• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Игумен Марк (Лозинский)

    Глава 7. Причащение Святых Христовых Таин [1]

    Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"

     

    Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстанавливай покаянием... и по возможности частым причащением Святых Христовых Таин.

    Свт. Игнатий

     

    Покаяние врачует греховные раны христианина и предуготовляет его к восприятию в сердце свое Христа Бога в таинстве Причащения.

    Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом перед Голгофскими страданиями на Тайной вечере. В конце вечери Господь взял хлеб, благословил, преломил его, преподал Своим ученикам и сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. Затем, взяв чашу с вином, благодарив, преподал ее им, сказав: “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов” (Мф. 26, 26—28). “Сие творите в Мое воспоминание”, — заповедал Спаситель мира св. апостолам (Лк. 22, 19).

    Святитель Игнатий говорит, что это всемогущее повеление, данное двенадцати простейшим рыбарям за предсмертной вечерею, действует по всей земле, действует через столетия, через тысячелетия [2].

    За каждой Божественной литургией, совершаемой епископом или священником, и поныне пресуществляется хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Христа Спасителя.

    Это таинство установлено Самим Богом - Иисусом Христом, оно непостигаемо для ограниченного человеческого разума, и только верой христианин может отчасти постигать его.

    “Какое чудное установление! — пишет владыка. - Естественно уму человеческому придти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым...” Плотское мудрование говорит об этом таинстве: “Жестоко слово сие” (Ин. 6, 60), но это “слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и суждение о нем не должно быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верою, от всей души, как должен быть принят верою, от всей души, и вочеловечившийся Бог” [3].

    Причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовой, каждый христианин вступает в теснейшее общение с Господом. В подтверждение этой истины святитель Игнатий приводит слова святого Иоанна Златоустого, который сказал: “Мы - едино тело с Телом Господа нашего Иисуса Христа, мы — плоть от плоти Его, кость от костей Его (Быт. 2, 23). Тайнонаученные! Внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятою Плотию Господа не только при посредстве самого таинства. Всесвятая Плоть Господа соделывается нашею пищею! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам” [4]. Иисус Христос заменил Собою праотца Адама, от которого все люди рождаются в смерть. Став новым Адамом, родоначальником нового человечества, Господь заменяет Своею Плотию и Кровию плоть и кровь, которые человечество заимствовало от Адама, и тем даровал людям жизнь вечную. Он Сам сказал: “Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе” (Ин. 6, 53).

    Святые Христовы Таины есть истинное Тело и Кровь Христовы, но для телесных чувств они сохраняют наружный вид хлеба и вина. Верою воспринимается это великое таинство, а обнаруживается и является оно чрез свое действие [5].

    Богопросвещенный святитель на основании своего духовного опыта говорит, что при причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душею причащающегося. Это дивное прикосновение души христианин начинает ощущать и без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку. Насаждаются эти дивные ощущения в душе христианина из души Христа [6]. “Всякий, — пишет владыка Игнатий, - приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою, чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир сходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела, печать благодати ложится на лице [7]; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их” [8]. Как естественный хлеб укрепляет телесные силы человека, так и Хлеб духовный — Тело Христово — укрепляет все существо человека: его волю, ум, сердце; доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, освобождает естественные свойства человека от тех недугов, которыми они заражены при падении.

    Духовное Питие — всесвятая Кровь Христова — содействует духовной пище, оно сообщает душе христианина свойства Христовы. Эту истину святитель Игнатий подтверждает словами св. Марка, который сказал: “Как вещественное вино растворяется во всех членах пиющего, и бывает вино в нем и он в вине, так и пиющий Кровь Христову напояется Духом Божества, растворяется в совершенной душе (Христовой), и эта душа в нем, — освятившись таким образом, соделывается достойным Господа” [9].

    Естественно, что христианин, приступающий к таинству Причащения, обязан должным образом приготовить свою душу для встречи с Господом. Святой апостол Павел заповедал всем христианам: “Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня” (1 Кор. 11, 28—29).

    Тщательное приготовление к принятию Святых Таин должно заключаться, по словам владыки, в углублении, в самовоззрении, очищении себя от согрешений искоренением их покаянием и исповедью, постоянным чтением Евангелия, молитвой; все уклонения от пути евангельских заповедей, даже самые тонкие, нужно исправлять возвращением на этот путь и иметь твердую решимость и в будущее время идти путем делания Христовых заповедей. Готовящемуся к причащению полезно размышлять о ничтожности, греховности, склонности к падениям человека и о величии Божием, неизреченной любви Спасителя, питающего христиан Своею Плотию и Кровию и тем вводящего падшее существо человека в теснейшее общение с Собою. От этих размышлений сердце христианина придет в сокрушение, и появится искреннее сознание своего недостоинства к принятию Святых Таин. Искреннее сознание своего недостоинства есть непременное условие для принятия Христовых Таин не в суд или осуждение, но в исцеление души и тела [10].

    Чувства, которые должен иметь каждый христианин перед причастием, в полноте выражены святыми отцами в молитвах ко причащению. Этими молитвами “Отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению”, ими “они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столько возлюбленное Спасителю нашему” [11], — пишет святитель Игнатий.

