• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Феофан Затворник

    Путь восхождения к общению с Господом

    Завещание Господа со Креста: перечень христианских чувств и расположений

     

    В нынешний день оканчивается чтение Евангелий. И я хочу обратить ваше внимание на то, что значит это чтение и к чему оно нас обязывает. Что значит чтение всех Евангелий во дни сии? Оно есть повторение завещания, данного нам Господом Иисусом Христом. Господь, умерши за нас, оставил завещание всем, имевшим уверовать в Него,— завещание, кровию Его написанное и подписанное. Всякий, приходящий к Господу с верою, вступает с Ним в завет и обязуется исполнить оставленное Им завещание, изображенное в Евангелиях. Завтра будут совершаться страсти. Чрез день будет предложено чествованию нашему изображение на плащанице Господа, по снятии Его со Креста, умученного и изъязвленного. Первая мысль всякого, приходящего к целованию плащаницы, будет мысль о завете, смертию Господа утвержденном. Истощенным видом своим и язвами Он будет напоминать каждому из нас: “Помните ли и исполняете ли завещание Мое, которое исполнять вы обязались, вступая в завет со Мною? Чтоб всякий христианин пред плащаницею мог добросовестно ответить: “Да, Господи, помню завет Твой и знаю завещание”, - Святая Церковь постановила прочитывать пред страданиями Господа все Евангелия, чтоб обновить в памяти каждого всю картину обязательств, завещанных Господом.

    Вот зачем читаются все Евангелия в дни сии! Что же — достигается ли цель? Да,— в большей или меньшей мере, всякий знает, чего ожидает от него Господь как от христианина. Но, может быть, не всякий ясно представляет себе все существо дела, завещанного нам; не подводил, может быть, под один обзор всех обязательств, налагаемых Завещателем; не изображал в одной общей картине всего, сюда относящегося? Берусь помочь вам и изобразить все содержание завещания Господня — в одном небольшом очерке. Это поможет нам пред лицем Господа страждущего или более укрепиться в жизни, если она исправна, или побудит нас изменить ее и исправить, если она неисправна.

    Известно вам, что существо христианства состоит в восстановлении падшего человека. Человек в творении назначен быть в общении с Богом, чтоб жить в Нем и блаженствовать. Преступлением заповеди он отпал от Бога, — потерял истинную жизнь, - и должен был страдать и временно и вечно. Единородный Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, оживотворил его в Себе, смертию удовлетворил правде Божией - и возвратил человеку блаженство в Боге. Для того чтоб людям можно было усвоять сии блага во все времена, Он учредил на земле Святую Церковь - дом спасения и двор спасаемых. Всякий теперь, желающий достигнуть своего назначения — вкусить блаженства от общения с Богом,— может сподобиться сего не иначе, как чрез общение с Господом Иисусом Христом во Святой ЦерквиНиктоже может приити ко Отцу, говорит Господь, токмо Мною[1]. В сем состоит существо завещания Его к нам. Отсюда само собою видно, что более частные пункты сего завещания касаются: 1) пути восхождения к общению с Иисусом Христом, 2) пребывания в Боге по общении с Господом и 3) пребывания в Церкви, где находятся все силы и способы к совершению того и другого.

    1) Как восходят в общение с Господом и что вследствие того лежит на нас?

    Путь восхождения к общению с Господом состоит в следующем. Приходя в раскаяние в своих грехах, человек готов бы пасть в отчаяние, если б не предстоял ему Господь с заслугами... Усвояя же себе их верою в Господа Иисуса Христа, он возникает[2] к надежде спасения и, приемля Божественные силы, полагает намерение работать Господу вся дни живота своего — и за то чрез таинства соединяется с Господом. Вследствие сего вот что от всякого христианина требуется:

    а) Знай и познавай свою бедность и окаянство, — что ты нищ, и слеп, и наг, и погибал бы временно и вечно, если б не Господь.

    б) Знай и возрастай в познании Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир грешников спасти. Он удовлетворил правде Божией за тебя, оживотворил тебя в Себе и спосадил одесную Отца - на небесных.

    в) Веруй полною верою, что Господь, спасший мир весь, и тебя спасает, и взывай к Нему с Фомою: Господь мой и Бог мой[3].

    г) Вследствие сего уповай — спасенным быть. Содержи в сердце, что опасность уже миновалась; но не предавайся беспечности и неге, а ходи в делах самоотвержения, забвение которого тебя ввергало в беду столько раз.

