• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон“

    ___________________

    Архимандрит Исидор (Минаев),
    начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

    «Облака на Фаворе или туман в голове»

     

    Источник: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Официальный сайт

    21 января 2011

     

    11 января на сайте «Интерфакс-религия» была размещена статья «Метеорологи не смогли найти объяснения схождению облака на месте предполагаемого Преображения Господня», которая затем появилась на нескольких церковных сайтах (так же она публикуется и на нашем сайте). В связи с этой публикацией хотел бы поделиться некоторыми размышлениями.

    Как говорится в вышеупомянутой статье, ученые не смогли дать объяснения ежегодному схождению облака на гору Фавор в день праздника Преображения Господня. Для меня это и не удивительно. Потому что ученые попытались вырваться из области рационального эксперимента и проникнуть в область духовных таинств, что представляется совершенно невозможным и не согласуется ни с научным методом познания жизни, ни с православной традицией отношения к сверхъестественному. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов еще в 18 веке писал: «Не здраво рассуждает математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем, таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии». В данном контексте цитата из Ломоносова выглядит очень толерантной, чего не скажешь о нелицеприятных словах Христа, обращенных к людям, ищущим сверхъестественных знамений: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16, 1-6).

    Далее поясню относительно облаков на горе Фавор. Лёгкие облака и туман на Фаворе летом – явления нередко встречающиеся. Это подтверждает игумен греческого православного монастыря на Фаворе архимандрит Иларион и те, кто служит в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и регулярно сопровождает паломников. Упоминания об облаках нам удалось обнаружить и в нескольких книгах, издававшихся начиная с первой половины XIX века. Приведу несколько цитат в переводе на русский: «На протяжении большей части лета Фавор утром покрывают густые облака, которые рассеиваются к полудню, а ночью выпадают обильные росы» (“A Guide to the Study of the Bible”, in Supplement to the Comprehensive Commentary, ed. W. Jenks, Brattleboro’, 1838, стр. 172).

    «На Фаворе, как и во всей Палестине, есть только два времени года: время дождей и время засухи. Дожди, поначалу очень небольшие, начинаются, в последних числах октября или, скорее, в начале ноября, или, даже только в декабре, как было в 1899 году. На протяжении трёх последующих месяцев дожди очень обильны и временами сопровождаются громом. Количество осадков, выпадающих за этот период, в два-три раза превышает количество осадков в центральной Европе за целый год. В марте количество дождей уменьшается, а в следующем месяце они полностью прекращаются. На протяжении остальной части года небо всегда бывает ясным. Природа, конечно, теряет свою красоту, но роса, обильно выпадающая ночью, немного восполняет отсутствие дождей и поддерживает жизнь растений вопреки солнечному зною. Обилие росы и охлаждение атмосферы к рассвету часто бывают причиной туманов, которые обволакивают Фавор, пока их не рассеет солнце. Иногда эти туманы тянутся лишь по низу Ездрелонской равнины. Над этими облаками сияющей белизны возвышаются, словно острова, Фавор, Малый Ермон, Гелвуйские горы и гора Свержения, освещаемые солнцем. Противостоя этому светилу, которое устремляет лучи, чтобы их рассеять, облака волнуются, сжимаются и порой поднимаются высоко вверх, чтобы вместе тотчас упасть; от силы этого движения они раскрываются и сквозь распахнутую бездну белых паров дают увидеть кусочек зелёной равнины, где араб обрабатывает своё поле или пасёт стада. Это впечатляющее зрелище, и бушующее море не в силах дать о нём представление» (Meistermann B., Le Mont Thabor, Paris: J. Mersch, 1899, стр. 130-131).

    «Климат Фавора – умеренный и здоровый. В летние дни вечером и утром вершину горы окружает густое облако, которое рассеивается с восходом солнца. Каждый день животворный приятный ветерок, к полудню сменяющийся росистым ветром, делает пребывание на вершине горы приятным и желанным» (Hierodiakonos Beniamin Ioannidou, “To Thavor, hetoi Perigraphe topographike kai historike tou Thavoriou orous”, en Hierousolymois, 1867 // To Thavor, oros tes Metamorphoseos, 1993, стр. 44-45).

    Как правило, облако бывает на Фаворе и в праздник Преображения Господня перед рассветом. Как и сама гора, оно напоминает нам о чуде Преображения, явленного Христом ученикам, и неизменно радует тысячи паломников. Но при этом облаку вовсе не обязательно быть сверхъестественным по своей природе, ведь Бог действует в мире, как через сверхъестественные единичные явления, так и явления, совершающиеся по установленным Им законам природы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) напоминает нам о святоотеческой православной традиции отношения к чудесам, полной духовного трезвения и убеждения в том, что мы должны «бегать чудес», а не искать их: «Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность» (2, 16-17). «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещавают с одной стороны не порицать явления, чтобы не подвергнуть порицанию святое, а с другой никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтобы не впасть в сеть лукавого духа» (т.6, 290).

    Человеку верующему, конечно, свойственно желание быть ближе к Богу и ощущать Его присутствие. Но стремление достичь это через поиск чудес в материальном мире – будь то желание непременно увидеть облако на Фаворе, огонь в Великую Субботу или движение Иордана вспять в Крещенский сочельник – это настрой неверный и опасный. Нам нужно всегда помнить о том, что к Богу мы приближаемся, прежде всего, через духовное делание – труд над очищением своего сердца, преодоление порочности падшего человеческого естества и стремления делать добрые дела: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). «Кто хочет увидеть Христа, духом должен подняться высоко над природой, ибо Христос выше природы» – пишет святитель Николай Сербский. А если обратиться к свидетельствам со Святой Земли, то можно процитировать древнюю византийскую надпись на мозаичном полу в храме Пресвятой Богородицы в городе Мадаба в Иордании: «Если хочешь увидеть Марию, Деву Матерь Божию, и Христа, от Нее рожденного, Царя всех, Единородного Сына Единого Бога, очисти свой ум, тело и дела».

     

     

    Рекомендуем также:

    Преображение Господне (Мф. 17: 1-9)
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в день Преображения Господня
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Слово, сказанное в праздник Преображения Господня в Успенском кафедральном соборе Одессы
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Преображение Господне
    Митрополит Николай (Ярушевич). Проповедь в день Преображения Господня
    Откуда взялся пост на яблоки до Спаса и запрет на купание после Илии?
    Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. На день Преображения Господня (стихотворение)
    Александр Потемкин. Конфликт интерпретаций: "чудо благодатного огня" или "знамение самовозгорания"?

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100