    Христианин, имеющий сокрушенный дух и сознание своего недостоинства и при недостаточной подготовленности приступающий к причащению, не будет осужден Господом. Легкомыслие, отсутствие добродетельной жизни и сокрушенного сердца делают христианина недостойным к принятию Тела и Крови Христовой. Суд Божий, карающий с милосердием во временной жизни с целью спасения в вечной, ожидает недостойного причастника. Недостойное принятие Святых Таин человеком, проводящим намеренно греховную жизнь, пребывающего нераскаянно в смертных грехах, исполненного неверия и зловерия, есть преступление, за которое он подвергается казни не исправительной, а решительной, ведущей в муку вечную. Преступление такого человека приравнивается к преступлению богоубийц.

    Святой апостол Павел свидетельствует: “Иже аще яст Хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни” (1 Кор. 11, 27) и “Страшно же некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или троих свидетелех умирает: колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и Кровь заветную, скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый” (Евр. 10,28-29).

    Христианин, если видит скованным себя со всех сторон грехами, должен сперва покаянием расторгнуть оковы греха, омыть слезами ризу своей души и тогда только приступить ко Святым Таинам, в противном случае он запечатлеет свои грехи самым тяжким грехом: надруганием над Святыми Таинами Христовыми, что то же, что и над Христом.

    Достойно приступает к причащению только тот христианин, который оставил греховную жизнь, решительно раскаялся во всех грехах, запечатлел свое раскаяние исповедью и постоянно проводит благочестивую жизнь.

    Первые христиане, вся жизнь которых была посвящена на служение Богу, были достойны причащаться ежедневно. Ежедневно приступая к Таинству Причащения, они оживляли свою духовную жизнь от Источника жизни — Иисуса Христа.

    Давно прошли уже те блаженные первохристианские времена, и никто из людей, живущих в миру, не может проводить такую строгую жизнь, чтобы ежедневно приступать к причащению. Однако истинные христиане, заботящиеся о своей духовной жизни, во все времена стараются чаще приступать к Источнику жизни. Святитель Игнатий пишет: “Частое причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усвояется, от него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающейся из Христа; жизнь — Христос — водворяется в человеке” [12].

    Все вообще верные чада Православной Церкви должны приступать к Причащению не менее четырех раз в году в период четырех постов. Если же какие-нибудь жизненные условия препятствуют этому, то, по крайней мере, христианин обязан раз в году очистить свою душу исповедью и приступить к Святым Таинам. Не только перед Причащением, но и после принятия этого великого Дара каждый христианин должен вести самый строгий образ жизни. Приняв Святые Таины, христианин становится сосудом Божественного таинства, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно пребывают [13].

    Обращаясь в одной из своих проповедей к причастникам, святитель Игнатий сказал: “Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (1 Кор, 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведник правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы в храме или кратчайшее время по исшествии из храма... неужели Иисус, вошедший Святыми Таинами в сердца ваши, принужден будет уклониться от них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите себе? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя!” [14] Далее проповедник признал причастников пребывать храмами Божиими и служить Господу тщательным исполнением Его святых заповедей.

    После причащения христианин не должен брать на себя ярмо греха, но, вознося благодарение Господу, сподобившему его принятия Святых Таин, проводить жизнь в молитве, чтении Слова Божия, деятельном исполнении заповедей Христовых и ежедневном покаянии в вольных и невольных прегрешениях. В письме к С. В. Титовой, сподобившейся принять Причастие, святитель Игнатий пишет, что после приобщения Святых Таин, по опытному наставлению отцов, нужно особенно внимательно наблюдать за собою, потому что противник нашего спасения, видя, что земля и пепел восходит на небо, разжигается против причастников завистью и злобою. Для этого духовный рай, который водворяется в душе причастника, нужно возделывать и хранить, как это было заповедано в лице Адама всем людям. “Понимаете ли, — заканчивает наставление причастнице владыка, — что вы одолжены Господу более, чем были прежде, как получившие залог и извещение обетований! "Ему же дано более, с того более и взыщется", — говорит Писание. Познав это, блюдите, како опасно ходите, т.е. живите с осторожностию и вниманием”.

    Нельзя словами выразить то огромное значение, которое имеет причащение Святых Христовых Таин в духовной жизни христианина. Причащение — залог будущей блаженной жизни со Христом и во Христе. Жизнь по Евангельским заповедям, покаяние и молитва, другие христианские добродетели вводят в соединение с Господом, “завершается” это соединение причащением всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых [15].

     

    Примечания

    [1] Данный раздел в основном написан по проповедям святителя Игнатия: т. 4. С. 77-78, 115-135

    [2] Там же. С. 130-131

    [3] Там же. С. 116

    [4] Там же. С 117 и Нравоучение 46 в беседах на Евангелиста Иоанна

    [5] Там же. С. 120

    [6] Соч., т. 1. т. С. 121

    [7] Соч., т. 4. С 123. О том, что благодать кладет свой отпечаток на лицо причастника, святитель Игнатий рассказывает в одном их своих писем. “Алексей П. сегодня приобщился Св. Таин. После приобщения лицо его получило необыкновенно приятное выражение”.

    [8] Там же. С. 123

    [9] Соч., т. 4. С. 123 и Добротолюбие т. 2, гл. 92

    [10] Служебник. Молитва перед причащением

    [11] Соч., т. 4. С. 127

    [12] Там же. С. 125

    [13] Там же. С. 77-78

    [14] Там же. С. 77-78

    [15] Там же. С. 135

     

    Текст приводится по изданию: Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Благо, 2003. С. 51-58

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100