• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

    Слово в неделю Мясопустную

    О будущем Суде Божием

     

    Остается всего одна неделя до Великого поста. В следующее, Прощеное Воскресение св. Церковь будет призывать нас к примирению друг с другом, к прощению взаимных обид, напоминая о том, что Бог нас прощает лишь тогда, когда и мы сами прощаем друг друга. Готовя нас к подвигу Четыредесятницы и к этому примирению друг с другом, св. Церковь сегодняшним евангельским чтением вразумляет нас картиной будущего Суда при Втором пришествии Сына Божия.

    Христос придет во всей небесной славе Своей, и пред Ним соберутся все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, никто не останется в сторонке, не укроется за чужой спиной.

    И Господь отделит праведников от грешников: праведники пойдут направо, а грешники налево. Праведным Господь скажет: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

    Итак, от создания мира уже все предвидено, уже тогда был предрешен этот Страшный Суд, уже тогда было уготовано царство небесное. «С какими благами может сравняться это наименование — “благословенные”, — говорит свт. Иоанн Златоуст. — Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не сказал: “примите”, но сказал: наследуйте царство — как свое собственное, как отеческое, как от века вам принадлежащее». За какие же добродетели такая милость снизойдет на Суде Божием на праведников? Сам Судья Христос укажет на эти добродетели:

    Алкал Я,— скажет Он,— и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 35, 36). Как видим, братья и сестры, на Суде Божием вскроются дела любви и милосердия, которые творили праведники, живя на земле.

    Однако праведники, несмотря на все свои добродетели, по своему глубочайшему смирению, будут считать себя неключимыми рабами (см. Лк. 17, 10), недостойными милости Божией. Они не станут напоминать о всех своих добрых делах, о своей любви и милосердии. Им даже будет казаться, что ничего доброго они не делали: таково их смирение, свойственное всем праведным. Не оправдываться, а, наоборот, обвинять себя будут они на этом Суде.

    Они скажут Господу: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, жаждущим, страждущим, больным, нагим или заключенным и оказали Тебе милосердие?» Тогда Сам Господь встанет на их защиту против обвинения ими самих же себя. Он скажет им: Вы это сделали одному из сих меньших Моих братьев, и тем самым сделали Мне (Мф. 25, 40).

    Как видим, Господь милует и оправдывает праведников их праведной жизнью и дарует им неизмеримо больше, чем они могли ожидать.

    Потом, обращаясь к стоящим по левую сторону, скажет: «Вы не накормили, не напоили, не одели, не оказали милости ни одному из меньших братьев Моих, значит, и Мне ничего не сделали и поэтому заслужили муку вечную» (см. Мф. 25, 46).

    За что такой строгий приговор? За то, что они не сделали самого главного в жизни — не отозвались на нужды своего ближнего во имя Христа.

    Что значит разделить кусок хлеба с голодным или посетить больного во имя Христа? Это значит сострадательно отозваться в своем сердце на его голод и страдания, пережить его горе, как свое собственное, соболезновать ему как брату во Христе и, наконец, поделиться с ним тем, что Господь послал и что есть под рукой. Вечным образцом оказания помощи больному является для нас евангельский милосердный самарянин, отдавший израненному все, что имел (см. Мр. 10, 30 — 37).

    У нас самих может и не быть лишних материальных средств для благотворительности, но в наше время нужно не столько это богатство, сколько богатство сердца, дары нашего внутреннего милосердия, сострадания, соучастия и молитвы. О, если бы мы хоть немного любили друг друга во Христе, сочувствовали бы друг другу, уважали бы друг друга, тогда нашлись бы у нас средства и способы помочь друг другу. И тогда рай начинался бы уже здесь, на земле, и не страшно было бы умирать.

    Почему же мы не любим друг друга? Потому что не любим Бога. Не любя Бога, нельзя полюбить и ближнего. Не любим же мы Бога потому, что вера наша слаба. Поэтому мы не чувствуем Бога в своем сердце, не живем Им и не знаем Его, так как мало читаем Евангелие и не воспринимаем все события и дела нашей жизни в Боге, как нечто ниспосланное нам Промыслом Божиим.

    Мелькают дни, недели, а мы иногда о Боге и не вспоминаем, не задумываемся над своей жизнью, не смягчаемся сердцем. Сердце же, не согретое любовью к Богу, будет холодным и к ближнему. И вместо любви в нем будет гнездиться вражда, вместо участия и помощи — ненавистничество, злорадство, и тогда мы сами приготовим себе будущий приговор: Суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13).

    Две основные заповеди даны нам: первая — о любви к Богу и вторая — о любви к ближнему (Мр. 12, 30 — 31).

    Кто наш ближний? Все, с кем мы живем, работаем, встречаемся, кто нуждается в нашей любви, молитвенной помощи. По нашей христианской вере, все мы — братья и сестры, и составляем одну семью во Христе. Никто нам не чужой. За спиной каждого ближнего стоит Сам Христос. Если мы не оказываем любви ближнему, то не оказываем ее и Христу. Так просто и ясно сказал нам об этом Сам Господь, и мы сегодня слышали это за Литургией.

    Будем же всегда помнить эти слова Спасителя. Будем молить Его оживотворить наши сердца любовью к людям. Будем просить даровать нам «прежде конца покаяние» и «добрый ответ» при Втором славном Его пришествии, чтобы услышать сей блаженный глас: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Принесем Тебе любовь нашу». Беседы в дни Великого поста. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 60-64.

     

     

    Рекомендуем также:

    Великий пост. Недели приготовительные к Великому посту
    Священномученик Сергий (Мечев). Неделя о блудном сыне
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

    Слово в среду по неделе о блудном сыне

    Слово на вечерне недели Сыропустной

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Слово в Прощеное воскресенье
    Святитель Иоанн Златоуст
    Беседа о милостыне и о десяти девах

    О любви

    Святитель Григорий Нисский. О нищелюбии и благотворительности
    Епископ Михаил (Грибановский). О милостыне

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100