    д) Возгревай чувство мира с Богом. Созерцай в духе светлое благоволительное к тебе лице Божие; но не послабляй не только страстям, но и помыслам страстным, и всякий раз, как они прорвутся против воли твоей, спеши очищать себя слезами покаяния или и всегда пребывай в слезах покаяния, омывая ими всякую нечистоту.

    е) Носи в сердце убеждение, что ты сын Богу, коему дана власть взывать к Нему: Авва Отче[4], и, помня сие, действуй как бы от лица Божия, в видах Божиих, для Бога, всегда во славу всесвятого имени Его.

    Вот первый ряд чувств и расположений, завещанных Господом!

    2) Вступив в общение с Иисусом Христом, а чрез Него воссоединившись с Богом, - человек становится пред лице Бога, от Коего отпал было, и созерцает Его в бесконечных совершенствах Его — и в Его делах творения, промышления и совершения всего... И вот какими чувствами и расположениями должен исполняться каждый при сем! Вот чего вследствие того от каждого из нас требует Господь:

    а) Созерцая Бога сокровеннейшим, непостижимым, - изумляйся Ему. Да замолкнет в тебе всякое помышление, как молчит пред Ним всякая тварь небесная и земная.

    б) Созерцая Его бесконечно великим,— падай пред Ним в уничижении, проникаясь благоговейным страхом и трепетом.

    в) Созерцая всесовершенным, — хвали и славословь Его, вместе с хорами Ангелов взывая к Нему: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф,— исполнь вся земля славы Твоея!

    г) Созерцая Его вездесущим, всевидящим и всеисполняющим,— ходи пред лицем Его так, как ходил бы пред царем, на тебя смотрящим.

    д) Бог сотворил тебя и хранит, - ты весь ЕгоПокорствуй же Ему как Владыке жизни в чувстве всесторонней зависимости от Него.

    е) Бог, сотворивший тебя, и промышляет о тебе; стало, все твое — Его есть. Благодари же Его за все... Благодушествуй и терпи, если найдет на тебя что неприятное,— и никогда не попускай ослабевать в тебе чувству довольства распоряжениями Промысла о тебе самом.

    ж) Бог, всем управляющий, ведет тебя к своему назначению. Следовательно, все, что будет с тобою, будет от Бога. Итак, предай себя в волю всеблагого Бога, Который лучше тебя знает, что тебе нужно; успокойся в Нем, не позволяя себе терзаться пустыми недоумениями и крушениями духа; и, питая полную надежду, что Он приведет тебя к своему концу, возносись к Нему умом и сердцем - в молитве.

    з) Бог, все сотворивший и всем управляющий, положит конец настоящему порядку вещей, преобразит небо и землю и водворит вечное Царство блаженства для человека... Итак, ожидай сего второго пришествия Господня и не только верь ему, но и желай и приготовляйся сретить Его на всякий час... Готовься к смерти; помни суд, рай и ад, и будь как странник на земле.

    Вот второй ряд чувств и расположений, завещанных Господом!

    3) Вступающие в общение с Иисусом Христом, а чрез Него с Богом, не иначе достигают сего, как в Святой Церкви, по ее указанию и руководству, - и не иначе утверждаются и пребывают в сем общении, как пребывая в общении с Церковью. В Церкви все необходимые для сего благодатные средства,— и все, в ней пользующиеся сими средствами и к Богу обращающиеся, становятся единым телом, исполненным единым духом. Церковь есть дом спасения, или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых.

    А. Церковь есть дом спасения или сосуд благодатных средствИтак, к ней обращайся и в ней ищи удовлетворения твоим нуждам духовным. Все, что тебе нужно, найдешь в ней.

    а) Тебе нужно просвещение ума. Церковь есть просветительница. Верь и содержи в сердце, что она одна есть столп и утверждение истины[5], и в ней ищи сей истины — в слове Божием, в отеческих писаниях, в наличном учительстве церковном. По руководству сего просвещения ищи и всякого другого, и им поверяй его.

    б) Ты слаб - тебе нужно подкрепление. Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа благодатного. Семь сосцов открыты у матери нашей - семь таинств. Приступай к ним верою - и напояйся из них живоносными силами по нуждам своим и потом возгревай их хождением во всех уставах и чинопоследованиях Церкви — постах, говениях и во всем прочем.

    в) Ты окружен врагами. Тебе нужно ходатайство и защита. Церковь твоя ходатайца и защитница. Ходи в храмы Божии. Собирая чад своих, Церковь низводит на них ходатайственную свою силуЗдесь Жертва бескровная, здесь хоры Ангелов и святых, здесь молитвования на всякую потребу душевную и телеснуюСюда прибегай и молитвою церковною ограждай себя.

