• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

    Слово в среду по неделе о блудном сыне

    О кротком перенесении оскорблений

     

    Христос оставил нам пример того, как мы должны переносить обиды. А следуем ли мы примеру Христову? Не поступаем ли мы не так, как поступал Он, не злословим ли в ответ на злословие, не приходим ли в крайнее раздражение и ярость, не осыпаем ли ругательствами и проклятиями тех, кто говорит нам тяжелые, неприятные слова? О, мало, мало таких, которые бы следовали примеру Его!

    Мы все выходим из себя, когда нас оскорбляют, готовы бываем вцепиться в того, кто оскорбляет нас: искры мечут глаза, искажается гневом лицо и становится отвратительным для всех, кто видит нас; движения становятся безобразными, резкими, руки и ноги стремятся куда-то, стремятся схватить, стремятся побить; язык безудержно извергает хулы на того, кто оскорбляет нас.

    Разве это похоже на то, как вел Себя Христос, когда Его хулили, злословили, оскорбляли? Нет, совсем не похоже; мы не следуем примеру Христа, а поступаем так, как научают нас бесы: бесы гнева и раздражения, ибо кто из нас свободен от раздражения, от гнева, кто спокойно и равнодушно принимает оскорбления?

    А если бы мы каким-нибудь образом увидели сами себя в то время, когда нас обуревает ярость, когда изрыгаем проклятия, как стыдно было бы нам! Ведь все люди, которые становятся свидетелями этого нашего раздражения и гнева, которые слышат наши ругательства и проклятия, видят нас мерзкими и отвратительными, а сами себя мы не видим такими.

    Если уж сами себя видеть и наблюдать не умеем, то хотя бы при случае, когда увидим кого-нибудь гневающимся, ссорящимся, ругающимся, дерущимся, вместо того, чтобы осуждать его, представим лучше себя на его месте и подумаем, что ведь и мы так же противны, когда гневаемся, ссоримся и отвечаем ругательствами на ругательства. И тогда впредь стыдно уже будет нам самим ссориться, гневаться, ругаться и драться.

    А как отвечали на оскорбления все праведники и святые? Они были спокойны, когда их ругали и поносили, когда на них клеветали. Почему? Потому что чувствовали себя неповинными в том, за что их поносили. А если чувствовали себя неповинными, зачем было им раздражаться?

    Если, желая оскорбить очень богатого человека, кто-нибудь назовет его нищим, разве он придет в раздражение? Он улыбнется и скажет: “Какая нелепость! Какой же я нищий, когда я богат!” Если бы мы были богаты духовно, никакие оскорбления, никакие грубые нападки никогда бы нас не раздражали, мы бы отвечали на них так же спокойно, как ответил бы богач, названный нищим.

    А если мы исполняемся ярости, гнева и злобы, если стремимся отомстить своему обидчику, то это с несомненной ясностью свидетельствует о том, что поношения против нас справедливы. Мы сами себя обличаем пред людьми, сами себя признаем такими, какими нас изображают поносящие нас, ибо если бы было не так, то мы бы остались совершенно спокойными.

    Чрезвычайно простое и очень краткое слово сказал об этом святой Ефрем Сирин: “Не можешь ты сносить оскорблений, — замолчи”. Только всего и требуется — замолчать, и тогда успокоишься. А премудрый Иисус, сын Сирахов, сказал: “Если дунешь на искру, она разгорится, если плюнешь, — потухнет”. Если вас оскорбят, своим молчанием и спокойствием вы совершенно обезоружите того, кто вас поносит и оскорбляет, он замолчит, как потухает искра, на которую плюнули,— это можно видеть на примере многих святых.

    Но обычно поступают не так: услышавший оскорбление вспыхивает гневом на того, кто смеет его оскорблять.

    Вспомним слова Христовы: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). О, если бы мы были кроткими, если бы мы были смиренными сердцем, неужели тогда возможны были бы вспышки этого безобразного, бесов услаждающего гнева и возбуждения в ответ на оскорбления, нам наносимые?

    Мы были бы спокойны, жили бы всегда в глубоком мире, мир Христов всецело овладел бы сердцами нашими. А если ругательствами отвечаем на ругательства, злословием на злословие, это свидетельствует о том, что никакого мира нет в сердцах наших. А если нет мира в сердце, то не обитает в нем Дух Святой, а обитают бесы.

    В житиях святых мы находим много примеров удивительного перенесения оскорблений и даже заушений людьми ни в чем не повинными. Жил в Египте преподобный Дула, молодой монах, удивительно смиренный, послушный. Он никогда никому не перечил, всем подчинялся. А это раздражало тех, кто не обладал такими святыми качествами. Его стали поносить и преследовать, на него клеветали. Он же все переносил молча. Первое время ему было трудно приучить себя к терпению и молчанию, когда его поносили. Но Дух Святой, сойдя в сердце его, научил его спокойствию, дал глубокий мир.

    И вот какой ужасный случай произошел с ним. Он ежедневно приходил в церковь, но однажды заболел и в церковь не пошел, а в это время другой брат украл священные сосуды. Те клеветники, которые всегда поносили преподобного Дулу, пришли к настоятелю и сказали: “Конечно, это Дула украл, так как сегодня как раз не был в церкви”.

    Настоятель собрал старцев и устроил суд. На суде Дула сначала отрицал свою вину, оправдывался, но, видя, что ему не верят, и убедившись в том, что все настроены враждебно против него, он замолчал, опустил голову и сказал: “Простите меня, отцы и братия: я грешен. Его осудили и жестоко избили палками. Но этим не удовлетворились и передали дело на суд гражданский.

    На суде Дула тоже не оправдывался, а под конец сказал: “Простите меня, я согрешил”. Суд вынес постановление отрубить ему обе руки. Когда узнал об этом истинный вор, он пришел в ужас, пожалел его, пришел к настоятелю и признался, что воровство совершил он. Только три дня после этого прожил Дула, и мирно скончался, и был причтен к лику страстотерпцев Христовых.

    Апостол Павел сказал: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Если когда-нибудь, происками сатаны, случится так, что сердце ваше будет охвачено гневом, раздражением и ненавистью против ближних, не замедляйте в гневе и вражде, не ложитесь спать, не примирившись с обидчиком, не потушив гнева, не плюнув на искру, которая готова разгореться и сжечь сердце ваше.

    Смотрите же, сами не обижайте никого. Когда подвергнетесь оскорблениям, смиритесь и спокойно сносите их. Подумайте, что прав тот, кто оскорбляет вас, ибо во многом грешны вы пред Богом, много дурного сделали, чем и заслужили наказание.

    Даже если то, чем оскорбляют вас, и не соответствует тому, чем вы согрешили, опустите голову вашу и скажите: “О Боже! Ведь я же грешен и достоин всяких оскорблений. И успокоится сердце ваше, и будет успокоен тот, кто оскорбляет вас. Аминь.

     

    23 февраля 1949 года

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Принесем Тебе любовь нашу». Беседы в дни Великого поста. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 55-60.

     

     

    Рекомендуем также:

    Краткое житие святителя Луки Крымского
    Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, исповеднику
    Великий пост. Недели приготовительные к Великому посту
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

    Слова в неделю о Закхее

    Слова в неделю о мытаре и фарисее

    Священномученик Сергий (Мечев). Неделя о блудном сыне

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100