для всех христиан: мирян и иноков, чтобы молитва их имела силу, ибо молитва, неодушевленная вниманием, не приносит молящемуся плодов.

    Великий учитель молитвы, говоря об этом способе в слове “о послушании”, с очевидностью показывает, что этот способ необходим для новоначальных иноков; этот же способ, но более пространно, он повторяет в учении “о молитве” для преуспевших иноков (после наставления для безмолвников) и этим свидетельствует, что способ этот необходим и для безмолвников, и для преуспевших иноков. “...Величайшее достоинство этого (способа) заключается в том, что он при всей удовлетворительности своей вполне безопасен” [3], - пишет святитель Игнатий.

    При таком образе молитвы не может быть и речи о прелести, лишь увлечение в рассеянность, столь свойственное всем новоначальным, колеблет молитву. Возвращение мысли в слова молитвы и заключение ее в словах молитвы - вот необходимый путь правильной молитвы. При внимательной молитве сердце молящегося не может не принять участия в ней. По словам преп. Марка: “Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце” [4]. Постоянное упражнение в молитве по способу святого Иоанна Лествичника приводит к тому, что устная молитва перейдет постепенно в умную и сердечную и привлечет к молящемуся Божественную благодать.

    Специально о молитве, совершаемой умом в сердце, святой Иоанн Лествичник в своей “Лествице”, возводящей монаха от земли на небо, говорит так прикровенно, что лишь опытно знакомый с учением святых отцов святитель Игнатий мог понять смысл его учения. Изложив просто и доступно учение о молитве, возводящее своего исполнителя в благодатное состояние, святой весьма прикровенно написал о том, что совершается по осенении молитвенного подвига благодатью. “Иное - обращаться часто к сердцу, а иное — быть по уму епископом сердца, князем и архиереем, приносящим Христу словесные жертвы” [5], - пишет святой Иоанн.

    Святитель Игнатий так понимает эти слова: “Иное - молиться со вниманием, при участии сердца; иное - нисходить умом в сердечный храм и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и благодати Божественной. Второе происходит от первогосочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом: наконец, при внимании, усвоившемся в молитве, ум нисходит в сердце для глубочайшего молитвенного священнослужения...” [6]

    Зная, что стремление ко второму (соединению ума с сердцем) прежде достижения первого (внимательной молитвы при сочувствии сердца) может принести величайший вред для инока, преподобный Иоанн в книге, которая предназначена для общего назидания монахов, не оставил подробного учения о сердечной молитве. В те времена много было живых сосудов благодати - опытных старцев, которые всегда могли объяснить тем, кто достиг этой меры, особенности этой молитвы. Для легкомысленных и любопытных это молитвенное таинство оставалось закрытым, и они даже нигде не могли прочитать о нем.

    Среди раифских монахов, для которых была написана “Лествица”, умное делание процветало под руководством опытных духовных наставников. Святитель Игнатий видел указание на это в прикровенных и “приточных” словах Лествичника в “Слове к пастырю”. “Прежде всего, о честный отец, — пишет преподобный Иоанн, — потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых, которым вознамерились показать Христа, Почивающего на их таинственной и сокровенной трапезе, в особенности доколе они находятся в преддверии у этого входа, и когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход, мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны: то необходимо нам поднять их на рамена и возносить на раменах, доколе они не пройдут дверь сего поистине тесного входа; ибо тут обыкновенно бывает давление и теснота. Почему и сказал некто об этой тесноте: "Сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие" (Пс. 72, 17), — и труд простирается только до вшествия” [7].

     

    Примечания:

    [1] Соч., т. 2. С. 262 и “Лествица”, Слово 28, гл. 17, 19

    [2] Там же и “Лествица”, Слово 4

    [3] Там же

    [4] Там же

    [5] Там же. С. 263 и “Лествица”, Слово 28, гл. 51

    [6] Там же

    [7] Там же и “Лествица, Слово к пастырю, гл. 14

     

    Текст приводится по изданию: Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Благо, 2003. С. 245-248.

     

     

    Рекомендуем также:

    Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
    С. М. Зарин. Иоанн Лествичник
    Игумен Марк (Лозинский). Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"

    Изучение творений святых отцов

    Учение об Иисусовой молитве священноинока Дорофея

    Наставления преподобного Серафима Саровского об Иисусовой молитве

    Святитель Феофан Затворник. Церковь – место воспитания душ (проповедь в 4-ю неделю Великого поста)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100