|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Ксения Кривошеина Святыни Франции За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных, но только единицы знают, сколько эта земля, несмотря на войны и революции, сохранила раннехристианских святынь. До 1054 года, когда единая Церковь раскололась на Православную и Католическую, святыни были общими. Сегодня во избежание путаницы и споров их принято называть раннехристианскими. Терновый венец Спасителя В октябре 2007-го гигантский Собор Парижской Богоматери не смог вместить всех желающих — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен у великой раннехристианской святыни, Тернового венца Спасителя. Толпа русских парижан вылилась на площадь. Терновый венец вместе с частицей Креста Господня были вынесены на алтарь, и молитва предстоятеля Православной Церкви впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!
Реликварий, в котором хранится Терновый венец Спасителя. В Страстную пятницу католической Пасхалии святыню выносят из сокровищницы собора на амвон, чтобы верующие могли к ней приложиться Терновый венец Спасителя находится в сокровищнице собора Нотр-Дам-де-Пари с 1806 года. Как же он оказался во Франции? Последний император Латинской империи Балдуин II продал королю Франции святому Людовику IX многочисленные христианские реликвии, находившиеся тогда в Константинополе. Каково же было удивление святого Людовика, когда среди них обнаружился Терновый венец Спасителя! 9 августа 1238 года, сняв с себя королевское облачение, Людовик вместе со своим братом торжественно внес на плечах в столицу великую святыню. Через три года в Париж из Константинополя была перевезена и частица Креста Господня. Для этих реликвий в центре города на острове Ситэ была воздвигнута часовня Сент-Шапель, на строительство которой пошло в два раза больше средств, чем на покупку Тернового венца. Сюда же перенесли и фрагмент Честного Креста и один из гвоздей, вбитых в тело Спасителя. Терновые шипы, а их в Венце было 70, разошлись по храмам всего мира. Во время Французской революции Сент-Шапель была закрыта, но святыни удалось спасти — их тайно вынесли и спрятали в подвалах Национальной библиотеки. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном и Римским папой реликвии были возвращены парижскому архиепископу. Их поместили в специальные запаянные стеклянные ампулы, и с 1806 года до сего дня они находятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери. В Страстную пятницу католической Пасхалии Святыни выносятся в собор на амвон, чтобы верующие могли к ним приложиться. Уже несколько лет Великим постом православные архиереи Сербии, Болгарии, Греции, России служат в соборе молебны, читают акафисты при стечении огромного числа верующих со всей Европы. Чудесное возвращение Иверской Божией Матери В кафедральном храме Трех Святителей (РПЦ) в самом центре французской столицы находится чудотворная икона Иверской Божией Матери. История ее спасения из рук торговцев похожа на детектив. В 1930 году эмигрант А. Н. Павлов в одной из парижских антикварных лавочек увидел огромную икону Божией Матери. Павлов стал расспрашивать хозяина, как к нему попала эта икона. Оказалось, она была вывезена одним французским офицером из Москвы в 1812 году, и теперь потомки этого офицера хотели продать ее. Весть об удивительной находке быстро облетела всю русскую эмиграцию. Явление Иверской было воспринято как настоящее чудо. Как известно, в 1812 году французские солдаты, разграбившие Москву, не пощадили и церквей. Из одного только Успенского собора было вынесено драгоценной утвари 18 пудов золота и 325 пудов серебра, были сорваны оклады с икон, а из Иверской часовни пропала главная святыня — Иверская икона. Позднее, в 1852-м, была написана ее точная копия, которая оставалась в часовне до революции 1917-го, именно ее образ и остался в памяти москвичей. В 1922 году все убранство часовни было опять изъято, на этот раз большевиками, а икона перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. Но вернемся к нашей парижской Иверской Богоматери. Русские эмигранты привели в магазин специалистов, которые внимательно изучили поверхность доски, взяли пробы лака и краски и в результате пришли к выводу, что перед ними, вероятнее всего, именно та самая икона, которая исчезла из Москвы в 1812 году и промыслом Божиим находилась почти 120 лет в безвестности. Хозяин-антиквар быстро сообразил, что является обладателем музейной редкости, и взвинтил цену. Эмиграции пришлось создать специальный комитет по сбору средств для выкупа святыни. В конце концов удалось собрать задаток, позволивший забрать икону из магазина. Иверская икона Божией Матери начала путешествовать по всей Франции. Перед ней совершали молебны в православном соборе в Ницце и в Каннах. Тем временем русские эмигранты продолжали собирать деньги для окончательного выкупа. Но нужная сумма никак не набиралась. Икону пришлось снова вернуть в магазин. А. Н. Павлов, ее «первооткрыватель», был в отчаянии и отправился за советом к епископу Вениамину (Федченкову), основателю