|
Библиотека “Халкидон” ___________________ О. В. Второва-Яфа Чистый четверг Второва-Яфа Ольга Викторовна (1876-1959). Педагог. Арестована в январе 1929 г. по делу "кружка Мейера", ленинградского религиозно-мистического объединения. Приговор - три года концлагеря. Публикуемый фрагмент - из тетради "Авгуровы острова. 1929-1931 гг.", хранящейся в Отделе рукописей ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.В те годы на Соловках находилось несколько десятков епископов и архиепископов. На снимке, сделанном лагерным фотографом в 1927 г. и опубликованном в парижских "Последних новостях" 2 августа того же года, запечатлены 67 заключенных священнослужителей, отбывавших срок в лагпункте Кремль на Большом Соловецком острове.Лед еще лежал на заливе, и окрестные холмы были покрыты сугробами снега, но, ввиду приближающегося Первого мая, уже шли подготовительные работы для достойной встречи великого пролетарского праздника.У древних белокаменных монастырских ворот плотники сооружали триумфальную арку фантастической архитектуры, женщины вязали гирлянды из ельника, в живописном цехе выводили белилами по кумачу очередные лозунги, а на сохранившемся еще амвоне, служившем эстрадой для антирелигиозных постановок, шли спевки лагерного хора, репетировавшего революционные песни.Оставалось еще одно необходимое дело: очистить от снега площадь перед зданием бывшего скита, на которой должен был происходить первомайский митинг, и усыпать его песком.В Анзере, среди заключенных, было много крестьян и рабочих физического труда, но поручить это дело им администрация сочла, по-видимому, "идеологически невыдержанным": ведь его можно было использовать в качестве лишнего фактора антирелигиозной пропаганды среди заключенных "религиозников" и "религиозниц”, еще не освободившихся от своих прежних предрассудков.И вот - как раз в Великий Четверг - день этот, по-видимому, был выбран не случайно, - с Троицкой, отдаленного и засекреченного пункта, в котором было сосредоточено духовенство высших иерархий, - затребованы были в Анзер все находившиеся там в то время православные и католические епископы.И они пришли - и старые, и еще сравнительно молодые, но все одинаково изнуренные, одинаково неприспособленные к грубой физической работе, - и в сосредоточенном, спокойном молчании принялись за дело: скалывали железными ломами утоптанный, слоями слежавшийся и заледенелый снег, складывали его в тачки и носилки - и сбрасывали в овраг, соединявший озеро с заливом. Потом внизу, у нагорного берега, брали из-под откоса желтый, чистый песок и, нагрузив им телегу, общими усилиями с невероятным трудом втаскивали ее вверх на расчищенную перед домом площадь.В сельхозе были и лошади, и даже волы для перевозки тяжестей, но использование их на этот раз, видимо, рассматривалось тоже как идеологически неуместное облегчение. У всех двадцати семи окон второго этажа стояли люди и смотрели, как четырнадцать слабосильных мужчин в рясах, надрываясь, втаскивали в гору большую, нагруженную песком телегу: одни тянули ее за оглобли, другие, навалившись на воз, толкали его сзади, остальные поддерживали телегу с боков.Соединившись в одном усилии, шли рядом - еще молодой, видимо, очень близорукий католический епископ, бритый, в круглых роговых очках, и сухонький, изможденный старичок с белой бородой, православный епископ - ветхий денми, но сильный духом, с неослабным старанием напиравший на воз.В женской кустарке все побросали работу и столпились у окон; монашки плакали и причитали: “Господи, Господи! И это - в Великий Четверг!…”Я тоже смотрела - и тоже плакала. Мне казалось, что страницы Четьи Минеи ожили перед нашими глазами . Эти четырнадцать епископов не были сейчас в подобающем их сану облачении и не находились в храме, не участвовали в обряде "омовения ног" - этой ежегодно повторяющейся мистерии, символизирующей подвиг смирения, - но для меня было ясно: то, что происходит сейчас перед нами, - гораздо больше и выше, ибо это уже не условный символ, не обряд, а подлинный подвиг смирения истинных пастырей церкви, самоотверженно и до конца твердо отстаивающих веру Христову "противу учений мира сего…”… Горячие, неудержимые потоки слез струились по моему лицу. Я не утирала их… К вечеру работа была выполнена... Площадь перед фасадом Скита была выровнена и густо усыпана золотисто-желтым песком. И они ушли - все четырнадцать - усталые , не евшие целый день, - по лесной дороге на Троицкую.И думалось, что, вернувшись, они не лягут отдыхать, а станут, наверное, читать Двенадцать Евангелий. С залива потянуло холодным ветром, стало пасмурно, и вскоре густой и обильный снег повалил на землю - и еще шел не переставая, всю ночь, покрывая пушистой пеленой лед на заливе, прибрежные холмы, лесные дороги, крышу скита и только что расчищенную перед ним площадь.Утром взошедшее солнце осветило сверкающие девственной белизной широкие анзерские просторы. В первый день Пасхи была чудесная погода, в воздухе впервые запахло весной, а к Первому Мая весь новый снег , выпавший на Страстной неделе, растаял, смешавшись на площади перед домом с обильным песком, превратившимся в жидкую грязь, в которой вязли ноги согнанных на митинг подневольных людей…Но перед глазами ослепительно блестел на солнце своей снежной пеленой морской залив; и над ним любовно склонилось северное бездонное небо, благое и безгрешное, говоря людям о вечной Правде и Красоте, в которых когда-нибудь потонут и растворятся все их временные земные страдания.Текст приводится по изданию: О. В. Второва-Яфа . Чистый четверг. Публикация, комментарии Юрия Бродского // Наше наследие. № IV (10). 1989. С. 50.
Рекомендуем также Б. Пастернак. На Страстной ("Еще кругом ночная мгла...") Поучения на дни Страстной седмицы Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |