• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

    Слово, сказанное в праздник Преображения Господня в Успенском кафедральном соборе Одессы

    19 августа 1974 года

     

    Приветствую вас, дорогие братья и сестры, с праздником. Несколько слов в связи с праздником хочу предложить вашему вниманию.

    Основной целью жизни православного христианина является достижение Царства Небесного. Существует понятие, что Царство Небесное — это то, что находится и потустороннем мире, то, что находится только на Небесах. Но так ли это? Царство Божие находится и здесь, на земле, во всяком случае начинается здесь, на земле, и простирается на Небо. И тот, кто хочет быть наследником Царства Божия, должен входить в это Царство, находясь здесь, на земле. Я напомню вам слова Христа Спасителя, сказанные Его ученикам и апостолам: “Аминь глаголю вам, (яко) суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем” (Мф. 16, 28), или, как называет его евангелист,— “Царствие Божие, пришедшее в силе” (Мк. 9, 1). Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал за несколько дней до Его Славного Преображения.

    Царство Божие, пришедшее в силе, явлено было, дорогие братья и сестры, на Фаворской горе. Туда были удостоены восхождения не все апостолы. Почему? Потому что Царствие Небесное, как говорит Священное Писание, нудится и только “нуждницы восхищают е” (Мф. 11, 12), то есть в Царство Божие входит только тот, кто к этому стремится, кто постоянно побуждает себя к доброделанию. Господь оставил у подножия горы Своих учеников, кроме Петра, Иакова и Иоанна, которые взошли с Ним на гору Фаворскую. Почему? Потому что среди них был один, не достойный видеть славу Божию, славу Царства Небесного. Как объясняют святые отцы, для того, чтобы Иуда не думал, что Господь относится к нему с предубеждением, Господь не оставил у подножия горы его одного, но оставил с ним и других апостолов.

    На гору взошли три апостола — Петр, Иаков и Иоанн. Почему именно они? Петр - как образ твердого исповедания (как и сказал ему Христос: “ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(Мф. 16, 18). Иоанн— как апостол любви. Иаков— как образ терпения. Этим апостолам на горе Фавор было явлено Царство Божие, они увидели его, находясь на земле. Они видели своего Божественного Учителя с сияющим лицом, видели Его белым, словно снег, видели, как пророк и законодатель Моисей предстал их Учителю и Господу “в рабьем зраке”, и пророк Илия, охранитель этого закона, предстал собеседующим Господу (Мф. гл. 17).

    Одно из песнопений церковных говорит, что Преображение Господне - это прообраз Воскресения, прообраз той Славы Божией, которая придет к Богу и человеку после Его Славного Воскресения. Преображение Господне показывает, что Царство Божие начинается на земле.

    Господь сказал, что “Царство Божие внутрь вас есть. Что это за состояние? К нему христианин стремится в продолжение всей своей жизни, но не всегда его достигает. А Господь подчеркнул, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Об этом никогда не надо забывать. Тот, кто хочет быть наследником Царства Божия, должен становиться наследником его еще здесь, на земле, приобретая все те добродетели, чрез которые просияют наши лица и чрез которые одежды наши убелятся, как снег, неземной чистотой.

    Что такое сияние лица? Вспомним образ преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского, чудотворца. Он, совершенствуя себя, духовно достиг такой чистоты духа и полноты приобщения Царству Божию на земле, что лицо его сияло, как солнце. Он каждого человека, приходящего к нему, встречал с великой радостью. Он каждому говорил: “Радость моя! Христос воскресе! Все люди для него были радостью, его радостью. Это величайшая добродетель — сочетание любви к ближнему с любовью к Богу. А если есть любовь к Богу, то, следовательно, тот, кто совершенствует себя духовно, становится наследником Царствия Божия на земле.

    У апостола Павла есть слова, говорящие о том, что Преображение— это праздник не только Господень, но праздник всех людей, праздник всякого человека, праздник, который зовет всех к духовному совершенствованию, праздник, указывающий народу Царство Небесное.

    Вот, дорогие братья и сестры, с таким настроением, с таким состоянием духа в стремлении к Небесному Царству мы должны праздновать этот день, и я желаю вам всем благодатной помощи в духовном совершенствовании, дабы достигнуть такого совершенства— начать Царство Божие на земле и по этому пути войти в Царство Божие на Небе. Аминь.

     

     

    Рекомендуем также:

    Преображение Господне
    Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в день Преображения Господня
    Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Преображение Господне
    Митрополит Николай (Ярушевич). Проповедь в день Преображения Господня

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100