подворья Трех Святителей. Как многие эмигрантские приходы, открытые в те 30-е годы в Париже, этот новый храм помещался в бывшем гараже. Приход только образовался, и денег остро не хватало. Каменные неоштукатуренные стены, фанерный иконостас, облачения, сшитые руками прихожанок… «Денег не было никаких, на которые можно было бы покупать пищу для живших при храме пяти монахов. Ели они только то, что прихожане складывали в картонные коробки у дверей одной кельи», — так рассказывал впоследствии митрополит Антоний Сурожский о жизни прихода Трех Святителей. Выслушав удручающий рассказ Павлова, епископ Вениамин немедленно поехал в магазин и обнаружил, что икону отправили в подвал как трудно продаваемый товар. Епископу разрешили спуститься вниз, там среди завалов всякой рухляди он и увидел Иверскую, стоящую вниз головой. Владыка Вениамин был в ужасе. Упав на колени перед образом, он на глазах удивленного хозяина стал слезно молиться. Вероятно, это зрелище произвело на антиквара сильное впечатление — он неожиданно снизил цену и даже согласился пойти на продажу в рассрочку, более того — разрешил епископу забрать икону в храм. Владыка Вениамин начал рассылать письма по всей Франции, призывая жертвовать на выкуп иконы кто сколько может. Эмигранты, состоятельные и бедствующие, стали присылать деньги. Прихожанка Наталья Соболева продала свое единственное изумрудное кольцо, и вырученная на этом сумма оказалась решающей. В январе 1932 года деньги были полностью выплачены, и икона водворилась на приходе. После этого счастливого события двери храма в течение месяца не запирались ни днем ни ночью. Люди со всей Франции ехали приложиться к святыне. И по сей день каждую среду вечером православные христиане самых разных национальностей читают акафист перед чудотворным образом Иверской Божией Матери. Как святая Елена исцелила монаха
Рака с мощами св. равноапостольной Елены, с 1820 года хранящаяся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Долгое время рака находилась высоко над главным престолом. После того как к святыне потянулись православные, а вслед за ними и католики, святыню перенесли в крипту под алтарем В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их история возвращает нас в IX век. Французский монах по имени Тёджист страдал неизлечимой болезнью, молился у раки св. Елены в Риме, в храме Свв. Маркеллина и Петра и получил исцеление. После этого он решил спрятаться в храме на ночь, выкрасть мощи и перевезти их во Францию. Ему это удалось. Но когда он привез мощи в свой монастырь около города Реймса и объявил об этом, монахи не поверили, что мощи настоящие, да и вообще осудили собрата-авантюриста. Вся эта история стала предметом большого «международного» епископского скандала. В конце концов папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в монастыре. Но король Карл Лысый не был уверен в подлинности мощей, а потому приказал монаха Тёджиста подвергнуть пытке кипятком и «посмотреть, как защитит его святая Елена». Вся братия монастыря три дня стояла на коленях и непрерывно молилась. А сам Тёджист, уже однажды исцеленный св. Еленой, без страха согласился на подобную муку. Монах вышел из испытания невредимым и даже не получил ожогов! С этого времени у мощей святой начали происходить исцеления. Монастырь в Реймском епископстве, где хранились мощи, стал процветать и превратился в центр паломничества. Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все монастырское имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Шло время, а с ним пришли и перемены, и уже состарившийся отец Грассар решился сообщить епископу Парижскому о том, где он спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании католики почти забыли, поскольку мощи находятся в саркофаге, подвешенном под сводами церкви. В 1997 году у св. Елены представителями трех православных юрисдикций (Константинопольской, Румынской и Московской) был совершен первый молебен, а в 2003-м — первая православная литургия. За последние годы в крипте церкви появились русские иконы, два раза в месяц здесь поют акафисты и служат литургию. По молитвам св. Елены при католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль образовалась православная община, и это святое место в центре Парижа зажило новой жизнью. Под Покровом Божией Матери Собор города Шартра, что в 90 км от Парижа, знаменит не только своей «чистой» готикой и изумительными витражами. Главная его достопримечтальность — хранящийся здесь Плат (Покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно он был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца. Покров был подарен собору королем Карлом II в 876 году. А в 911-м Шартр осадили норманны, и тогда епископ Жантельм, уповая на заступничество Богородицы, устроил крестный ход и вывесил Плат на городской стене. Произошло чудо — норманны обратились в бегство! В 1194 году весь город и собор были уничтожены пожаром. Одна из монахинь успела отнести ларец с Покровом в подземную часовню, где он находился вплоть до возведения нового собора Нотр-Дам-де-Шартр.
