• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    С. М. Зарин.

    Иоанн Лествичник

     

    ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК [Ιωαννης ο της Κλιιμακος], преподобный, назван по своему главному сочинению “Лествица райская” (Κλιμαξ του παραδεισου, Scala paradisi). Отрывочная биография И. Л. написана, вероятно, современником и другом его, монахом Раифского монастыря (на берегу Суэцкого залива в 30 км к юго-западу от Синая) Даниилом (Migne, PG, t. 88, col. 585-630). И. Л. родился около 525 и 16 лет поступил в Синайский монастырь, откуда удалился впоследствии в уединенную келью, а потом - в пещеру у подошвы горы Синай. Сорок лет он прожил отшельником. Из уединения вызвали его синайские монахи, избравшие И. Л. своим настоятелем, когда ему было уже 75 лет. Так произошло название Иоанна “Синаит. Другое название - “Схоластик” - было дано за его ученость. Несколько лет И. Л. оставался настоятелем Синайского монастыря, а затем скова удалился в уединение, в котором и пробыл до конца своей жизни. В 600 И. Л. был еще жив, так как сохранилось письмо Григория Великого от 1 сентября этого года, адресованное Иоанну, авве горы Синая. Память И. Л. - 30 марта.

    В “Лествице И. Л. дает руководство к иноческой жизни, которая, по его мысли, представляет путь непрерывного и трудного восхождения по “лестнице” духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо. Ступеней самосовершенствования И. Л. насчитывает 30, сообразно 30 годам жизни Спасителя до вступления Его на общественное служение. По своему содержанию “Лествица разделяется на 2 части, из которых в 1-й говорится о пороках, противных христианской жизни (гл. 1-23), а вторая раскрывает понятие о нравственных и богословских добродетелях (гл. 24-30). По изображению “Лествицы, христианское совершенствование начинается отвержением “мира” и борьбой со “страстями”. От рассеивающих удовольствий и чувственных наслаждений дух обращается к покаянию и печали, пребывая в постоянном памятовании смерти. Спасительная печаль смягчает сердце подвижника силою слез, освобождает его от себялюбия и снимает с него греховные наросты. Таким путем покаявшийся достигает состояния молчания”, когда он находит слова только для молитвы, песнопений и выражения “любви”. Дух и душа освобождаются от уз грубой чувственности, утончаются, получая действительную способность к общению с миром духовным, небесным, божественным. Блаженное “смирение” ведет по стезям следования Христу и отверзает дверь в небесное царство. Победивший страсти” получает высшую способность “различения” (διακρισις), которая помогает человеку замечать и распознавать в себе в других злые и добрые движения, подавлять первые и развивать вторые. В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и спокойствия (ησυχια) подвижник вступает уже на земле в прославленное состояние и созерцает, как бы в зеркале, райские блага.

    Строгого и точного психологического анализа внутреннего самосовершенствования “Лествица” не дает, ибо ее автор, конечно, и не ставил себе этой цели. В переходе от одной ступени к другой иногда трудно указать логическую или психологическую последовательность, а сами ступени не всегда ясно разграничены. Цель сочинения не теоретическая, а практическая - дать руководство в прохождении духовной жизни монашеской, и как хорошо удовлетворяющее такой цели оно издревле пользуется вполне заслуженной славой. Изложение “Лествицы” чуждо риторической напыщенности. Вообще И. Л. предпочитал афористическую форму сентенций и в немногих словах говорил многое. Источником при написании этого произведения, кроме Св. Писания и личного подвижнического опыта, служили, несомненно, труды предшествовавших ему аскетов, из которых он сам называет Евагрия Понтийского, Кассиана, папу Григория Великого и Георгия Арсилаита.

    В виде прибавления к Лествице” И. Л. написал небольшое сочинение “К пастырю” (προς τον ποιμενα), где он рисует идеал настоятеля монастыря, который должен быть пастырем, кормчим, врачом, учителем и образцом для подчиненных.

    Оба сочинения написаны по просьбе друга И. Л., настоятеля Раифского монастыря, также Иоанна, который написал комментарии на “Лествицу”. Такие же комментарии писал впоследствии Илия, архиепископ Критский и др. Оба произведения И. Л. сделались любимыми книгами в монастырях. Уже в 10-11 вв. “Лествица” была переведена на славянский язык в Болгарии. В 14 в. появился перевод в Сербии, сделанный под руководством митрополита Савватия. Оба перевода распространились и в России.

     

    Оба сочинения И.Л. с биографией изданы иезуитом Матфеем Радером в Париже в 1633, а перепечатано это издание в: Migne, PG, t. 88, col. 583-1248. Греческий текст издан монахом Софронием в Константинополе в 1883. На русском языке “Лествица” в первый раз была издана в Москве в 1647 (переиздана старообрядцами в Варшаве в 1785) с толкованиями русского происхождения - Нила Сорского, Максима Грека и др. Новые переводы “Лествицы” изданы в Москве в 1785, в С.-Петербурге в 1812 и 1817, в Киеве в 1823, 1836, 1862 и 1869 и (Козельской пустынью) в Москве в 1862, 1869 и 1892. Митроп. Филофей (Лещинский) издал “Лествицу” в своей переработке: т.н. “Сибирский Лествичник”.

     

    Иером. Герман, Преп. И. Л., СПб., 1854; А. С. Архангельский, Творения отцов Церкви в древнерусской письменности, ЖМНП, 1888, № 8.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 628-629

     

     

    Рекомендуем также:

    Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
    Игумен Марк (Лозинский). Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"

    Изучение творений святых отцов

    Учение об умном делании преп. Иоанна Лествичника

    Учение об Иисусовой молитве священноинока Дорофея

    Наставления преподобного Серафима Саровского об Иисусовой молитве

    Святитель Феофан Затворник. Церковь – место воспитания душ (проповедь в 4-ю неделю Великого поста)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100