• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

    Слово перед Святой Плащаницей в Богоявленском патриаршем соборе

    7 апреля 1972 года

     

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Дорогие братия и сестры!

    В эти часы вечернего богослужения Великой Пятницы Святая Церковь в трогательных и поучительных молитвословиях и песнопениях, в Евангельском благовестии и обрядах церковных вспоминает священные события погребения Господа нашего Иисуса Христа.

    По кончине Господа на голгофском Кресте тайный ученик Его— благообразный Иосиф Аримафейский идет к римскому правителю Пилату и испрашивает у него разрешение на погребение умершего своего Учителя и Господа. Пилат, осведомившись у сотника о времени кончины Господа, повелел отдать тело Его Иосифу, который вместе с другим тайным учеником Христовым — Никодимом идет на Голгофу ко Кресту, чтобы снять с него многострадальное Христово тело и совершить положенные обряды погребения.

    У Креста Христова среди немногих близких к Господу лиц стояла Пресвятая Матерь Его. “Она не считалась со Своей личной опасностью находиться около Креста Осужденного,— Она выше всеобщего страха, выше апостольского мужества” (святитель Филарет). Но Она тяжко страдала, как страдает мать при кончине своих детей. Трудно передать всю материнскую скорбь. О страдающей Святой Матери и Деве с любовью говорит наша Церковь: Ныне непорочная Дево, видя Тебя, Господа, висящим на Кресте, рыдала материнской утробою и горько уязвлялась сердцем, скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая ланиты и волосы. При этом, ударяя Себя в грудь, Она жалобно восклицала: Увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, свет мира! Что скрылся Ты от глаз Моих, Агнец Божий” (стихира на “Господи, воззвах”). При таких неимоверно тяжких переживаниях Пресвятая Дева все же не отчаивалась, ибо с раннего возраста воспитала в Себе покорность воле Божией: Да будет воля Твоя”.

    В нынешнем году Великая Пятница совпадает с праздником Благовещения. Особенно трогательно у Плащаницы Спасителя вспомнить и о Его Пречистой Матери, скорбно склонившейся к ногам Своего Сына, только что снятого со Креста. Сочетание этих двух событий — снятия со Креста Спасителя и Господа и благой вести, принесенной Деве Марии в Назарет архангелом Гавриилом, сообщившим Ей “радость”, назвавшим Деву “благодатной” и вещавшим Ей, что Она должна стать Матерью Спасителя и Господа, — представляет нашему христианскому взору сочетание принесенной архангелом радости со скорбью крестных страданий и погребения возлюбленного Сына Богоматери. Сочетание священных событий в нынешнем году позволяет нам быть зрителями “Альфы и Омеги” в жизни Богоматери, радости благовещения о Сыне и Боге и окончания Его земного подвига.

    По снятии пречистого тела с Креста Иосиф и Никодим обвили его чистою Плащаницей (Мф. 27, 59; Мк. 15, 46; Лк. 23, 53), руки и ноги обернули пеленами с благовониями, а голову обвязали платком (Ин. 19, 40; 20, 7) и похоронили Господа в пещере в скале, где еще никто не был положен. Ибо это место приготовил Иосиф для своего погребения.

    С глубокой сердечной любовью, рыдая, они погребали Господа.

    Дорогие братия и сестры! И мы ныне духовно соучаствуем с Иосифом, Никодимом, Богоматерью и бывшими с Ней в погребении Господа нашего Иисуса Христа.

    В душевном трепете и в молитвенном общении всех вас святая Плащаница с изображением умершего Господа с благоговением изнесена из алтаря на середину храма.

    Глубоко переживая страдания и смерть нашего Господа, перенесенные Им по любви к нам, мы с чувством ответной благодарной любви к Нему скажем ныне вместе с благообразным Иосифом: “Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу, или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре?” (из стихиры на стиховне Великого Пятка).

    И вот, возлюбленные, перед нами — жертва ожесточенной людской злобы и ненависти!

    За что же иудеи возненавидели Непорочного Агнца и Господа?

    За то, что Он принес миру Божественное Откровение о жизни вечной, чтобы люди знали Единого, истинного Бога и посланного Им на землю Иисуса Христа (Ин. 17, 3). За то, что Господь Своей безгрешной жизнью обличал их, ибо “возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию” (Ин. 12, 43). Они не имели в себе любви к Богу (Ин. 5, 42), и потому “бог века сего ослепил [их] умы” (2 Кор. 4, 4), и искали убить Иисуса, сказавшего им истину (Ин. 8, 40). В бешеной злобе они оклеветали Господа и осудили Его на позорную смерть.

    Перед нами Светлейший Образ невинно страдавшего и умершего за правду, возлюбившего нас Господа.

    Пусть при виде осужденного по людской злобе и клевете умершего Спасителя нашего с особой силой воспламенится у нас любовь к Нему, любовь к правде и истине, и в то же время стремление к раскаянию в личных грехах и проступках, дабы в жизни нашей ярко процветали Божественная правда и святая любовь. Крестная, страдальческая смерть Христа Спасителя ясно показывает нам, что такое святость и что есть грех.

    Какое величие святости и любви Божественной явлено Господом в предсмертных муках на Кресте! Своим врагам и распинателям Господь не сказал ни одного слова упрека. Он — Кроткий и Любящий — в часы неимоверных страданий молился за Своих врагов: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23, 34).

    Итак, перед нами Плащаница умершего Господа Иисуса Христа, невинного Страдальца, коварной людской злобой поруганного, обесчещенного и осужденного на крестную смерть. Господь умер, окончились Его страдания. Он, Сын Божий, сошедший на землю, стал человеком, принял на Себя грехи всех людей, научил человека истине, обличил неправду и, претерпев на кресте тяжкие страдания, умер, примирив падший род человеческий с Богом. На третий день Он воскрес, по Писанию, и даровал всем верующим в Него жизнь вечную, которую люди получают, став членами Его Церкви через святое таинство Крещения, живут по вере и приобщаются Святых Христовых Таин.

    Дорогие братия и сестры, святая Плащаница напоминает нам о Божественной правде, любви и истине. Прикоснемся сейчас нашими устами с благоговением и сердечной любовью к ранам и язвам Господа и Спасителя нашего с твердым, непоколебимым намерением всегда следовать Его божественной правде, Его вечно жизненному и великому Евангельскому учению.

    Верим, что Господь, видя нашу искреннюю любовь к Нему и наше желание жить по Бозе, благословит нас Своим небесным благословением и подаст нам жизнь в мире, любви, благочестии, в приумножении здоровья и в радости встречи Светлейшего дня Его Святого Воскресения. Аминь.

     

     

    Рекомендуем также

    Б. Пастернак. На Страстной ("Еще кругом ночная мгла...")
    О. В. Второва-Яфа. Чистый четверг
    Протоиерей Павел Алфеев. Иуда-предатель

    Поучения на дни Страстной седмицы:
    Великий Понедельник
    Преподобный Иоанн Дамаскин. Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде
    Преподобный Ефрем Сирин. Слово о прекрасном Иосифе
    Великий Вторник
    Святитель Иоанн Златоуст. Беседа о милостыне и о десяти девах
    Великая Среда
    Святитель Феофан Затворник. Путь восхождения к общению с Господом
    Великий Четверг
    Преподобный Ефрем Сирин. Слово о страданиях Спасителя
    Великая Суббота
    Святитель Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа, приписываемое святителю Епифанию Кипрскому
    Сошествие Спасителя во ад

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100