Шартрский собор - величайшее творение готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Здесь хранится Покров Богородицы - фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около 2 метров Обретение главы святого Иоанна Предтечи История главы св. Иоанна Предтечи связана со многими трагическими перипетиями, много раз за две тысячи лет она переходила из рук в руки, исчезала и обреталась. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город был разорен и ограблен. Каноник Валлон де Сардон нашел в развалинах одного дворца странный футляр. Он открыл его и увидел череп, лежащий на серебряном блюде под стеклянным колпаком. На блюде была надпись по-гречески, из которой стало ясно, что это глава св. Иоанна Предтечи. Валлон де Сардон решил увезти главу к себе на родину на север Франции. Через два года, в 1206 году, епископ города Амьена торжественно встретил мощи св. Иоанна, а в 1220 в Амьене был заложен первый камень кафедрального собора, в котором упокоилась глава св. Иоанна. После революции по всей Франции проходили описи церковного имущества с изъятием мощей, и реликварий подвергся надругательству. С мощей сняли все драгоценности, а саму главу было приказано отправить на кладбище. Но приказ не был исполнен. Мэр города тайно вывез сокровищницу и укрыл у себя в доме. Только через двадцать лет мощи св. Иоанна опять вернулись в собор. За последние три столетия во Франции распространилось недоверие к святыням, и паломничество к Амьенской святыне угасло. В 1958 году по благословению епископа Амьена была собрана научная комиссия, которая, проведя тщательную экспертизу, пришла к выводу, что святая глава действительно принадлежит Иоанну Крестителю. Можно ли жить по-божески без Бога? Для русских людей, особенно для тех, кто помнит богоборческий строй СССР, может показаться странным, что и во Франции судьба святынь была нелегкой. Французская революция тяжелым катком прошлась по Церкви. Раны вандализма до сих пор зияют на многих памятниках, скульптуры святых и ангелов обезглавлены, многие фрески замазаны штукатуркой, готические витражи разбиты. В начале XX века началась новая волна гонений. В школах запретили даже факультативную катехизацию, были закрыты сотни частных конфессиональных учреждений, из страны были изгнаны монашеские ордена, конфискованы церковные здания. Именно тогда был утвержден принцип «светскости» Французского государства. Реформы Второго Ватиканского собора 1962 года только оттолкнули, а не привлекли молодежь. Казалось, что месса под джаз или гитару заманит заблудших овец в «современную» церковь. Но храмы опустели еще больше, их приходится продавать с молотка или сдавать в аренду под дискотеки и рестораны. В современной Франции вера подменилась актом гуманитарной помощи. Сегодня француз, подающий милостыню, отправляющий посылку голодающим африканским детям, считает, что он живет не только по совести, но и по-божески, и вполне может обойтись без Церкви, без молитвы, без слова Господня и уж наверняка без священника. Долгие десятилетия французы были почти равнодушны к своим поистине драгоценным христианским реликвиям. За последние годы этот интерес возрос, кто знает, может в этом сыграли не последнюю роль и православные, которые ездят и в Амьен к Честной Главе св. Иоанна Предтечи, поклоняются Плату Божией Матери в 90 км от Парижа в городе Шартр, молятся у мощей царицы Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Источник: Православие и мир
Рекомендуем также: Земная жизнь Пресвятой Богородицы, — как высочайший образец совершеннейшей христианской жизни Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |