• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

    Слова в неделю о Закхее

     

    I. Жажда духовного обновления

    Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 1-4).

    Мытарями назывались сборщики податей. Они не получали за свою работу никакого жалования, им предоставлялось добывать для себя деньги неправедным путем при сборе пошлин. Они были жестоки, сребролюбивы и корыстолюбивы, грабили народ, и народ ненавидел их. И даже само слово «мытарь» для людей было синонимом слова «грешник».

    А Закхей был начальником мытарей, и на него еще больше, чем на рядовых мытарей, обрушивалась ненависть народа. И вот, этот грешный человек возгорелся желанием увидеть Господа Иисуса Христа, о Котором он так много слышал. Когда Господь поравнялся с деревом, на котором сидел Закхей, Он вдруг остановился и сказал: «Закхей, поскорей слезай с дерева и иди домой, ибо Мне надлежит сегодня быть у тебя».

    Почему Господь, проходя сквозь огромную толпу народа, вдруг обратил Свое внимание на Закхея? Почему назвал его по имени? Потому что Господь, как Всеведущий, не только знал Закхея по имени, но знал и сердце его, и его желания.

    Что же происходило в душе Закхея? Как чувствуют себя люди, которые, подобно ему, живут неправдой, Бога не боятся и никого не стыдятся (ср. Лк. 18, 2)? Их грешная душа не знает покоя ни днем, ни ночью. Как тяжело им выносить презрение и ненависть народа! Сердце их непрестанно, как злой червь, точит их собственная совесть. Но страсть сребролюбия все заглушает: «Пусть презирают нас, — говорят они, — зато мы богаты. У нас все есть».

    Легка ли такая жизнь? Нет, она очень тяжела. Тяжело всегда заглушать голос совести. Тяжело сносить гнет ненависти и презрения народного. Такова была душа и несчастного Закхея.

    Но почему он так сильно желал увидеть Господа Иисуса Христа, почему влез на смоковницу, чтобы хоть издали взглянуть на Него? Из простого любопытства? Нет, он чувствовал и знал, как Велик и Свят Господь Иисус Христос. Он слышал о Его великих чудесах, о возвращении зрения слепым, о воскрешении мертвых, и его грешная душа трепетала.

    Не простое любопытство влекло его, а сильное желание — хотя бы только взглянуть на Святейшего святых, на Того, Кто так бесконечно противоположен черноте и неправде его собственной души. Грешная совесть его была как никогда глубоко встревожена. Он стремился увидеть чудесного Пророка, подобного Которому мир еще не видел. И в сердце своем он помышлял: «А что же я, грешный, неужели и дальше буду коснеть в такой окаянной жизни, за которую люди меня ненавидят и презирают?»

    А Господь знал, какой перелом произошел в его грешной душе, знал, что эту душу не трудно спасти. Именно поэтому и намеревался Он прийти в дом Закхея.

    Закхей быстро слез с дерева и побежал домой, чтобы принять Господа Иисуса Христа. И затем, потрясенный посещением Христовым, стал перед Ним и, сразу и решительно отказавшись от своего сребролюбия, сказал: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).

    Вот пример глубокого покаяния. Вот как глубоко потрясло душу этого грешного человека Божественное посещение. Как к нему, такому окаянному грешнику, презираемому людьми, именно к нему пришел Сам Господь Иисус Христос?! Что же ответил Господь? Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9).

    Итак, Закхей, грешный человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи со Христом. И эта встреча произошла, принеся его дому спасение. На примере Закхея святая Церковь призывает нас взыскать Господа, оживить в своей душе страх Божий осознанием своей греховности и потребности покаяния и обновления.

    А разве у нас мало грехов, разве мы не должны всем сердцем покаяться, подобно Закхею, и так же, как и он, вернуть долги обиженным нами? Да будет нам всегда примером это обращение начальника мытарей. Постараемся и мы, когда невидимо посетит нас Господь, принять Его так, как принял Закхей, и удостоиться тех же слов, которые услышал он. Аминь.

     

    II. Призыв Христа к покаянию

    Сегодня святая Церковь призывает нас вникнуть в евангельское повествование о Закхее. Хотелось бы обратить ваше внимание на следующие его моменты.

    Когда Господь Иисус Христос, поравнявшись с Закхеем, остановился и позвал его по имени, как друга, как давнего знакомого: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5), — какая буря внезапно всколыхнула сердце этого грешника-мытаря! «В моем доме хочет быть этот Святейший святых, этот Чудотворец? Значит, Он не гнушается мною?» Вдруг все перевернулось в его душе, он внезапно стал другим человеком.

    Почему же в нем произошел такой переворот? Потому что слово Божие могущественно, острее меча обоюдоострого, оно проходит до разделения составов и мозгов (Евр. 4, 12), оно внезапно как бы рассекает человека надвое, все изменяя в нем. Сила призыва Господня, сила Божественной любви безгранично велика. Она произвела такой переворот не только в душе Закхея, но также и в душе другого мытаря — Левия, который потом стал апостолом и евангелистом Матфеем.

    И теперь, когда мы читаем или слышим слова Божии, запечатленные в Евангелии, они производят такое же потрясающее действие на наши души.

    Мы знаем из житий святых, что многие из них обратились на путь подвижничества только потому, что в храме Божием слышали слова Христовы: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24); или слова, обращенные к книжнику, искавшему совершенства: Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим (Лк. 19, 21); или слова о том, что Его надо любить больше, чем отца своего и мать, братьев и сестер, и даже больше самой жизни своей (см. Мф. 10, 37). Эти слова Господа имели такое могущественное воздействие на их души, что они внезапно решались все оставить, все продать и раздать нищим, оставить свою семью, взять крест свой и пойти за Христом. Так было с преподобными Антонием Великим, Макарием Египетским, которые ушли в дикую египетскую пустыню, и многими другими.

    Такова сила слова Божия. А в чем же тайна этой силы? Почему слово Божие так могущественно воздействует на людей? Почему так потрясен был Закхей простыми словами Спасителя? Потому что в этих словах, обращенных к нему, но относящихся ко всем нам, чувствовалась безмерная Божественная любовь нашего Спасителя, чувствовалось, что нас грешных, окаянных, преступивших закон Божий, Христос не отвергает, жалеет, любит и зовет на путь спасения.

    Фарисеи же, мнившие себя праведниками и учителями народа израильского, ненавидели и презирали этих несчастных, клеймили их злыми словами, отказывались от всякого общения с ними, как с нечистыми и недостойными.

    Христос же поступал не так. Когда Он вошел в дом Закхея, который принял Его с радостью, туда пришли также многие мытари, грешники и блудницы, и возлегли вместе с Ним за трапезой. Фарисеи и книжники, видя это, негодуя, роптали на Господа.

    В другой раз, в похожей ситуации, Он отвечал им, возложившим надежды только на свои лицемерные молитвы, творимые напоказ на перекрестках улиц, и надеявшимся получить через это спасение: Пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

    Было время, когда нужны были жертвы, ибо они были прообразом единой истинной, Голгофской Жертвы на Кресте. Но когда совершилась эта страшная и последняя Жертва, тогда древние жертвы прекратились и настала новая эра, эра милости и любви, которую принес на землю Господь Иисус Христос.

    Он хочет от нас доброго отношения, милости к несчастным, слабым людям, к падшим и презираемым, даже к тем, кого, казалось бы, с полным правом можно считать отверженными: к ворам, бандитам, блудницам, убийцам. «Как, — спросите вы, — неужели мы должны их любить?» Да, именно по отношению к ним мы должны быть более внимательными, чем к кому-либо другому, по отношению к ним мы должны быть как можно более осторожными в словах, потому что они тяжело больны духом.

    Разве с больными телом мы не обращаемся с гораздо большей осторожностью и нежностью, чем со здоровыми? Знайте же, что и эти несчастные, которых мы считаем отверженными, эти преступники имеют сердце человеческое, их мучает совесть, они терзаются. Им тяжело нести гнет всеобщего отвержения, презрения и проклятия.

    Мне известно по опыту, как легко глубоко взволновать даже такое преступное сердце. Поверьте, что и самый закоренелый преступник содрогнется в сердце своем, услышав не злое слово осуждения, а слова уважения и любви. Его душу можно переродить одним добрым словом, если проявить уважение к его человеческому достоинству, так низко павшему, совершить в ней переворот, подобный тому, какой совершил Господь в сердце мытаря Закхея. И он пойдет за вами, станет служить вам, будет платить глубокой привязанностью за то, что вы его не проклинаете, не осуждаете, за ваше доброе слово, к которому совершенно не привык.

    Не будем же ни над кем превозноситься, всегда будем помнить о своих грехах и любить всех ближних, без исключения, ибо мы не знаем, каково сердце их пред очами Божиими. Мы знаем примеры, когда разбойники, совершившие множество убийств, потом под влиянием Божией благодати вдруг останавливались, опускали свои кровавые руки и с низко поникнувшей головой уходили в монастырь, где в течение долгих лет каялись так, как не умеем каяться мы. И Господь принимал их покаяние и совершенно оправдывал их, так что они даже получали дар чудотворения.

    Как же смеем мы превозноситься над теми, кто тоже, может быть, покается и получит от Всемогущего Бога прощение всех своих грехов? Ибо только глубокое покаяние очищает нас перед Богом.

    Мытари, разбойники и блудницы услышали призыв Христа к покаянию и принесли Ему в жертву свои сокрушенные сердца. Господь спас не только Закхея, но и блудницу, обливавшую ноги Его слезами, отиравшую их своими волосами и возливавшую на них драгоценное миро (Лк. 7, 38); спас и разбойника, распятого рядом с Ним на кресте и сказавшего: Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое. Господь ответил ему: Сегодня же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 42-43).

    Господь пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10), — не только тех, которые окружали Его во время Его земной жизни, но и тех, которые будут жить в последующие времена, в том числе и нас. Он стоит у сердца каждого из нас, и стучит, и смиренно просит, чтобы мы впустили Его. Он останавливается около каждого из нас, зовет по имени, и призывает к покаянию, и спасает.

    И сегодня немало тяжких грешников, подобных Закхею, но есть и такие, которые, в отличие от него, не решаются даже воззреть на Крест Христов, не решаются войти в храм, считая себя погибшими, обреченными, считая, что их уже никто не спасет и что Христос от них отвернулся.

    Верно ли это? Нет, совсем неверно. Господь ни от кого не отворачивается. Он сказал: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37); Я есмь Пастырь добрый. Пастырь добрый полагает душу свою за овец (Ин. 10, 11). За всех нас, больных, паршивых овец, Господь положил душу Свою на Кресте Голгофском. У святого пророка Иезекииля читаем: Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, — говорит Господь Бог. — Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде (Иез. 34, 15-16). А вот как передает слова Господа пророк Исаия: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).

    Таково человеколюбие Божие! Даже если человек будет исполнен всякого порока и сделает все, что затворяет для него вход в царство небесное, даже если великий подвижник сделается прелюбодеем и убийцей, все равно он не должен отчаиваться. Даже если кто-то дошел до самой крайней степени порочности, а потом решился возвратиться на путь добродетели, — и такого Господь принимает, и такого жалеет, и исцеляет, и ободряет, и радуется его спасению как Добрый Пастырь, как любящий Отец. Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния.

    Будем же всегда помнить об этом и всем сердцем стремиться к Господу. Аминь.

     

    6 февраля 1950 г.

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Принесем Тебе любовь нашу». Беседы в дни Великого поста. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 9-18

     

     

    Рекомендуем также:

    Краткое житие святителя Луки Крымского
    Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, исповеднику
    И. Д. Андреев. Антоний Великий
    Великий пост. Недели приготовительные к Великому посту
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слова в неделю о мытаре и фарисее
    Священномученик Сергий (Мечев). Неделя о блудном сыне

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100