    Б. Церковь есть двор спасаемых... Все верующие — одно тело с одним духом... Итак:

    а) Пребывай со всеми в единении духа: пребывай в единомыслии, не ища самостоятельных взглядов в делах веры, от которых ереси; пребывай в сочувствии со всеми и в готовности содействовать благу всех. Это три стихии истинной любви, которая далее научит тебя всякого брата встречать с благорасположением, с благожеланием и благопопечением; научит каждого честию больше себя творить и блюсти чистым лицо ближнего; научит всем жертвовать для блага его душевного и телесного; и в постоянном взаимообращении быть искренно-радушным, скромным, миролюбивым, уступчивым, истинолюбивым и проч.; научит так держать себя не только в отношении к благодетелям и друзьям, но и ко врагам и недоброжелателям.

    Церковь - двор спасаемых: все верующие - одно тело с одним духом...

    б) Ревнуй же всею ревностию о том, чтобы пребыть в единении с нею — и себя подвесть под один с нею духА для сего помни обеты, данные при вступлении в нее в крещении, и чаще возобновляй их в памяти; отвергнись себя и непрестанно приноси себя в жертву Богу; пожри Ему ум свой - и восприими ум Христов, пожри волю свою — и ходи только в воле Божией, пожри сердце свое - и ничего не люби, кроме Его, пожри Ему тело свое в трудах и озлоблениях телесных — спасения ради... Трезвися и бодрствуй... и чувства свои храни нерассеянными...

    Вот третий ряд чувств и расположений, завещанных нам Господом!

    Есть еще особые завещания — родителям и детям, мужьям и женам, слугам и господам, начальникам и подчиненным, пастырям и пасомым, продающим и покупающим, судьям и судимым — всякому званию и состоянию; но они понятны уже из первых завещаний сами собоюВсюду господствующим да будет дух любви и самоотвержения в ревновании творить во всем единую волю Божию, которой должна быть посвящена вся жизнь.

    Вот краткое начертание завещания, оставленного нам Господом, и вот что воспроизвесть в уме нашем хочет Церковь, прочитывая нам все Евангелия в эти дни, чтобы непостыдным лицом представить нас к подножию Креста, на коем висит Завещавший нам завет сей,— представить, по крайней мере, знающими, если не всецело исполняющими... Но, братие, что в знании?! Оно только обличит нас! Понудим немного душу свою — не возревнует ли она приложить к знанию и дело?! Мало времени?! Нет - не мало. И в одну минуту можно все поправитьСделаем вот что: поверим свою жизнь по предложенному начертанию, и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положив твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на Кресте Господь — и намерение примет, как самое дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностию устоять в нем до положения живота. Обрадуем хотя этим Господа - в сии дни воспоминания Его... В Ветхом Завете было время, когда вслух всего народа прочитывались книги закона, с клятвами непокорным и благословениями покорным, и весь народ отвечал: вся, елика рече Господь, сотворим и послушаем[6] Вот Господь со Креста Сам повторяет нам завет Свой; отверзем слух сердца, сложим по писаному свои чувства и расположения и скажем: будем, Господи, соблюдать все, заповеданное Тобою, хотя бы нам следовало ради того идти в темницу или на смерть. Аминь.

     

    30 марта 1860 г.

    В среду Страстной седмицы

     

    Примечания:

    [1] Ср.: Ин. 14, 6.

    [2] Восстаёт

    [3] Ин. 20,28.

    [4] Гал. 4, 6.

    [5] 1 Тим. 3,15.

    [6] Исх. 19, 18

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Феофан Затворник. Простые истины сердца. Слова и проповеди. М., 2002. С. 257-267

     

     

    Рекомендуем также

    Б. Пастернак. На Страстной ("Еще кругом ночная мгла...")
    Второва-Яфа О. В. Чистый четверг
    Протоиерей Павел Алфеев. Иуда-предатель

    Поучения на дни Страстной седмицы
    Великий Понедельник
    Преподобный Иоанн Дамаскин. Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде
    Преподобный Ефрем Сирин. Слово о прекрасном Иосифе
    Великий Вторник
    Святитель Иоанн Златоуст. Беседа о милостыне и о десяти девах
    Великий Четверг
    Преподобный Ефрем Сирин. Слово о страданиях Спасителя
    Великая Пятница
    Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово перед Святой Плащаницей в Богоявленском патриаршем соборе
    Великая Суббота
    Святитель Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа, приписываемое святителю Епифанию Кипрскому
    Сошествие Спасителя во ад

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100