• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Преподобный Максим Грек

    Слово XXXIX. Послание к брату Григорию, об изречении: Господи, прибежище был еси нам... [1]

     

    Господин и брат Григорий! Да спасет тебя Господь за все твое ко мне расположение и любовь духовную. Слышал я стороной, что государь наш, владыка Тверской, смущается за меня, бедного, по поводу выражения: “Господи, прибежище был еси нам”, — и говорит, обвиняя меня напрасно, что-де Максим таким своим переводом Писания мудрствует, что уже нет нам прибежища у Бога. Избави меня, Господи, от такой хулы; и кто так учит, тому да будет анафема во веки, аминь. Выражение же сие - был еси — не отлучает нас от Божия Промысла и прибежища, как толкует владыка, а напротив, исповедует и твердо показывает Божий о нас Промысл, ясно говоря, что не только теперь Ты нам служишь прибежищем, Господи, но и с самого начала человеческого рода был Ты прибежищем нашим. Это поясняют нам слова в род и род, что значит — всегда, то есть и прежде, и ныне Ты наше прибежище, и до скончания века будешь с нами и мы с Тобой, как говорит неложное обетование: “Се Аз с вами есмь до скончания жизни вашей[2], и так далее. Итак, без причины смущается против меня добрый наш государь по поводу означенного выражения. Буди воля Божия и его. А различие сих выражений таково: когда слова сии сочетаются со вторым лицом, то есть когда, благодаря Создателя за Его милосердие к нам, говорим [непосредственно] к Нему Самому, тогда по необходимости употребляем сложную форму сказуемого: “Господи, прибежище был еси нам в род и род”, — что значит “всегда [был и есть]”. А когда они говорятся о третьем лице, то есть когда, хвалясь пред другими, сказываем бывшее Его к нам благодеяние, тогда употребляем простую форму сказуемого: “Господь прибежище бысть нам”, - как и в другом месте сказано: “Крепость моя и пение мое — Господь, и бысть мне во спасение[3]. А что [форма аориста] “бысть” не вместо [формы перфекта] “всегда [был и есть]” употребляется в Писании, как толкует это владыка-государь, об этом послушайте со вниманием евангелиста, который говорит: “Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть[4]. Рассудите же, ведь все пришло в бытие однажды, а не всегда бывают новые небеса и земля, и прочее творение. Господа ради не смущайтесь против меня без причины. Жалел меня владыка и успокаивал всяким довольством в течение многих лет, пожалел бы и до конца и поберег бы ради Бога, чтобы и ему было полное за это воздаяние от Господа.

    Скажи, пожалуйста, Григорие, без боязни святителю это объяснение и низкое от меня поклонение. Я всегда пребываю в духовной любви к Его Преосвященству и не могу забыть его многолетнюю заботу и благоволение. Не настолько я безумен и неблагодарен. Написал бы пространнее объяснение касательно вышепомянутого выражения, но опасался, чтобы не сказано было и о мне известное пророческое слово: “Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание” [5].

     

    Примечания:

    [1] Пс. 89, 2.

    [2] Мф. 28, 20.

    [3] Пс. 117, 14

    [4] Ин. 1, 3

    [5] Пс.40, 10.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100