|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Преподобный Максим Грек Слово XV. Как бы от лица Пресвятой Богородицы к лихоимцам, развратникам и делателям всякого зла, которые всякими канонами и различными пениями надеются благоугодить Ей О, творение премудрого Бога! Часто певаемое Мне тобою “радуйся” тогда будет Мне благоприятно, когда увижу, что ты делом исполняешь заповеди Родившегося от Меня,— что ты отстал от всякого вообще зла, от блуда и лжи, гордости и лести и от неправедного хищения чужих имений. А пока ты пребываешь в этих делах и ими услаждаешься, пока двойными процентами с радостью пьешь кровь живущих в бедности и бесчисленными принудительными трудами высасываешь у них мозги, — до тех пор ты для Меня ничем не отличаешься от иноплеменника—скифа или племени христоубийц, хотя и хвалишься крещением. Я нисколько не внемлю тебе, хотя бы ты бесчисленные каноны и стихиры воспевал Мне приятным голосом. “Милости, — говорит Господь, — хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжений”[1]. Ты же, как свинья, предаваясь ненасытно всякому студодеянию, и, как хищный волк, похищая чужие имения и обижая бедных вдовиц, изобилуя же во всем и будучи преисполнен беззаконных дел, как христоненавистный татарин, занимаясь играми и упиваясь, услаждая всегда себя гуслями и блудными скверными песнями, окончательно изгнав из души своей страх Божий, — думаешь ли ты благоугодить Мне множеством канонов и стихир, воспевая их высоким воплем? Не слышишь ли проповедника, который ясно говорит, что творящие таковое наследуют не Царство Божие, а скорее те горькие вечные муки, которые под землею? Не обманывай же себя! Но если желаешь избавиться мучений и наследовать Царство Божие вместе со всеми праведными, то решительно отстань от всяких своих беззаконных злых дел и от всей души возлюби противоположные им добродетели, насади в мысли своей страх Божий, любовь и желание небесных благ. Ибо иначе нет возможности ни избавиться мучений, ни благоугодить страшному Судии. Если же этих Моих советов не послушаешь, о безумный, но будешь продолжать держаться своего беззаконного нрава, то познаешь свое безумие тогда, когда будешь связан по рукам и ногам кандалами, как не имеющий одежды, приличной духовному браку, и будешь ввержен в преисподние бесконечные огненные мучения; когда вместе с негодными рыбами будешь выброшен, как воспитавшийся не в чистых струях благоверия, а в мутном греховном болоте, как ожиревший блудом, почитая для себя жизнью — наслаждение похотью; когда услышишь оное изречение: “Аминь глаголю вам, не вем вас, исчезните от Меня делатели беззакония”[2]; когда затворится для тебя мысленный чертог за то, что не приял ты в сосуд свой елея, но, будучи побежден сребролюбием, никогда не переставал во вред себе всех обижать и возненавидел убогих. Тогда-то, о несмысленный, тогда познаешь достоверно и будешь напрасно и бесполезно плакать, когда вполне поймешь, что неложны те обетования Родившегося от Меня, которыми Он предвозвестил и о мучениях, и о вечных благах, — что повинующимся всегда Его слову уготовано веселие, а неповинующимся - огонь, никогда не угасающий.Итак, если искренно желаешь получить от Меня помощь и угодить Богу, Царю всех, то с целомудрием и со щедротами к нищим поревнуй всегда воспевать Мне: “Радуйся”.
Примечания: [1] Ос. 6,6. [2] Мф. 25, 12. Лк. 13, 27.
Рекомендуем также: Преподобный Максим Грек.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |