• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    О надежде

     

    Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

     

    Все люди по природе способны к занятиям, так как по природе наделены разумом и прозорливостию. Каждый из них предается или занятию земледелием, путешествием или какому-либо другому искусству, ободряемый надеждою. Все с готовностию переносят труды и усилия, опасности и скорби, в ожидании будущих благ. Так земледелец, напрягая силы и члены свои и согнув спину и взяв в обе руки шест и плуг, с готовностию переносит и зимние морозы и те мучения, которые доставляют ему комья земли и растущие тернии, утешая себя в трудах ожиданием будущих плодов. И путешественник, идя по непроходимым и крутым дорогам и отбивая о твердую землю подошвы ног, обливаясь обильным потом с головы до ног, мужественно переносит зной и недостаток в воде и пище, ради ожидаемой им от путешествия пользы. Также и врачи переносят зловоние при вскрытии распухших ран и не отказываются грязнить руки при опорожнении желудков и излияниях гноя ради выздоровления больных и ради ожидаемой ими самими богатой награды от врачуемых. А мореплаватели, покинувши землю и рассекая темно-голубую поверхность соленого моря, переносят и сильные противные ветры и ужасное беспокойство, напряжение запутавшихся снастей, ужасный шум парусов и скрип рей, и видят пред своими глазами страшные ревущие волны, — и все это ради ожидаемого ими спасения и выгоды от плавания. Все эти люди и громадное число других переносят труды и опасности в надежде на кратковременное благо. Тем более богобоязненный народ христианский, разумею мужей и жен (ведь Богу служит не только мужчина, но и женщина), с готовностию переносит, и не телесными силами, но душевным мужеством, гонения и голод, пост, бодрствование, лежание на земле и тяжесть других невыразимых скорбей, и притом как тот, так и другой пол, ради безсмертной и блаженной надежды на небесах. Итак, пусть каждый остается при своем деле и утверждается в надежде: земледелец духовной нивы, ввергни плуг учения в способное к восприятию место разума; затем, ниспровергши предварительно еретические семена, исторгни побеги иудейских и языческих лукавых умствований, чтобы, очистив душу, посеять в ней святые семена веры, радость надежды и сладость любви. Ведь не одному только Иеремии дал Бог власть разрушать худшее и насаждать лучшее, но и тебе, в словах: се дах словеса Моя во уста твоя; се поставих тя днесь над языки и над царствы, да искорениши и разориши и расточиши, и паки созиждеши и насадиши (Иерем. I, 9-10). Итак, искореняй дикие порывы сладострастия и насаждай чистые представления целомудрия, разоряй насаждения зла и насаждай образ жизни Христа, расточи отвратительные учения и устреми ум свой к благим помыслам. Домостроитель! Разрушь созданные в душах людей хитростию диавола злые образы и созидай храм Божий, полагая в основание Сына Христа, тот краеугольный камень, на котором созидаются прекрасные дела правды. Поступая таким образом, ты, хотя бы и подвергался страданиям, терпи; не унывай, если будешь испытывать гонения и не уклоняйся, хотя бы тебе и пришлось терпеть голод, но с готовностию переноси все, ради ожидаемого тобою приобретения райского наслаждения. Ты путник, по слову сказавшего: соверши стопы моя в стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя (Псал. XVI, 5); избегай широкого и просторного пути, ведущего к погибели; возьми посох Духа, который совершает два дела: убивает сидящего на пути коварного дракона и поддерживает тебя, ослабевающего и падающего от искушений. Переноси постигшее тебя испытание; если томишься жаждой, — прибегни к безсмертному источнику — Христу; если алчешь, — ищи хлеба жизни, чтобы тебе не ослабеть и не упасть, будучи обезсиленным наслаждениями; укрепись силами, взирая на конец пути и надеясь на получение в Царстве Небесном жизни, подобной жизни ангелов. Врач душ! Вырежь мечом духовным распухшие и покрытые гноем язвы гордости, омой водою учения нечистоту страстей, исцели раны, нанесенные душам человеческим грехом, пользуясь для того, как говорит Христос, вином и елеем; вином свяжи, чтобы ослабевший человек не предавался более вожделениям, а елеем смягчи душевные страдания и обещай скорое отпущение преждесоделанных прегрешений. Не пренебрегай нищим, принимая в разсчет денежную выгоду, и не презирай богатого из-за отвратительного богатства, но одинаково призывай и бедного и богатого к воздержанию. Не лишай никого надежды, даже и самого отчаянного грешника, чтобы не ввергнуть в бездну греха, но протяни руку свою погибающему, говоря: Господь пришел спасти не праведников, но грешников, - чтобы они, став ревностными и уклонившись от зла, стали творить добрые дела и спаслись. Делай все ради выздоровления больных, питая себя надеждою спасаемых, т. е. радостию, ожидаемою от Бога. Подобно борцу, подвизайся законно, потому что никто не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. II, 5). Несть (наша) брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы сея, к духовом злобы поднебесным (Ефес. VI, 12). Люби аскетические подвиги и избегай диавольских сетей. Взирай на Павла, бегущего, упражняющегося в бою, подвизающегося. Я бегу так, говорит он, чтобы получить; бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю тело мое, чтобы проповедуя (другим), самому не остаться недостойным (1 Кор. IX, 26, 27). Итак, беги, чтобы получить, бейся и подвизайся, чтобы победить врага; умастись елеем благочестия; ты имеешь примеры борьбы, оставленные тебе святыми отцами: вооружись же незлобием Моисея, целомудрием Иосифа, кротостию Давида, девством Илии, постом Елисея, нищетою Исаии, верою Павла и Петра и любовию Христа, чтобы, после того как ты будешь прекрасно подвизаться во всех этих добродетелях, получить тебе знамя победы из руки Божией. Ты пастырь словесных овец Христовых? Собери овец в двор овчий, обрати заблудших, свяжи надломленных, уврачуй истерзанных волками, отгони волков, созови собак на защиту стада, не сонливых, но лающих и собирающих стадо Господне, а тех отгони. Покажи вечно цветущий злак, прозябший из Марии, укажи безсмертный источник крещения, омой водою слез оскверненную овцу, переноси всякий труд и тяготу, чтобы получить тебе неувядаемый венец славы, когда явится пастыреначальник Христос. Ты овца? Повинуйся пастырю своему, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а для того, чтобы отвратить тебя от заблуждения. Почитай без разсуждения прозябший из жезла Иессеева цвет, пей воду из безсмертнаго источника, истекающего из высокой скалы, чтобы потом вселиться во дворы веселия; не собирай богатства, а тем более не люби его; избегай заботы о деньгах; не собирай имений, из-за которых возникают преступления, но раздавай обильно пищу нищим, в надежде собрать обильную и спелую жатву души. Бедный, не малодушествуй, не проклинай жизнь свою, не богохульствуй, но воздай благодарение, перенеси кратковременное бремя бедности, взирай на прообраз твой — Лазаря и утвердись в надежде, так как и ты сделаешься участником успокоения на лоне Авраама. Да сподобит и нас всех Господь Бог достигнуть его во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: О надежде // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 992-995.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Иоанн Златоуст. О любви (spurium)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100