|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст О любви Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения. Я думаю даже, что и язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия. Итак, неужели на том основании, что ее не могут в совершенстве изъяснить ни человеческий, ни ангельский язык, и мы откажемся от этого? Ни в коем случае, потому что Богу приятны и самые великие жертвы богачей, но в то же время приятны бывают и иные жертвы, хотя бы и самые незначительные, раз они принесены нелицемерно и по доброму побуждению, подобно тому как была предпочтена дарам тех, которые принесли много золота, жертва евангельской вдовы, бросившей в сокровищницу две лепты. Так и мы, возлагая надежду на Господа, помощника и исправителя речей, с сердечным усердием ввергнем в сокровищницу души вашей два динария любви. А этими двумя динариями, по моему мнению, являются две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки. Ведь Господь сказал в Евангелии: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. XXII, 37, 39, 40). Любовь к Богу и любовь к ближнему - это две заповеди, взаимно связанные между собою: кто исполняет первую из них и не исполняет второй, тот является чуждым и той, которую он исполняет. Подобно тому как душа без тела, или, наоборот, тело без души, не носят названия человека, точно также и любовь к Богу, если она не сопровождается любовию и к ближнему, не есть любовь, и наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовию к Богу, не называется любовью. Вот почему редко можно встретить совершенную любовь. Язычники не знают ее, хотя по-видимому и питают любовь друг к другу, они чужды ей, так как не знают Бога. Иудеи, хотя и имеют любовь между собою, но поелику возненавидели Господа закона, гласящего: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, питали ненависть вместо любви, и распяли Господа славы, как Он говорит у пророка: и положиша ненависть за возлюбление Мое (Пс. CVIII, 5). Не обладают этого любовью и те, кто говорит, что Сын Божий есть создание или тварь, хотя бы они и имели любовь друг к другу. В самом деле, каким образом тот, кто любит Отца, может назвать Его творцом и создателем Христа, а не Родителем? Или как может говорить, что любит Сына тот, кто утверждает, что Он есть создание и тварь? Хотя бы человек, не любящий Сына, и говорил, что он любит Отца, он все же лишен любви к Отцу, как говорит апостол: всякий, не имеющий Сына, не имеет и Отца (1 Иоан. II, 23). Не имеют этой любви и те, кто называет созданием и тварью Духа (Святаго), хотя они по-видимому исповедуют и любят Отца, потому что если кто не имеет Духа Христова, тот не Его. Итак, истинною любовью обладают те, которые православно мыслят об Отце, Сыне и Святом Духе и питают взаимную любовь друг к другу. Любовь исповедует Отца, поклоняется Сыну и славословит Духа Святаго; любовь не разделяет единства Троицы. О, любовь! Сожительница ангелов, совоспитанница отцов, сослужительница пророков, сподвижница мучеников, сопричастница апостолов, союз Церкви! Любовь не знает войны, не имеет врагов, водворяет мир; любовь укрощает жаждущий крови гнев, делает достойными уважения одаренных разумом людей; любовь, не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце; любовь, сладчайшая меда и молока, доставляет сладость не только устам, но изливает ее и в глубину сердца; любовь соединяет всех, ею утверждается земное и умножается небесное; любовь, ради которой Бог послал Сына Своего в мир: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго (Иоан. III, 16), (послав) Его в мир за нас; любовь научила переносить опасности на море и на суше; любовь делает совершенными, ублажает и увенчивает мучеников; любовь смотрит на ближнего, как на самое себя и считает свою собственность принадлежащей всем; любовь считает как бы собственною нужду ближнего; любовь уготовляет общую трапезу всем, как бедному, так и богатому, мудрому и неразумному; любовь исполняет сладостию претерпевающую огорчения душу, врачует страждущую, оживляет смиренную; любовь распространяет неугасимый свет девства и с усердием ищет своих; любовь отверзает врата Царства Небеснаго и вводит в него венценосное девство, а равно не препятствует войти в него тем, кто проводит жизнь в честном браке; любовь любит милостыню и уготовляет блистающие золотом венцы творящим ее; любовь не знает гордости и прославляет смиренных; любовь избегает злословия и находит удовольствие в благословении; любовь внушает согласие мужам и женам, пребывающим в супружестве, и не желает, чтобы они когда-либо разлучались друг от друга; любовь побуждает отцов любить детей, а детей - служить родителям, как господам своим; любовь убеждает господ быть милостивыми по отношению к слугам своим и увещевает слуг искренно служить господам; любовь исключает страх и вселяет в сердце дерзновение к Богу, как сказано: совершенна любы вон изгоняет страх (1 Иоан. IV, 18); любовь сплела нам этот венец отцов и утвердила в нас сладостный и плодоносный корень надежды; любовь вводит стадо в ограду Церкви и питает его неувядающей роскошью рая; любовь сделала единым и внимательным слух всех нас и расширила речь нашу; любовь воспитывает тело, воспламеняет дух, убеляет душу; любовь делает достойными уважения труды подвижников и отверзает им радостное лоно Сына. Да сподобит же Господь всяческих и нас этого лона во веки веков. Аминь. Текст приводится по изданию: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. С. 995-997.
Рекомендуем также: Святитель Иоанн Златоуст. О надежде (spurium) Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |